Новое "Чучело" или несколько неоднозначный эстонский фильм "Класс" 2007 года про школьную травлю
Фильм "Класс". Страна: Эстония. Год: 2007. Режиссёр и сценарист: Ильмар Рааг. Краткое содержание: старший класс одной из обычных школ в Эстонии, в городе Таллинне. Один из учеников, Йозеп, имеет напряжённые отношения со своим классом и с его неформальным лидером Андерсом, подвергается насмешкам и побоям с их стороны. Один из одноклассников, Каспар, начинает вступаться за Йозепа, и это влечет за собой опасные последствия...
Художественный фильм, режиссер которого был снят в далеком 2007 году, стал самым известным во всей стране и мире в этот период. Сюжет картинок, как и в фильмах, столь модных в 1970-80-х и в начале нулевых, рассказанных о подростке Насилии, зашедшем. слишком далеко. В этом случае, который в работе реально существует! , на которых были сняты крупные плановые входы в здание и интерьер:режиссером эстонского происхождения Ильмар Рааг ,«Кэрри» (снятого по мотивам романа Стивена Кинга)«Чучело» Балабанова и «Слон» Гаса Ван Сентасюжет действия разворачивался не в вымышленном феномене пригороде государства Мэн или в СССР, а в обычной эстонской школеСъёмки фильма «Класс» проходили на территории сразу двух общеобразовательных учреждений, работающих в Таллинне. Это - и Ласнамяэская русская гимназия, в которой были сняты первые расстрелы в столовой, и 32-я средняя школа, расположенная на этом фото ниже:
Вид реально существующей в Таллинне 32-й средней школы, ставшей местом съёмок фильма "Класс" в 2007 году
0 комментариев
Фильм "Класс" оказался искусно закамуфлированным под документальную съемку. Кажется, что кинокамера ведет наблюдение за главными героями сюжета, терпеливо переносящими изо дня в день всякие издевательства одноклассников, пока дело не доходит до крайности, и творящийся беспредел выливается в настоящее сексуальное богатство. За то время с подобной социальной проблемой на всех телеэкранах страны не так уж были фильмы редки, и да, цензура всё же выпустила их в эфир... В статье "Википедии" указано, что события в эстонской школе имели место с 19 по 26 октября. 2006 года, однако в самом фильме точная дата не началась. Как и номер и название класса, в котором учатся ребята. Есть предположение, что это - 10-й "А". Давайте детально обсудим сюжет и основных персонажей картины Ильмара Раага. Как уже было сказано выше, движущей силой сильного сюжета стали сразу две основные и острые социальные темы, актуальные для нас на сегодняшний день - травля в школе и расстрел одноклассников, навеянный, по словам режиссера, именно нашей настоящей трагедией в американской школе «Колумбайн»* ,который в эти годы только ленивый не забывал и не перелагал на киносюжеты и романы.
Ильмар Рааг был одним из тех режиссеров (после «Слона» Гаса Ван Сента), который поверил этим лживым сведениям и явил миру свое творчество, невероятно похожее на сюжетную экранизацию «Кэрри» Стивена Кинга в 1970-х годах.Кроме того, сходство обнаруживается не только в знаменитостях психологическом треугольнике - "школьный изгой/жертва травли/белая ворона", "задира/лидер/хулиган", "сочувствующий", плюс еще включающие "свидетелей/участников травли/наблюдателей", которые либо приобщаются к издевательствам и получают удовольствие, либо молчат из-за страха перед агрессором, в противном случае могут остаться уже им. Завязка сюжета, что в «Кэрри», что в «Классе» начинается с урока физкультуры, когда персонажи фильма играют в баскетбол.И все бы хорошо, но желание в какой-то момент мяч лететь в сторону изгоя, обязательно возникает у толпы насмешки, неистовое толкнуть и унизить жертву.
Причем в фильме "Кэрри" главная героиня одета хотя бы соответствующе - в футболку и шорты, а вот в "Классе" персонаж, ставший изгоем коллектива - в длинные штаны и в кофту с длинным рукавом. Одежда, явно неподходящая для спорта. То есть, в процессе игры он толком не участвует. Но вот мяч, по ошибке одного игрока (который еще никто толком и не ловит), попадает прямо в руки изгоя. Все понимают, что толку от этого не будет. Если Кэрри Уайт от испуга не сумела правильно подать мяч одноклассницам, то главный герой "Класса", несмотря на то, что лидер коллектива внятно кричит: "Бросай мяч мне!", решил ни с того ни с сего выпендриться и бросить мяч в кольцо, не имея нормальной на то тренировки и практики. Вот просто захотелось ему популярности на халяву. Изгой бросает мяч и, конечно же, промахивается. Очень скоро звучит свисток тренера-учителя. В итоге - игра окончена, а команда проиграла в обоих фильмах. Есть и очевидный ляп сюжета, когда в руки персонажа попадает мяч одного цвета, а в кольцо попадает уже совсем другого! Да и помимо изгоя все участники игры криворукие, и мяч НИКТО из них толком не ловил! Однако, "козёл отпущения" уже нашелся!
В "Кэрри" Стивена Кинга в роли жертвы травли выступает главная героиня произведения - Кэрри Уайт. По авторскому описанию в книге - кареглазая рыжеволосая толстушка с блеклым лицом, с прыщами и угрями на лице и теле, которая носит закрытую одежду, совершенно не умеет краситься и даже не пользуется дезодорантом. "Дурочка и бомжиха" - возникает первая мысль читателя, но нет. Все дело в том, что Кэрри воспитана властной матерью-одиночкой, крайне помешанной на религии, которая запрещала девушке пользоваться душем (соблюдать гигиену), никогда не говорила ей про месячные, часто избивала и третировала и заставляла молиться в темном чулане. Еще и родившей ее в результате изнасилования и неудачной попытки сделать аборт, дабы избавиться "от греха". В экранизации, разумеется, в исполнении Сисси Спейсек, мы видим уже другую девочку, более симпатичную и чересчур застенчивую.
У Ильмара Раага же в роли изгоя выступает нелепый и вялый парень по имени Йоозеп, к тому же -взявший фамилию режиссера по сюжету, правда в ней поменяли только одну букву - не "Рааг", а "РааК". И автор не раскрывает нам предыстории своего персонажа, отчего он выглядит несколько стереотипной фигурой повествования. Зритель толком не знает, с чего именно начались напряженные отношения Йоозепа с его одноклассниками и вынужден только испытывать всякого рода негативные эмоции, когда вся эта шайка-лейка в очередной раз собирается вместе, чтобы унизить Йоозепа в очередной раз и даже побить толпой! Порой, зная все нюансы повествования, что Йоозеп явно не первый год учится в этой школе и новичком не является, возникает вопрос, КАК он вообще дожил до 10-го класса, учитывая, что до сих пор остался для одноклассников боксерской грушей?!
Зачинщицей травли у Стивена Кинга является Крис Харгенсен, которая в романе руководила ЦЕЛЫМ коллективом. А вела она себя высокомерно потому, что за ее спиной был влиятельный отец, работавший адвокатом в районном суде штата Мэн. И у него были большие связи! Тронь кто его девочку, огребет по полной. Именно поэтому в школе за инцидент в душе учителя смягчили наказание для Крис и не исключили её из школы, опасаясь судебных последствий...
Был и свой защитник - Сью (Сьюзен) Снелл, которая и уговорила Кэрри пойти на выпускной бал. После чего произошла трагедия невиданных масштабов, менее реалистичная, конечно же. Сью раньше дружила с Крис и была одной из тех, кто кидался прокладками в Кэрри Уайт и садистски наслаждался этим. Потом - бац, персонаж вдруг резко раскаялся в содеянном, пожалел несчастную девочку и решил помочь бедняжке почувствовать себя королевой бала, уговорив своего парня пригласить ее туда. Но напрямую, естественно, Сью никогда не защищала Кэрри от нападок одноклассников. У Ильмара Раага все главные герои - сплошь мужской коллектив, напоминающий чуть ли не зэков с замашками АУЕ. Исключение составляет лишь пара-тройка девушек, и тех находящихся в подчинении и под особым покровительством лидера класса. В роли задиры выступает упомянутый Андерс Алликмяэ, которого в фильме сыграл Лаури Педайя, известный эстонский парикмахер, а место сочувствующего занял Каспар Кордес, которого воплотил на экране эстонский актер театра - Валло Кирс. И, если мотивы Сью в книге неизвестны и довольно -таки размыты, то Каспар не столько заступался за изгоя, сколько ИСПОЛЬЗОВАЛ его, чтобы получить власть и уважение со стороны коллектива!
Особенно отчетливо это видно в сцене в раздевалке после физкультуры, также явно навеянной "Кэрри". В обоих фильмах главные герои предстают перед зрителями почти нагишом, и подвергаются дополнительным издевательствам. У Ильмара Раага Йоозеп фактически нарвался на унижение - помимо того, что он не забросил мяч в кольцо и стал причиной проигрыша ВСЕЙ команды, так ещё и назвал Андерса "геем", за что ребята раздели его и затолкали в раздевалку к девушкам. По меркам того времени, это был куда мягкий поступок со стороны хулиганов, иные бы отправили Йоозепа в больницу, случись это на улице! Но Андерс всегда творил свои злые дела тайком, справедливо опасаясь судебных разбирательств в дальнейшем. Получился эдакий аналог Марата из нашумевшего "Слова пацана". У Кэрри Уайт же неожиданно и впервые в 16 лет начались месячные, она подумала, что умирает, истекает кровью и испугалась, а злые сверстники публично высмеивали ее и кидались тампонами и и прокладками...
Вообще, современному зрителю мотивы персонажа, который раньше был живым участником травли, лояльным к лидеру-альфе, а затем внезапно переметнулся на сторону того, кого ещё вчера был готов сжить со свету, непонятны и нелогичны в принципе. Одно из двух: либо Каспар Кордес действительно проникся сочувствием к Йоозепу Рааку и в нем пробудилась совесть, что среди хулиганов встречается КРАЙНЕ редко, либо он - двойной агент, преследующий какие-то и свои корыстные цели. По фильму 2007 года мы наблюдаем скорее второе: Каспар вступился за Йозепа и выпустил его из раздевалки отнюдь не из жалости к однокласснику! Он сделал это ради того, чтобы выслужиться и понравиться Тее, которая всё же пошла на поводу у общественного мнения и, дабы самой не стать одной из "неприкасаемых и угнетённых", прямиком на дне социальной иерархии, отвергла Каспара... Но перед этим девушка совсем некстати оказалась в центре внимания и даже осудила Каспара, сказав ему, мол "что ты творишь, идиот?! Выпусти его сейчас же! Совсем из ума выжил?!". По сюжету "Класса", Каспар был первым из ребят, кто держал дверь в раздевалке, где сгорая от стыда и прикрывая руками тело, сидел на кафельном полу Йоозеп. Хотя, судя по предыдущему кадру, в котором парень бежал позади всех, он явно должен был оказаться не впереди ликующей толпы сверстников, а дверь держать - вовсе не Каспар должен был, а Андерс иль кто-то из его дружков!
Но что означали слова Теи в тот момент? Когда мы впервые увидели героиню мельком в физкультурном зале, она не выказала никакого сочувствия к парню, который не закинул мяч в кольцо и был обруган Андерсом. Далее по сюжету, Теа также вообще не проявляла никакого интереса к Йоозепу, что для зрителя под воздействием сильных эмоций, переполнявших его в первый момент просмотра, тоже кажется весьма нелогичным, и мы бы могли справедливо обвинить Тею в эгоизме и цинизме. Но, если присмотреться получше, то можно догадаться, что для Теи даже в момент сцены в раздевалке не существовало никого важнее ее бойфренда Каспара. А вот на Йоозепа ей было наплевать с самого начала, бедняга фактически был ей неприятен! Позиция Теи по отношению к Йоозепу примерно такая: "Я просила тебя всего лишь выпустить этого придурка из нашей раздевалки, а не увиваться за ним и вступаться за него! Ты что вообще творишь, Каспар?! Разве Йоозеп для тебя важней, чем я? Ты хоть понимаешь, во что ты нас втянул?! Теперь из-за тебя мне от Андерса и его дружков нехило так влетит, продолжай ты в том же духе! Либо ты оставишь Йоозепа и не станешь с ним связываться, либо потеряешь меня! Выбирай!".
И Каспару действительно пришлось делать нелегкий выбор в своей жизни. Вступившись один раз за изгоя класса и боксёрскую грушу для битья, по незыблемым "законам улицы" и волчьей стаи, персонаж фильма "Класс" прекрасно понимает, что поставил себя в жесткие и почти безвыходные условия — либо он извиняется за бунт и продолжает дальше признавать авторитет и силу Андерса, либо начинает самостоятельную, отдельную от класса жизнь. Каспар выбирает второе, и его ссора с Андерсом перерастает в серьезнейший конфликт, который лишь усугубляет положение уже обоих парней в школе. И это - несмотря на то, что Каспара давно хотят исключить из заведения за непристойное поведение, но все время тянут резину, давая парню шанс исправить ситуацию к лучшему! Ну, а родители его приятеля - Йоозепа Раага - не хотят адекватно решить ситуацию с травлей.
Поскольку действие фильма "Класс" разворачивается в период с 19 по 26 октября 2006 года, длящегося ровно семь дней, без выходных (почему именно так - до конца не ясно), то о дистанционном обучении Йозепа (кроме как по причине болезни ученика) не могло быть и речи в начале двухтысячных. Конечно, отец затравленного подростка - милитарист и заядлый охотник Маргус Рааг (которого сыграл в фильме актёр Маргус Прангель) - мог дать несколько затрещин главарю банды - Андерсу - в тёмном переулке, но тогда бы и конфликт не был бы решён адекватно, да и сам Йозеп значительно упал бы в глазах не только коллектива, но и собственного отца.
Персонаж Маргус представляет собой тип человека советской закалки, прошлого столетия, что усугубляет конфликт поколений. Отец Йоозепа постоянно твердил, чтобы его сын хоть раз научился постоять за себя во время драки, что позволило бы парню стать "настоящим мужчиной", "мачо", таким же, как и он сам, а не "маменькиным сынком" и "хлюпиком", не осознавая, что такой приём работает только один на один, и то - изредка, и явно не среди агрессивных подростков, а профессиональных боксёров, умеющих драться по правилам. А вот против агрессивной толпы в режим Халка в реальной жизни не войдёшь, как ни старайся! Единственным выходом из сложившейся ситуации был бы переезд семьи и смена учебного заведения, но и на этот исход никто из Раагов не соглашался. Даже сам Йоозеп, который решил кое-как дотянуть до выпускного и потерпеть разбушевавшуюся шпану до конца, в надежде, что после окончания школы с одноклассниками пересекаться не придётся, и он наконец-то переедет в Голландию и воплотит свою давнюю мечту - освоит компьютерную графику.
Но все круто меняется, когда мама Йозепа - Лиина Рааг (её роль сыграла в фильме актриса Тиина Ребане) звонит школьной учительнице по имени Лайне (её роль сыграла в фильме актриса Лайне Мяги), дабы прояснить ситуацию с травлей и принять соответствующие меры, чем только портит и без того дошедшее до крайности положение дел Йозепа. Классная руководительница то ли по наивности, то ли из лучших побуждений, сообщает о звонке матери Йозепа сразу всем ученикам, взывая тех к совести и требуя подключить к ситуации ещё и директора, вместо того, чтобы по отдельности расспросить Йоозепа и всю эту компанию, но не позволяя им видеться друг с другом, вызвать полицию на крайняк и даже психологов МЧС для дальнейших разбирательств. Но учитель и так загружен под завязку своими личными рабочими делами и бюрократией, для него важнее прочитать лекцию, поставить оценки в журнал и дневник, проверить домашнее задание, а вот до психологического климата в классе никому нет дела. Неудивительно, что педагог Лайне ограничивается банальным выговорам, не осознавая, что имеет дело уже не с малышами в детском саду, а с теми, по кому плачет комиссия по делам несовершеннолетних, и всё это в конечном итоге оборачивается против самого несчастного парня.
Ребята понимают, что Йоозеп нажаловался на них родителям (или "настучал" по их выражению, но на самом деле, именно мать юноши, стирая бельё, заставила его раздеться догола, увидела на теле синяки и кровоподтёки и устроила допрос с пристрастием в присутствии отца, а затем стала самовольничать и по глупости своей позвонила в школу, дабы прояснить ситуацию и принять меры), что делать парню в ситуации подростковых разборок крайне позорно, и решают отплатить ему за это более садистским и изощрённым способом. Сам Йозеп в спешке уходит домой и злится на родителей за столь не рациональное вмешательство в его проблемы. Дома Йоозеп тоже не находит ни покоя, ни поддержки - парень нос к носу сталкивается с отцом, которому приходится возмущаться уже по двум вещам - почему его сын прогулял занятия и на кой черт его жена вообще дала о себе знать, позвонив в школу? Далее, папаша снова принимается за старое, только и делает в кадре, что орёт и ворчит, что его сын - слабак и тюфяк, каких поискать, и требует от Йоозепа научиться хотя бы избить лидера в коллективе ударом в грудь, чтоб сразить наповал. Но Маргус не понимает, что Андерс в реальной жизни хитёр, умен и изворотлив. Либо он увернется от ударов Йоозепа, либо заставит своих друзей - Пауля, Тоомаса и Тиита втроем поколотить его в очередной раз! Отец даже не сдерживает эмоций и заходит ещё дальше: помимо злых одноклассников Йоозепа, сам лично отправляет сына в нокаут, и парень внезапно начинает плакать, но не столько от физической боли, сколько - от несправедливости, гнева, непонимания происходящего, усталости и бессилия:
А кульминацией картины становится та самая мерзкая и непристойная сцена на пляже, когда одноклассники подвергают Каспара и Йосепа сексуальному насилию, заставляя заниматься под угрозой ножа оральным сексом друг с другом, перед этим создав их поддельные аккаунты на порносайтах и обманом заманив парней в ловушку. При этом исполнитель роли заводилы Андерса, Лаури Педайя, в эксклюзивном интервью эстонскому изданию 8Ohtulent рассказал, что нож, которым его персонаж угрожал Каспару Кордесу, был вполне себе НАСТОЯЩИЙ! Риск реально порезаться у актера Валло Кирса, исполнителя роли Каспара на экране, на самом деле был велик! К счастью, всё обошлось. Рассказывая о своей роли в фильме, сам Лаури признается, что сначала ему не понравилась идея режиссёра: "На съемках я все время думал, что не смогу этого сделать, не справлюсь. Невозможно, чтобы один человек так себя вел!". Нож был выбит, лезвие содрано на камне, но текст, который нужно было по сценарию передать на экране, и насильственные действия киношного Андерса по отношению к однокласснику Каспару были совершенно неприемлемы для Лаури Педайя в реальной жизни.
Андерс со своей компанией, уверенный в своей абсолютной власти и безнаказанности, что можно подтвердить совещанием учеников после того, как учительница пошла жаловаться директору школы, сделал последний шаг, добился того, что Йозеп и Каспар уже не смогли ни выдержать, ни простить. Символично, что это произошло на берегу моря. На границе двух стихий, воды и земли. Словно и стало той самой границей, которую одурманенная толпа, вкусившая кровь и власть, перешла, нарушив баланс природы. Затем следует страшная развязка, подобная недавней и реальной трагичной истории в школе Брянска. Йоозеп однажды ночью крадёт из сейфа спящего отца ружьё и патроны и врывается в школу для свершения страшного акта возмездия...
Заметим ещё один очень важный для нас момент. Многие зрители осудили поступок Теи, девушки Каспара, которая присутствовала на пляже, но ничего не смогла сделать, чтобы помочь возлюбленному, а только подхихикивала с остальными, пока Андерс не заставил Каспара снять штаны с Йоозепа и сделать ему минет. Мало того, когда Андерс спросил, встречается ли Тея с Каспаром, та вынужденно отреклась от него навсегда. Соглашусь, эмоции при просмотре захлестывают, как волна цунами, сметая все на своем пути. Первое зрительское впечатление об этой героине - сугубо отрицательное. Теа в глазах общественности - мерзкая предательница и трусливый персонаж. Но в фильме мы можем посмотреть на ситуацию и под другим углом - не с точки зрения критикующего взрослого, а глазами подростков с их юношеским максимализмом и завышенным ЧСВ, сформировавшимися почти арестантскими устоями жизни. Вследствие чего образ Теи окажется не столь однозначным и стереотипным, выйдет за рамки "любовного интереса" защитника/сочувствующего и молчаливого наблюдателя, который не в силах поставить зарвавшуюся шпану на место. Возможно, зрители просто не поняли сюжета.
У Теи Тоодес и ее подружек - Кати и Риины - своя компания, причем давно сформировавшаяся. Авторитет Андерса для всех ребят почему-то неоспорим и едва ли не священен. Фильм нам не объясняет, вот КАК один парнишка может держать в страхе сразу ВЕСЬ класс?! Он то тоже, поучается, ОДИН против ВСЕХ поставлен, как и Йоозеп, но его - то никто не бил и не травил! Но сюжет тем временем лишь коротко упоминает, что Андерс и Каспар были хулиганами в самом начале фильма, и не просто шкодили, а совершали ПРЕСТУПЛЕНИЯ, за что самого Каспара в самом начале истории даже ИСКЛЮЧИТЬ из школы хотели! Впрочем, эту сюжетную линию так до конца и не раскрыли...Почему именно персонаж Андерс показан в школе харизматичным руководителем и таким мерзким и опасным подонком? Кто он на самом деле - лидер коллектива, чье слово - закон или обычный задира, от которого следует держаться подальше? Вопрос сложный. Ильмар Рааг не раскрывает в фильме своих героев, как это сделал бы тот же Стивен Кинг в своей "Кэрри". Мы доподлинно не знаем предыстории вражды подростков и можем лишь предполагать. Наверняка, у Андерса есть очень влиятельные родители. Возможно, кто-то из них был даже уголовником в прошлом, и в тюрьме завоевал авторитет, или наоборот - работает в госорганах, как отец той же Крис Харгенсен из "Кэрри" Стивена Кинга, и у него также были большие связи, и сам Андерс прекрасно понимает это и поэтому так высокомерно себя ведёт!
Здесь сыграли большую роль так называемые "законы улицы" в коллективе, напоминающие до ужаса уже какое-то типичное АУЕ: не воровать у своих, не заступаться за изгоев, родителям не жаловаться на беспредел... Плюс Теа сама фактически оказалась заложником этих "правил" и втянутой в какой-то замкнутый круг... У героини и осталось то два сложных выбора, причем один другого не лучше. Либо она признает авторитет Андерса и ведет привычную жизнь, полную друзей и уважения, но теряет при этом возлюбленного, либо - встав на сторону Каспара и Йозепа, моментально оказывается "на дне социальной иерархии" и ежедневно получает тумаки уже вместе с ними! А на кой ей это надо? Страдать почём зря и попадать под раздачу, превращать тем самым свою полноценную жизнь в кромешный ад!
Да и КАК даже трое человек способны выстоять против избиения целой ТОЛПЫ сверстников?! Это нереально! Мы же не про Халка какого-то из комиксов смотрим! Численное преимущество налицо... У Теи моментально возникает внутреннее противоречие и моральная дилемма. Потом она, конечно, пытается вернуть парня назад, думая, что после публикации на порносайте Каспар одумается и вернется к ней, но не понимает, насколько далеко в изощренной мести и лютой злобе способен зайти Андерс, и его издевательства выходят уже за рамки обычной "злой шутки"! И естественно, что никакого перемирия и возвращения уже не происходит. Персонажи, по факту, поставлены в сложный моральный выбор...Разрешить который разумно никто так и не смог... Это во многом порой напоминает мне наш фильм Леонида Нечаева, который "овзрослил" детскую сказку Экхольма про лисенка Людвига Четырнадцатого...
Примечательно, что в третьем эпизоде фильма (про модные ботинки) Андерс и стая торжествуют победу, ибо увидели самоунижение жертвы. Они ощутили праведность, силу, что сделали всё правильно, теперь они сильное сообщество, объединённое одной целью. Они готовы к любым испытаниям, и всегда во всём победят. Между этим эпизодом и следующими есть сцена с надвигающимися тучами (по таймеру 00:39:45), символизирующими приближение трагедии, точно так же, как это было показано в фильме «Слон» (“Elephant”, directed by Gus Van Sant, 2003), чтобы показать переход от причины к последствиям. В четвёртом и пятом эпизоде ситуация накаляется. Интересно поведение взрослых, которые не могут ни понять мир детей, не достучаться до их сознания, чтобы получить какие-либо ответы. Здесь и неадекватные учителя, которые не видят очевидного, и директор школы, которая не разбирается в деталях, и бабушка, которая не может нормально поговорить с Каспаром, впрочем он и сам не стремится на контакт, просто с ним надо говорить не как с малышом-идиотом.
Историю, разыгранную эстонскими школьниками, горячо приняли в Рунете в то время. Вот что я прочитала в одном ЖЖ: "Фильм практически про родной 11-й "В". Те, кто не так давно окончил школу, поймут, насколько все происходящее в фильме реально. Фильм настоящий, жизненный. Поднимает забытые эмоции. Сыграно отменно. Советую всем смотреть. А еще фильм послужит хорошим уроком для родителей и преподавателей". Интересно знать, каким? Что не стоит травлю доводить до крайности и провоцировать подобные события? Или же в большинстве случаев школьной стрельбы все неизменно сводится к положению изгоя-одиночки, "затравленного котопса" и груши для битья?
Тогда почему зачастую попадает не обидчикам, а совершенно непричастным людям? На все эти вопросы режиссёр фильма не спешит отвечать, заметив в интервью, что он всего лишь обозначил существующую по сей день социальную проблему, которую НИКТО так и не сумел правильно решить: "Я не ставил своей целью выносить приговор взрослым. Просто бывают ситуации, когда стороннее вмешательство действительно бессильно. Подростки не любят обращаться к учителям за помощью, боясь, что им припишут еще и стукачество. В современной школе необходимы квалифицированные психологи, способные отследить напряженные отношения внутри классов. Но даже наличие штатных психологов не дает стопроцентную гарантию, что не возникнет какой-нибудь лидер, самоутверждающийся через издевательство. И большинство класса пойдет именно за ним, не вступится за жертву. Такова особенность подросткового поведения".
Фильм был выпущен на экраны 16 марта 2007 года. Это - своего рода предупреждение тем, кто не любят учить уроки истории, ещё одна легенда про то, что сильным нельзя обижать слабого человека, ибо семь раз он упадёт, семь раз поднимется, но, когда поднимется в последний раз, сильные падут и не встанут. Подобное мы видели уже в экранизации "Кэрри" и других фильмах подобного жанра. Но, стоит заметить, подобный сценарий приемлем ТОЛЬКО для художественного произведения, а вот в реальной жизни даже по меркам того времени ситуацию с травлей разрешили бы школьный психолог и полиция. После первого бы избиения драчунов упекли за решетку, поставили на учет, исключили бы из школы или, наконец, перевели бы в другой, параллельный класс, как это сделали в 2014 году в моей школе после драки одноклассниц.
Как и современный скандальный сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте", эстонский фильм "Класс" 2007 года был действительно основан на реальных событиях. А прототипами Каспара и Йозепа стали печально известные подростки из нашумевшей в СМИ американской школы "Колумбайн", которые 20 апреля 1999 года застрелили 13 человек, а затем покончили с собой. В фильме же застрелился только Йоозеп после расправы над обидчиками, а струсил и остался в живых лишь Каспар, который логично, что угодил за решётку и умирать не собирался. Девиз персонажа звучит уже в финале картины, когда за кадром к месту трагедии уже едет полиция - "Я не умру вам назло". Прям, как святой мученик или герой боевых действий! Музыку к финальным титрам фильма "Класс" написал исполнитель роли Йоозепа, эстонский композитор и режиссер Пярт Уусберг. Остальные ребята, снимавшиеся в картине, ранее выступали на сцене эстонских театров.
Однако, возникает один этический момент - приемлемо ли было снимать подобные картины по мотивам реальных трагедий? Если то же "Чучело" или "Кэрри" - всего лишь экранизации художественных произведений, то фильм "Класс", по сути, ещё одна фантазия режиссёра на тему "Колумбайна", когда он решил показать зрителям "истинные" причины резонансного преступления, до этого момента многократно описанные в СМИ. Но мы то с вами знаем, что в отличие от персонажей эстонского фильма и сериала, действие которого разворачивалось в муниципалитете Таллин, реальные прототипы - Эрик Харрис и Дилан Клиболд, жившие в американском штате Колорадо, по некоторым данным, вовсе не были изгоями в школе и не подвергались травле с унижениями. Согласно характеристикам психиатров и одноклассников, Харрис был сам заносчивый сорвиголова и задирал да запугивал других, используя ведомого Клиболда лишь в качестве инструмента для достижения своих целей и в качестве вечного "мальчика на побегушках". А вот основным мотивом для устройства бойни была не месть конкретным обидчикам, а лишь желание превзойти предыдущих школьных "стрелков" по числу жертв, чтоб и зрелище было ужасающее, и эффект - весьма разрушительным. К счастью, взрывов бомб в столовой и пожара в здании вследствие использования коктейля Молотова, которые парни пронесли в учебное заведение помимо оружия, удалось избежать.
Но единственное, чего Харрис и Клиболд так до сих пор и не избежали - это незаслуженной посмертной славы! Учитывая возраст нападавших, которые не состояли в террористических группировках и даже до поры до времени не умели профессионально владеть оружием, СМИ стали преподносить подростков не как подобных Шамилю Басаеву преступников, а как забитых и загнанных в угол серых мышек, за неимением иной альтернативы перегрызших обидчикам глотки. Это породило уже и череду бестселлеров, иллюстраций, бренд одежды Эрика Харриса вошёл в моду, даже по мотивам трагедии создали видеоигры... Потом во множестве стран мира, в том числе и у нас, историю отомстивших за себя изгоев приняли на вооружение неуравновешенные подростки вроде Влада Рослякова из Керчи в 2018 году и Ильназа Галявиева - в Казани, в 2021 году...
А теперь и Ильмар Рааг снял фильм "Класс", который, учитывая и значительный эффект подражания подобным ужасным поступкам среди молодёжи, и то, что сам Колумбайн давно признали экстремизмом, на территории России придётся запретить. Нужны ли такие фильмы обществу? В нынешнее время подобное воспринимается крайне неоднозначно. С одной стороны, как и "Кэрри" Стивена Кинга, и "Чучело", и даже "Слон", эстонский фильм «Класс» раскрывает ошибки взрослых, которые необходимо исправлять, чего в реальной жизни, к сожалению, не происходит никогда. Вспоминается цитата из другого фильма: "Это никогда не закончится. Всегда приходят другие". Убийство преступника НЕ решит проблему, проблему решит лишь ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ превращения человека в этого преступника. Ибо, когда ты однажды перейдешь моральный горизонт событий, пути назад уже не будет... Но нашлись те, кто не разделял изначальную задумку режиссёра. Они справедливо полагали, что "Класс" лишний раз героизирует ужасный поступок Каспара и Йозепа, и даже выразили опасения, что данная картина может также вызвать волну подражания среди неуравновешенных подростков. Но никакой романтизации в этом фильме не было!
Примечательно, что по мотивам фильма "Класс" режиссер Ильмар Рааг снял продолжение в виде сериала в 2010 году, сюжет которого мы с Вами обсудим в другой раз. Сериал определенно заставит Вас взглянуть на трагичную ситуацию под другим углом и утереть наступившие на глаза слёзы...
Источник:
20 незабываемых цитат из фильма "Любовь и голуби"
30 задорных цитат из «Девчат»
Эти фильмы провалились в прокате, но позже обрели культовый статус
9 комментариев
Афтар, сам ты чучело и Балабанов одновременно. Читай, чего копипастишь.
Если набирать текст с телефона вручную, то да.
Но набрать ТАКОЙ ТЕКСТ В ТЕЛЕФОНЕ....
Это невычитанная копипаста. Ваши оправдания просто смешны.
Написать комментарий