Поездка в Дагестан
Ногайская степь
В Кочубее мы переночевали в придорожной гостинице "Европа". По моим замечаниям, это одно из самых популярных названий в Дагестане. "Европа", "Европейская" - это очень распространенное название для гостиниц и кафе. При этом обычно по уровню качества и сервиса до европейского там как до Луны.
Что мы попали в мусульманский регион можно было определить очень просто - в туалете просто отсутствовала туалетная бумага, зато было биде и кумган. Такого я еще не видел, в той же Башкирии и Татарстане туалетная бумага есть всегда, также, как и кумган.
Эти места русские начали осваивать после присоединения Астраханского Ханства. Тогда северо-восточнее нынешнего Кизляра на исчезнувшей сейчас речке Тюменке был заложен Терской городок. С Волги на Терек переезжает часть казаков, к ним присоединяются местные русские казаки, жившие, как предполагается, туту уж сотню лет. Формируется Терское казачье войско.
Терские казаки
В XVII-XVIII вв русские цари и императоры активно стараются покорить Дагестан, проложить по Каспию надежный торговый путь в богатые ценными товарами Иран и Индию.
Так, Петр I в своем Персидском походе покоряет почти все дагестанское взморье, вплоть до самого Дербента.
Музей Петра 1 в Дербенте
Ключевым моментом, изменившим историю этих земель является закладка первой по настоящем мощной крепости Кизляр в 1735-м году.
После 1813 года после окончания русско-персидской войны по условиям Гюлистанского мира, земли современного Дагестана перешли Российской Империи. Крупные русские общины тогда появляются в основанных императорской властью Хасавюрте, Порт-Петровске (будущей Махачкале) и других местах этого региона.
В СССР население этих мест продолжает пополняться русскими специалистами, которых отправляли сюда по распределению и направлению. Надтеречная часть Дагестана входила в состав сформированной Дагестанской АССР в 1922 по 1938 год. В 1938 году в состав Орджоникидзевского края переданы из Дагестанской АССР пять районов: Ачикулакский, Караногайский, Каясулинский, Кизлярский, Шелковской. Из этих районов создан Кизлярский автономный округ с центром в г. Кизляре.
После депортации чеченцев и ингушей эти места вошли в состав Грозненской области. А после 1957 года чеченцы и ингуши вернулись в родные края, Грозненская область была упразднена, а Кизляр и другие районы с преимущественно русским населением возвращены в состав Дагестанской АССР.
Это стало своеобразной точкой обратного отсчета для русских в Дагестане. К тому времени их число достигло максимального значения в относительных цифрах - 20% населения и порядка 200 тысяч человек.
Сокращение русского населения происходило в несколько этапов. Первый связан с переброской русских районов в состав Дагестанской АССР. Тогда часть населения просто уехала в тот же Ставропольский край, хотя их число было невелико.
Второй этап связан с решением руководства Дагестана переселить горцев на равнину. Русские начали активно уезжать из сел в города, основном в Махачкалу. В городах до определённых пор рост численности русского населения продолжался, но доля значительно падала из-за урбанизации. Но со временем это перерастёт и на неисторическую надтеречную часть Дагестана и темпами не менее быстрыми, доля русских за Тереком начнёт сокращаться, а вместе с тем — и общая численность. Все это произошло на фоне демографического взрыва у местных неславянских народов, их численность быстро возрастала.
К распаду СССР в Дагестане будет ситуация, при которой русское абсолютное большинство останется только в Кизляре и подчинённом ему Комсомольске, да и то ненадолго. Интересно, что до того момента русские по-прежнему были народом №1 в Махачкале и Каспийске.
Самый же сложный этап начался в 90-е. Уже тысячи русских начали осознавать бесперспективность проживания в республике, откровенно бояться крепнущего национализма и исламского фактора и сокращение русского населения стало быстрым. Сейчас их число не превышает 3 процентов.
Кочубей был основан русскими в 1723 году на месте бывшего невольничьего рынка Кара-Базар (Черный базар) и носил это название вплоть до 1962 года. Тогда его переименовали в честь революционного комбрига Ивана Кочубея. Правда русских тут практически не осталось. И внешне мало что напоминает о том, что это было русское село. Те же дома из светлого шлифованного известняка-ракушечника как и в другом Дагестане, практически обязательные молельни при заправке, небольшие искусственные роднички. Даже церковь сейчас в селе одна, но есть три мечети и одно медресе.
Выехали из села когда еще не было восьми. Но солнцу уже нещадно палило и был густой смог от пожаров, горит степь. Едем в сторону Южного Дагестана, вокруг все та же брутальная Ногайская степь с полынью, выбитыми песками, солончаками и зарослями тамарикса
По пути решили заехать в Кизляр. Проехали мимо поста ДПС перед поворотом на Чечню. Нашел его фото в сети, на нем не видно главного - триптиха в виде "несвятой Троицы": Путина, Кадырова-старшего, Кадырова-младшего.
Говорят, что в Чечне такие триптихи на каждом углу. Что ж, будет повод побывать в этих краях еще.
Кизляр оказался на редкость запущенным и грязным захудалым городишком. Весь какой-то заросший и пыльный. Это самый русский город в Дагестане, хотя на первый взгляд это незаметно. А все потому, что оставшиеся русские не сильно отличаются от местных горных народов. Когда мы искали магазин, то обратились к одному парню. Он был одет в духе местного колорита - футболка, длинные спортивные штаны (в такую то жара) и китайских вьетнамках на босую ногу. И говорил с ужасным акцентом. Если бы не нательный крест и славянские черты лица, то я бы принял его за какого-нибудь аварца или даргинца.
Это в полной мере относится и к женщинам. Русские девушки и, особенно, женщины одеты точно также, как кавказские женщины - длинные закрытые платья, нередко платок на голове. И у многих настоящий кавказский акцент. Как сказал Абдул, мой бывший коллега из Дагестана: "Русские в Дагестане - тоже даги". И он был прав, полностью убедился в этом.
Вообще складывается ощущение, что был завершен некий исторический цикл, русские прилично на эти земли, выполнили свою миссию и постепенно уходят. Некое "бремя белого человека" выполнено, все же Киплинг не был так уж и неправ. Особенно в российских реалиях, это в англосаксонских вместо индейских поселений остались города с англоамериканцами, а индейцы в резервациях. А в российских - остались школы, дороги, больницы для нерусского населения. Чем-то схоже с политикой испанцев, после которых в Латинской Америке остались прекрасны города с индейцами, говоарящими на испанском.
Типичный Кизляр
А еще на выезде из горда я убедился в своеобразном трактовании местными жителями правил дорожного движения. Я был третьим при подъезде к регулируемому перекрестку. Загорелся красный сигнал светофора, но две впереди идущие машины преспокойно и непринужденно повернули направо. Давно я такого не видел, на Севере везде с этим строго, да и у нас в поселке где нет камер выезжают за пределы стоп-линии и светофора, но дальше не едут.
Едем дальше, каналы идут один за одним, кругом орошаемые поля.
Море мы увидели не доезжая до Сулака. Подъезжать не стали, далековато. Да и вся береговая линия - сплошная стройка, последние события дали Дагестану прекрасный шанс стать новым курортным местом. Страна у нас большая, но холодная. У нас мало теплых морей, поэтому люди массово начали посещать эти места. Но совсем недавно, только года три как, до этого было как-то не до Каспия, да и многие испытывали настоящий хтонический страх от слова "Кавказ".
Кто бы мог подумать лет двадцать назад, что люди начнут массово ехать на отдых в спокойные Дагестан и Чечню (!!!), а не в тот же Крым, где есть террористы и бывают прилеты. Надеюсь, что я доживу до тех времен, когда мы массово начнем ездить на отдых в Мариуполь и Бердянск.
Въехали в Махачкалу. Тут начался настоящий хаос. Много машин - это ничего не сказать. Сплошной поток машин, как местных, так и туристических. Гоняют по обочинам, перестраиваются через два ряда, вскакивают перед носом. Пешеходы не лучше, могут прямо перед потоком машин выйти и побежать прямо через дорогу. "Зебру" придумали трусы))). При этом все сигналят и включают аварийку в знак благодарности. Аварийны сигналы трактует каждый как хочет. Так я посигналил "Приоре", которая подъезжала к второстепенной, чтобы он не вздумал выезжать. Но он понял по своему и выскочил прямо перед мной, включил аварийку. Мол: "Спасибо, братан"
Объехали Махачкалу, идет кругом сплошная стройка. Уж не знаю, насколько это законно, или самострой, какой был очень развит в Крыму. Выскочили уже за Каспийском, но машин очень много, поэтому едем совсем не торопясь.
Не успеешь разогнаться, как перед тобой груженая фура ползет в гору и застилает обзор черным выхлопом. Или вообще пробка перед поворотом в населенный пункт. Несчастные 120 километров мы ехали почти три часа, вторая огромная пробка была между Дагестанскими огнями и Дербентом. И вот почти в три час дня мы въехали в пункт назначения - Дербент, самый южный и старый город России
Источник
Источник:
23 комментария
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена