Поездка в Дагестан
Ногайская степь
В Кочубее мы переночевали в придорожной гостинице "Европа". По моим замечаниям, это одно из самых популярных названий в Дагестане. "Европа", "Европейская" - это очень распространенное название для гостиниц и кафе. При этом обычно по уровню качества и сервиса до европейского там как до Луны.
Что мы попали в мусульманский регион можно было определить очень просто - в туалете просто отсутствовала туалетная бумага, зато было биде и кумган. Такого я еще не видел, в той же Башкирии и Татарстане туалетная бумага есть всегда, также, как и кумган.
Эти места русские начали осваивать после присоединения Астраханского Ханства. Тогда северо-восточнее нынешнего Кизляра на исчезнувшей сейчас речке Тюменке был заложен Терской городок. С Волги на Терек переезжает часть казаков, к ним присоединяются местные русские казаки, жившие, как предполагается, туту уж сотню лет. Формируется Терское казачье войско.
Терские казаки
В XVII-XVIII вв русские цари и императоры активно стараются покорить Дагестан, проложить по Каспию надежный торговый путь в богатые ценными товарами Иран и Индию.
Так, Петр I в своем Персидском походе покоряет почти все дагестанское взморье, вплоть до самого Дербента.
Музей Петра 1 в Дербенте
Ключевым моментом, изменившим историю этих земель является закладка первой по настоящем мощной крепости Кизляр в 1735-м году.
После 1813 года после окончания русско-персидской войны по условиям Гюлистанского мира, земли современного Дагестана перешли Российской Империи. Крупные русские общины тогда появляются в основанных императорской властью Хасавюрте, Порт-Петровске (будущей Махачкале) и других местах этого региона.
В СССР население этих мест продолжает пополняться русскими специалистами, которых отправляли сюда по распределению и направлению. Надтеречная часть Дагестана входила в состав сформированной Дагестанской АССР в 1922 по 1938 год. В 1938 году в состав Орджоникидзевского края переданы из Дагестанской АССР пять районов: Ачикулакский, Караногайский, Каясулинский, Кизлярский, Шелковской. Из этих районов создан Кизлярский автономный округ с центром в г. Кизляре.
После депортации чеченцев и ингушей эти места вошли в состав Грозненской области. А после 1957 года чеченцы и ингуши вернулись в родные края, Грозненская область была упразднена, а Кизляр и другие районы с преимущественно русским населением возвращены в состав Дагестанской АССР.
Это стало своеобразной точкой обратного отсчета для русских в Дагестане. К тому времени их число достигло максимального значения в относительных цифрах - 20% населения и порядка 200 тысяч человек.
Сокращение русского населения происходило в несколько этапов. Первый связан с переброской русских районов в состав Дагестанской АССР. Тогда часть населения просто уехала в тот же Ставропольский край, хотя их число было невелико.
Второй этап связан с решением руководства Дагестана переселить горцев на равнину. Русские начали активно уезжать из сел в города, основном в Махачкалу. В городах до определённых пор рост численности русского населения продолжался, но доля значительно падала из-за урбанизации. Но со временем это перерастёт и на неисторическую надтеречную часть Дагестана и темпами не менее быстрыми, доля русских за Тереком начнёт сокращаться, а вместе с тем — и общая численность. Все это произошло на фоне демографического взрыва у местных неславянских народов, их численность быстро возрастала.
К распаду СССР в Дагестане будет ситуация, при которой русское абсолютное большинство останется только в Кизляре и подчинённом ему Комсомольске, да и то ненадолго. Интересно, что до того момента русские по-прежнему были народом №1 в Махачкале и Каспийске.
Самый же сложный этап начался в 90-е. Уже тысячи русских начали осознавать бесперспективность проживания в республике, откровенно бояться крепнущего национализма и исламского фактора и сокращение русского населения стало быстрым. Сейчас их число не превышает 3 процентов.
Кочубей был основан русскими в 1723 году на месте бывшего невольничьего рынка Кара-Базар (Черный базар) и носил это название вплоть до 1962 года. Тогда его переименовали в честь революционного комбрига Ивана Кочубея. Правда русских тут практически не осталось. И внешне мало что напоминает о том, что это было русское село. Те же дома из светлого шлифованного известняка-ракушечника как и в другом Дагестане, практически обязательные молельни при заправке, небольшие искусственные роднички. Даже церковь сейчас в селе одна, но есть три мечети и одно медресе.
Выехали из села когда еще не было восьми. Но солнцу уже нещадно палило и был густой смог от пожаров, горит степь. Едем в сторону Южного Дагестана, вокруг все та же брутальная Ногайская степь с полынью, выбитыми песками, солончаками и зарослями тамарикса
По пути решили заехать в Кизляр. Проехали мимо поста ДПС перед поворотом на Чечню. Нашел его фото в сети, на нем не видно главного - триптиха в виде "несвятой Троицы": Путина, Кадырова-старшего, Кадырова-младшего.
Говорят, что в Чечне такие триптихи на каждом углу. Что ж, будет повод побывать в этих краях еще.
Кизляр оказался на редкость запущенным и грязным захудалым городишком. Весь какой-то заросший и пыльный. Это самый русский город в Дагестане, хотя на первый взгляд это незаметно. А все потому, что оставшиеся русские не сильно отличаются от местных горных народов. Когда мы искали магазин, то обратились к одному парню. Он был одет в духе местного колорита - футболка, длинные спортивные штаны (в такую то жара) и китайских вьетнамках на босую ногу. И говорил с ужасным акцентом. Если бы не нательный крест и славянские черты лица, то я бы принял его за какого-нибудь аварца или даргинца.
Это в полной мере относится и к женщинам. Русские девушки и, особенно, женщины одеты точно также, как кавказские женщины - длинные закрытые платья, нередко платок на голове. И у многих настоящий кавказский акцент. Как сказал Абдул, мой бывший коллега из Дагестана: "Русские в Дагестане - тоже даги". И он был прав, полностью убедился в этом.
Вообще складывается ощущение, что был завершен некий исторический цикл, русские прилично на эти земли, выполнили свою миссию и постепенно уходят. Некое "бремя белого человека" выполнено, все же Киплинг не был так уж и неправ. Особенно в российских реалиях, это в англосаксонских вместо индейских поселений остались города с англоамериканцами, а индейцы в резервациях. А в российских - остались школы, дороги, больницы для нерусского населения. Чем-то схоже с политикой испанцев, после которых в Латинской Америке остались прекрасны города с индейцами, говоарящими на испанском.
Типичный Кизляр
А еще на выезде из горда я убедился в своеобразном трактовании местными жителями правил дорожного движения. Я был третьим при подъезде к регулируемому перекрестку. Загорелся красный сигнал светофора, но две впереди идущие машины преспокойно и непринужденно повернули направо. Давно я такого не видел, на Севере везде с этим строго, да и у нас в поселке где нет камер выезжают за пределы стоп-линии и светофора, но дальше не едут.
Едем дальше, каналы идут один за одним, кругом орошаемые поля.
Море мы увидели не доезжая до Сулака. Подъезжать не стали, далековато. Да и вся береговая линия - сплошная стройка, последние события дали Дагестану прекрасный шанс стать новым курортным местом. Страна у нас большая, но холодная. У нас мало теплых морей, поэтому люди массово начали посещать эти места. Но совсем недавно, только года три как, до этого было как-то не до Каспия, да и многие испытывали настоящий хтонический страх от слова "Кавказ".
Кто бы мог подумать лет двадцать назад, что люди начнут массово ехать на отдых в спокойные Дагестан и Чечню (!!!), а не в тот же Крым, где есть террористы и бывают прилеты. Надеюсь, что я доживу до тех времен, когда мы массово начнем ездить на отдых в Мариуполь и Бердянск.
Въехали в Махачкалу. Тут начался настоящий хаос. Много машин - это ничего не сказать. Сплошной поток машин, как местных, так и туристических. Гоняют по обочинам, перестраиваются через два ряда, вскакивают перед носом. Пешеходы не лучше, могут прямо перед потоком машин выйти и побежать прямо через дорогу. "Зебру" придумали трусы))). При этом все сигналят и включают аварийку в знак благодарности. Аварийны сигналы трактует каждый как хочет. Так я посигналил "Приоре", которая подъезжала к второстепенной, чтобы он не вздумал выезжать. Но он понял по своему и выскочил прямо перед мной, включил аварийку. Мол: "Спасибо, братан"
Объехали Махачкалу, идет кругом сплошная стройка. Уж не знаю, насколько это законно, или самострой, какой был очень развит в Крыму. Выскочили уже за Каспийском, но машин очень много, поэтому едем совсем не торопясь.
Не успеешь разогнаться, как перед тобой груженая фура ползет в гору и застилает обзор черным выхлопом. Или вообще пробка перед поворотом в населенный пункт. Несчастные 120 километров мы ехали почти три часа, вторая огромная пробка была между Дагестанскими огнями и Дербентом. И вот почти в три час дня мы въехали в пункт назначения - Дербент, самый южный и старый город России
Источник
Источник:
23 комментария
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена