Доктор, ставший бардом
Своё 60-летие отмечает Тимур Шаов
Российский поэт, сатирик, автор и исполнитель песен Тимур Султанович Шаов родился 14 июля 1964 года в Черкесске (Карачаево-Черкесская автономная область РСФСР, ныне — столица Карачаево-Черкесской Республики).
Его отец — Султан Азаматгиреевич Шаов — был инженером-конструктором и изобретателем; мать — Роза Абдулхамидовна Джанибекова — кандидат исторических наук, в 1963-82 гг. возглавляла Карачаево-Черкесский НИИ истории, языка и литературы, дед — Абдулхамид Шершенбиевич Джанибеков (1879-1955) — учёный-этнограф, один из создателей ногайской письменности и 1-го букваря (в 2018 году в Астрахани Абдулхамиду Шершенбиевичу был открыт памятник), старший брат Мурат — заслуженный врач РФ (2008), более 30 лет возглавлял Московскую областную психиатрическую больницу №14 (филиал Психиатрической клинической больницы №1 им. Н.А. Алексеева, Дмитровский р-н, п/о Липино), депутат Совета СП Куликовское Дмитровского муниципального р-на (2009).
Шаовы
Абдулхамид Шершенбиевич Джанибеков. Памятник А.Ш. Джанибекову в Астрахани
Родители всю жизнь собирали библиотеку, в которой братья «паслись с младых ногтей».
«Родился я в городе Черкесске, маленьком, зелёном провинциальном городке в предгорьях Кавказа. Семья у меня интернациональная — папа черкес, а мама ногайка.
Однако первым интернационалистом в нашей семье был прадед. Звали его Джамиль, и он имел 4-х жён, что разрешалось правоверному мусульманину. И все жёны были разных национальностей — черкешенка, абазинка, русская и карачаевка. Причём прекрасно уживались, как гласят семейные предания. Дед, Азамат-Гирей, был репрессирован в 1933 году, как служивший в Белой армии. Бабушка осталась с четырьмя маленькими детьми на руках, да ещё и взяла в семью парализованного сироту-племянника. Её исключили из колхоза, как жену репрессированного. Живи, как хочешь...
Дед по материнской линии, Абдул-Хамид Шаршенбиевич Джанибеков, был незаурядной личностью. Просветитель ногайского народа, писатель, историк, фольклорист. В Астраханской губернии он открыл первые земские школы для детей бедных скотоводов, преподавал там русский язык. Издавал журнал, был редактором книжного издательства. Его пьесы шли в Астраханском театре. Им была составлена новая графическая основа ногайской письменности — он автор современного ногайского алфавита. В Астраханской области и в Дагестане его именем названы школы, а в Астрахани есть Дом-музей Джанибекова. Каждый год там проходят «Джанибековские чтения» — научные конференции» (Т. Шаов, из книги-автобиографии «Песни и не только...», 2008).
Но вот только родители не знали родных языков друг друга, дома разговаривали исключительно на русском, и Тимур так и не смог в полной мере приобщиться к культуре предков, о чём очень сожалеет.
В детстве Шаов увлекался авиамоделированием, баскетболом и шахматами. И хотя он был примерным учеником-отличником, поведение хромало — мальчик рос сорванцом. Родители каждое лето отправляли сына в лагерь, где он ходил в походы и слушал песни под гитару. Тогда-то в нём и зародилась любовь к бардовской культуре, посиделкам у костра и самодеятельной песне.
Классического музыкального образования Тимур не имеет. Прошёл лишь азы в музыкальном училище, где во время педагогической практики преподавали студенты, позже играл во Дворце пионеров в самодеятельном вокально-инструментальном ансамбле.
Родители на собственном примере прививали детям уважение к старшим, развивали в них интерес к техническим и гуманитарным наукам. А вот к увлечению Тимура музыкой относились прохладно (отец ворчал: «Зачем тебе это надо, балалаечник?») — они хотели, чтобы он стал врачом. И, окончив в 1981 году школу, Шаов-младший поступил на лечебный факультет Ставропольского медицинского института (ныне — Ставропольский государственный медицинский университет). И получил в 1987 году специальность «гастроэнтеролог».
Во время учёбы Шаов играл в КВН, участвовал в студенческой самодеятельности и пел под гитару на квартирниках. А на предпоследнем, 5-м курсе, сломал ногу и более полугода провёл в гипсе, что стало темой его 1-й песни — «Я себе сломал ногу́»
.
«Конечно, я сочинял и раньше. Эта песня первая, что называется, «серийная». Первая, которую я стал постоянно исполнять» (Т. Шаов).
А ещё в институте будущий бард женился — на абхазской грузинке Манане, с которой познакомился в комсомольской турпоездке по ГДР. Она подарила супругу троих детей: Баграта (1990 г.р.), Бэлу (1993 г.р.) и Розу (2006 г.р.).
Тимур и Манана Шаовы
Тимур Шаов с сыном в горах Карачаево-Черкесии
После окончания института Тимур по распределению был направлен в родную Карачаево-Черкесию, но не домой, в «столичный» Черкесск, а сельским (как он сам говорил, «земским») врачом в станицу Зеленчукскую (АЦ Зеленчукского р-на). Распределение в советские времена предполагало обязательство отработать 3 года, однако Шаов задержался там на целых 12 лет, работая в местной райбольнице.
Поначалу молодой семье с грудным ребёнком приходилось жить в деревенском домике, где не было отопления, канализации и воды. А затем семье дали квартиру в ближайшем посёлке Нижний Архыз — маленьком Академгородке при Зеленчукской обсерватории (за 25 км от работы!). Этому периоду Шаов посвятил песню «Деревенька» (с ней он в 1995 году стал дипломантом Грушинского песенного фестиваля).
А в 1996 году Тимур решил-таки заявить о себе как о музыканте, и послал кассету со своими песнями на радио, в студии звукозаписи, а также на конкурс творчества «Московские окна». Честные, социальные и немного хулиганские песни нашли отклик, и его пригласили в столицу.
«Песни я начал писать в школе, а уже после окончания медицинского вуза понял, что это моё. Стали концерты появляться, но продолжал работать терапевтом в районной больнице и детским гастроэнтерологом, даже когда выпустил 2 диска и понял, что гонорар за одно выступление — 700 рублей — позволяет купить телевизор. Брал отпуск за свой счёт и ездил на гастроли. И только спустя 2 года решился уйти из медицины. Хотя и сейчас могу что-то близким по лечению посоветовать. Если, конечно, заболевание не очень серьёзное» (из интервью Т. Шаова Яне Гордеевой, «Экспресс-газета», март 2020).
На ранних этапах Шаов сотрудничал с московской кантри-бард-рок-группой ГрАссМейстер (Андрей Шепелёв — гитара, вокал, Тимур Ведерников — гитара, губная гармоника, вокал, Михаил Махович — мандолина, акустическая гитара, бэк-вокал, Олег Ивахненко — бас-гитара, вокал), с которой выпустил дебютный альбом «От Бодлера до борделя» (1997). В том же году стал лауреатом Московского фестиваля авторской песни. Певца стали приглашать на концерты и на радио. А в 1998 году вышла и 2-я пластинка Тимура — «Любовное чтиво», с одной из самых известных его композиций — «Романс о женщине».
ГрАссМейстер на Грушинском фестивале
Карьера стремительно пошла в гору. Выходили новые пластинки, слушателей становилось всё больше.
С 1999 года Шаов жил у старшего брата в Дубне (Московская обл.), уже профессионально занимаясь бардовской песней, а в 2002 году перебрался с семьёй в Москву. Вскоре появилась песня и о столичной жизни — «Пробки в Москве».
В последующие годы дискография Тимура пополнялась новыми альбомами: вышли «Сказки нашего времени» (2000), «Выбери меня» (2004), «Свободная частица» (2006) и «Перспективы» (2013). Его творчество хвалили за юмор, иронию и умелое отражение современных реалий. А остроумные «Частушки-пофигушки» (альбом «Избранное и неизданное», 2016) транслировались на нескольких ТВ-каналах.
Певец стал популярным не только в России, но и за рубежом, объездил с гастролями Израиль, Францию, Германию.
Тимур Шаов на концерте в Аугсбурге. Со второй гитарой — Сергей Костюхин, с мандолиной — Михаил Махович
С 2001/2002 года на концертах Шаов играл в сопровождении гитариста, соавтора поэта и исполнителя песен Марка Фрейдкина (1953-2014), Сергея Костюхина (ех-Переходный Возраст, Гой) и мандолиниста и аранжировщика Михаила Маховича (ех-ГрАссМейстер).
К сожалению, 20 января 2012 года, в возрасте 55 лет, Сергей скоропостижно скончался. Тимур посвятил ему песню «Мизантроп Костюхин».
В том же 2012 году, когда началась работа над альбомом «Перспективы» (2013), в коллектив пришёл гитарист Николай Григорьев, успевший, несмотря на молодость, завоевать известность в профессиональной среде. С ним и были записаны все последующие альбомы Тимура.
Николай Григорьев, Тимур Шаов, Михаил Махович
В 2018 году Шаов справил юбилей — 20 лет со дня выхода 1-го сольного альбома. Но не стал останавливаться на достигнутом, выпустив год спустя сборник «Тайное знание Гидрометцентра» и представил клип на композицию «Евгений Онегин» из него. Также вышел трек «Бросай курить», попавший в хит-парад «Радио Шансон».
В 2020 году музыкант продолжил творить, пополняя репертуар новыми композициями. Хотя часть концертов и пришлось отменить из-за пандемии коронавируса, он не переставал радовать поклонников выступлениями, пусть и очень редкими.
Его песни можно услышать и на радио «Эхо Москвы», и на «Радио Шансон», а посетить концерты не только в России и СНГ, но и по всему миру — в США, Израиле, Австралии, Германии, Франции, Канаде.
Писатель-фантаст Борис Стругацкий когда-то сравнил творчество Тимура с песнями Александра Галича и Юлия Кима, а сам Ким — с песнями Высоцкого и того же Галича.
Но Шаов не ограничивает себя рамками авторской песни, не стремится придерживаться какой-то одной стилистики в творчестве. Он — разный. В его музыкальном формате есть и рок-н-ролл, и романс, и баллада, и стилизации под городской фольклор, и национальные мотивы. Исполнитель склонен к музыкальным экспериментам, использует в аранжировках цимбалы, виолончель, тромбон, китайскую флейту, най, контрабас и много других затейливых инструментов. Но в центре внимания всё равно остаются его негромкий хитроватый голос и остроумные тексты.
На вопрос, к какому музыкальному жанру он себя относит, Тимур ответил, что работает на стыке жанров: юмор, сатира, шансон, рок, рэп, бардовская песня, с добавлением мексиканской, китайской и индийской музыки. Выступал он даже и с симфоническим оркестром.
В кругах КСП творчество Шаова ценится и даже «растаскивается» на крылатые фразы. К наиболее известным его композициям относятся «Включайте поворотники» (о нашей «культуре») и «Транзитный поезд через Украину» (о распаде Союза и превращении республик в независимые государства).
Много места в творчестве уделяет автор и отражению российской бытовухи: «Разговор с Богом в переполненном троллейбусе», «О судьбе интеллигенции», «Телевизор», «Любовное чтиво», «Любовь к домашним животным», «Кто стучится в дверь ко мне», «Весенняя песенка» и много других — все с искромётным юмором и поразительной наблюдательностью.
А ещё Тимур участвовал в работе над фильмами «С точки зрения ангела» (реж. Матвей Ганапольский, 2001) и «Парк советского периода» (реж. Юлий Гусман, 2006), для которых выступил как автор и исполнитель песен.
« — Чьё творчество любите?
— На концерт Эрика Клэптона мечтаю сходить. С детства слушал Машину Времени. Больше 20 лет — поклонник Юры Шевчука и его ДДТ. Так что в музыке, как и во многих других вопросах, я консерватор.
— Билеты на выступления ваших любимых артистов стоят дорого. А вы держите планку?
— Всегда ставлю организаторам условие, чтобы оставляли несколько рядов для пенсионеров и продавали им билеты по 300 рублей. Ради этого готов понизить свой гонорар. Я понимаю, что даже в провинции аренда зала и реклама — недешёвое удовольствие. Но в первую очередь борюсь не за количество, а за качество публики. Знаю, что в любом городе найдутся хотя бы 200 любителей бардовской песни. При пустых залах никогда не выступал. Правда, на мой первый концерт в Израиле пришли всего 6 человек. Зато сейчас и 1000 легко собираю, и уже за месяц вперёд все билеты раскуплены» (из интервью Яне Гордеевой).
Злободневные песни Тимура уже почти 30 лет заставляют слушателей и улыбнуться, и задуматься. И он уверен, что не прогадал, когда ушёл из медицины в творчество. Шаов — член Союза литераторов России.
Живёт музыкант с семейством в загородном доме в Подмосковье.
«— К нам очень много людей в гости приезжает, мы любим кавказское хлебосольство: угощаем, выпиваем, поём песни, дарим подарки, танцуем, вспоминаем. В доме у меня своя студия, хороший бильярд, а вот бассейна и сауны нет — не по карману...
— Вашими сатирическими песнями никогда ребята из «Комеди клаба» не интересовались? Глядишь, продали бы им свои куплеты по миллиону за штуку и бассейном бы обзавелись!
— В «Комеди клаб» меня, кстати, звали. Но я отказался из-за того, что у ребят проскальзывает юмор ниже плинтуса, излишне для меня раскованный и с явной потерей вкуса. Мама дорогая! Неужели там платят по миллиону за песню?! Не знал. Хотя и не последний кусок хлеба доедаю и нормально зарабатываю, но, наверное, не хотел бы писать за бешеные деньги. Иначе мне нужно было бы думать другой частью мозга» (из интервью Яне Гордеевой).
Сын музыканта пошёл по стопам дяди и нашёл своё призвание в медицине, старшая дочь выбрала профессию экономиста, младшая — студентка. Семья поддерживает все творческие начинания Тимура, часто сопровождает его на выступлениях. Жена является музой и вдохновительницей, а также выполняет обязанности концертного администратора мужа.
«Достаточно поздно я узнал, что род Шаовых это, оказывается, черкесский дворянский род. Родители от нас это скрывали, по понятным причинам. Моя жена, грузинка, иронизирует, что, мол, у вас, черкесов, у кого мельница, тот и князь. Но это она из зависти. А мельница у нас, действительно была — в родовом ауле Зеюко. Может, на старости добьюсь реституции, верну земли, восстановлю мельницу и стану добрым мельником с белыми от муки усами...» (Т. Шаов, «Песни и не только...»).
В Москве, 16 июля 2024 года в клубе «Гнездо Глухаря» на Цветном бульваре, 30 и 18 июля в Зале «Эльдар» (Ленинский пр-т, 105) намечены юбилейные концерты исполнителя с участием друзей и коллег. Тимур Султанович планирует порадовать слушателей давно уже полюбившимися песнями.
«...Всякий раз, когда заходит речь о новой волне [авторской песни], в ответ неизменно звучит пренебрежительно-снобистское: «Ну и что, ты хочешь сказать, что это на уровне Окуджавы и Высоцкого?!». Так вот, ничего такого я сказать не хочу, и Шаов не «второй Ким» (уже пошла гулять и такая формулировочка!), а первый и единственный Шаов» (журналист Борис Жуков, из статьи «Живое и мёртвое, или новые песни о главном» для FIDO SU.KSP, январь 1996).
Награды и премии:
2003 — премия «Шансон года» — музыкальная премия, вручаемая за особые достижения в области жанра «шансон». Учредитель — «Радио Шансон». Номинанты премии определяются путём слушательского голосования в эфире и на сайте радиостанции. Еженедельно в хит-парад «Радио Шансон» голосованием отбираются 12 лучших песен. Исполнители, занимавшие первые строчки хит-парада в течение года, и становятся лауреатами премии.
2003 — премия «Достойная песня» — ежегодная общественная музыкальная премия «Радио Петроград» — «Русский шансон», вручаемая за достижения в области русского шансона
2007 — премия «Золотое перо Руси» — премия Международного конкурса «Национальная литературная премия», проводимого под эгидой ООО «Содружество литературных сообществ», с целью выявления талантливых авторов, пишущих на русском, и привлечение широкого внимания к их творчеству. Проведение конкурса, как и участие в нём, являются добровольными акциями инициаторов, членов жюри конкурса, консультантов той или иной номинации и конкурсантов. Конкурсантом может быть любой автор, соблюдающий правила Премии и положение о конкурсе. Номинации, носящие литературный характер и предназначенные для поэтов и писателей: проза, поэзия, сказка, литературно-художественный очерк, юмор.
2010 — премия «Золотой телёнок» — премия, учреждённая в 1970 г. редакцией «Литературной газеты» («Клубом 12 стульев»). Ежегодно присуждается за лучшие сатирические и юмористические произведения, а также рисунки и карикатуры, размещённые в рубрике «Клуб 12 стульев» (16 полоса). Название является отсылкой к одноимённому роману И. Ильфа и Е. Петрова.
2014 — золотая медаль «Бард России» Сибирского Фонда по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого — за популяризацию жанра авторской песни. До него награды удостаивались лишь 5 отечественных бардов: Александр Городницкий, Юлий Ким, Юрий Кукин, Олег Митяев и Вадим Егоров. Медаль вручала Иза Высоцкая.
2018 — премия Московской Хельсинкской группы — ежегодная премия, вручаемая с 2009 г. старейшей в России правозащитной организацией МХГ в номинациях: за мужество, проявленное в защите прав человека; за исторический вклад в защиту прав человека и в правозащитное движение; за защиту прав человека средствами культуры и искусства; за журналистскую деятельность по продвижению ценностей прав человека; за вклад в правозащитное образование и развитие традиций защиты прав человека среди молодёжи и т.п. — «За защиту прав человека средствами культуры и искусства».
Дискография Т. Шаова:
Кассетные издания: «Фамильный медальон» (1997), «Хоронила мафия» (1997).
Студийные альбомы: «От Бодлера до борделя» (c гр. ГрАссМейстер, 1997), «Любовное чтиво» (1998), «Верните, ТоВАРИщи, оптимизм!» (1999), «Сказки нашего времени» (2000), «По классике тоскуя…» (2002), «Выбери меня» (2004), «Свободная частица» (2006), «И какая меня муза укусила?» (2008), «О чём молчал Герасим» (2010), «Перспективы» (2013), «Один день дяди Жоры» (2015), «При чём тут Фрейд?» (2017), «Тайное знание Гидрометцентра» (2019).
Сборники: «Итоги пятилетки» (2001), «Тимур Шаов. Русские шансонье» (2004), «Избранное. 10 лет» (добавлена песня «Гимн риэлтора», 2007), «Избранное. Новая коллекция» (2007), «Промежуточный итог» (подарочный комплект к 45-летию автора, 2009), «Российские барды. Том 18. Тимур Шаов» (2010), «Наш союз» (2016).
Фильмография: «С точки зрения ангела» — Дед Мороз («Студия 2В», реж. М. Ганапольский, тексты песен и исполнение, 2001), «Парк советского периода» (Продюсерский центр «ЮГ-ТВ», реж. Ю. Гусман, тексты песен и исполнение, 2006).
Библиография: «Синяя тетрадь. Авторский сборник» (М.: Издательство «Октопус», 2008), «Песни. И не только…» (Изд. «Родионов»/ООО «Издательский Дом Родионова» (ИДР), 2008).
Источники:
https://www.shaov.net/biograf.shtml
https://www.last.fm/ru/music/Тимур+Шаов/+albums?page=3
https://24smi.org/celebrity/117108-timur-shaov.html
https://dzen.ru/a/YmeUKUg6rX5mEOcW
https://gorets-media.ru/page/timur-shaov
https://www.eg.ru/showbusiness/861772-bard-timur-shaov-otkazal-poshlyakam-iz-komedi-klaba-055960/
19 комментариев
6 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Огромное спасибо (хотя и с опозданием с моей стороны)!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
А хотя кого я обманываю.. нам просто похер.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена