Итальянские «камикадзе», начавшие воевать даже раньше японских «миджетов». Рейд на бухту Суда
Успешность боевых действий на море зависит от большого количества переменных. Немаловажным аспектом является уничтожение кораблей противника с минимальными потерями для сил атакующего. Ещё лучше, если это будет скрытая диверсия, а не прямой бой между кораблями. Итальянские ВМС времён Второй мировой войны не покрыли себя славой в морских сражениях. Но вот их диверсионные операции стали широко известны и во многом задали планку для других стран.
Катер типа MTM, после Второй мировой войны попавший в израильские ВМС. Музей Хайфы, 2006 год
С начала 1941 года будущий ход боевых действий в Европе во многом зависел от того, как развернётся кампания Италии против Греции. Греки получали помощь от Великобритании, которая занималась не только снабжением, но и тревожила морские коммуникации итальянцев. Первоочередной задачей ВМС Италии стало снижение потерь своих транспортов. С этой целью начались поиски передовых британских корабельных баз.
Одна такая база была найдена в бухте Суда на Крите. Предполагалось атаковать тамошние корабли силами 10-й флотилии MAS, на вооружении которой стояли взрывающиеся катера типа MTM. Это были буксируемые старыми эсминцами Francesco Crispi и Quintino Sella 1-тонные одноместные «камикадзе», чьей задачей было столкновение с кораблём противника и последующая детонация 300 кг взрывчатки. Но, в отличие от японцев, итальянский «пилот» такого катера должен был успеть покинуть его после наведения на цель.
Дважды эсминцы с MTM на борту выходили в море, но им приходилось возвращаться, поскольку авиаразведка не находила в бухте Суда подходящих целей. Наконец, 25 марта 1941 года пришло сообщение, что там были замечены корабли — крейсер, эсминцы и около 12 транспортов. Незадолго до полуночи Francesco Crispi и Quintino Sella прибыли в точку в 8,7 морских милях от входа в бухту и спустили по три катера. Соединение MTM возглавил лейтенант Луиджи Фаджони.
К часу ночи группа катеров подошла к бухте и приступила к форсированию первой линии заграждения. В 2:45 была преодолена и вторая. В её сетях запутался один из катеров, но его удалось высвободить. Фаджони приказал ускориться — британцы освещали море прожекторами. В 4:30 удалось пройти третье заграждение, причём итальянцы воспользовались небольшим зазором между берегом и последним заградительным буем. В 4:45 группа собралась вместе и начала ждать рассвета для определения целей.
Лейтенант Луиджи Фаджони, командир группы катеров, атаковавших бухту Суда
В бухте стояли крейсер HMS York, норвежский танкер Pericles, а также танкер поменьше и один сухогруз. Как только Фаджони распределил цели, итальянцы подошли поближе. Им даже были слышны разговоры и звук дудки боцмана с одного из кораблей. В 5:30 утра началась атака, и сразу два катера поразили крейсер HMS York, который получил пробоины и сел на мель. Ещё один катер попал в Pericles.
Катер, направлявшийся к меньшему из танкеров, в последний момент увидел отходящий оттуда после дозаправки крейсер HMS Coventry и попытался нацелиться на него. Но из-за особенностей конструкции пилоту это сделать не удалось, и катер ударился о пирс. Остальные два катера также прошли мимо своих целей.
Крейсер Королевского флота HMS York в 1930 году
После первого же взрыва британская зенитная артиллерия открыла беспорядочный огонь, будучи уверена, что начался воздушный налёт. Только потом стало понятно, что же всё-таки произошло. Все 6 итальянских моряков-диверсантов были взяты в плен. Позднее, в 1944-1945 годах, их отпустили домой. В Италии диверсанты получили высшую военную награду страны — Золотую медаль за боевую доблесть. Такая честь в немалой степени была им оказана потому, что до конца войны итальянцы считали, будто в ходе атаки удалось потопить не только HMS York и Pericles, но и второй танкер с сухогрузом.
Тем не менее, по подтверждённым британским данным, пострадали только HMS York и Pericles. На них погибло в общем счёте два человека. Первый после посадки на мель пытались восстановить с помощью подлодки HMS Rover. Но попыткам всякий раз мешали немецкие авиаатаки, и после того, как субмарину повредили с самолёта, британцы отказались от своей затеи. Крейсер использовался для зенитной защиты базы, а затем, в ходе битвы за Крит, в качестве плавучей батареи. При отступлении с острова британским войскам ничего не оставалось, кроме как снять с HMS York всё ценное, а орудия главного калибра взорвать. В таком виде крейсер и оставался до 1952 года, когда его остов был продан для разделки итальянской же фирме и отбуксирован в Бари.
Снимок с немецкого самолёта бухты Суда после итальянской атаки
Что касается Pericles, то его тоже выбросили на мель, но потом сняли. Затем эсминцы Королевского флота на буксире повели танкер в Александрию на ремонт. Но по дороге они попали в шторм, и 14 апреля Pericles разломился и пошёл ко дну.
Для итальянцев операция стала существенным успехом. Им удалось не только снизить нажим британского флота на свои морские коммуникации с Албанией и Грецией, но и продемонстрировать собственное превосходство в организации морских диверсий. Правда, имелась и обратная сторона — один из MTM попал в руки противника целым, и его изучение позволило Королевскому флоту подготовиться к возможным будущим подобным нападениям. Именно этим в немалой степени объясняется провал следующей итальянской операции с катерами на Мальте.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
1 комментарий
9 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена