Первое в россии профессиональное объединение психологов: психология, которую мы не потеряли
Первые научные общества в России стали возникать во второй половине XIX века. Они вносили значительный вклад в дело распространения академических знаний, способствовали формированию профессиональных сообществ. Крупнейшим из них стало Московское психологическое общество (МПО), 24 января 1885 года образованное при Императорском Московском университете (ныне Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Инициатором создания Московского психологического общества и первым его председателем стал заведующий кафедрой философии, декан историко-филологического факультета Московского университета Матвей Михайлович Троицкий (1835-1899).
Идею М. М. Троицкого об организации первого в Российской Империи психологического общества поддержали пятнадцать профессоров со всех факультетов Московского университета, которые и выступили его учредителями. В их число вошли представители самых разных наук: Д. Н. Анучин (география), Н. В. Бугаев (математика), Н. А. Легонин (медицина), Н. А. Зверев (право), М. М. Ковалевский (этнография), Ф. Ф. Фортунатов (филология), А. И. Чупров (экономика), Ф. П. Шереметевский (физиология), С. А. Усов (биология), А. Я. Кожевников (психиатрия), В. О. Ключевский (история) и др. 28 января 1884 года они обратились в Ученый Совет Императорского Московского университета с прошением о ходатайстве перед Министерством народного просвещения. Целью ходатайства было «учреждение при Московском университете научного общества под названием Психологического».
«Психология, – писали учредители в прошении, – справедливо признается основой философии и многих научных дисциплин. В последнее время она подверглась такой многосторонней обработке, которая сблизила между собой науки, преподаваемые на различных факультетах. … В виду этого сближения на почве психологических вопросов представители их в различных факультетах Императорского Московского Университета предложили учредить «Психологическое общество», которое позволило бы им соединить разрозненные труды психологического характера в целях более широкой и плодотворной разработки психологии равно как и для распространения психологических знаний в России».
Матвей Михайлович Троицкий (1836-1899)
5 июля 1884 года Министр народного просвещения Российской Империи И. Д. Делянов утвердил Устав Психологического общества, согласно которому:
«Психологическое общество, состоящее при Императорском Московском университете, имеет целью разработку Психологии в ее составе, приложениях и истории и распространение психологических знаний в России».
Уставом определялся характер заседаний Общества: различались годичные обыкновенные и чрезвычайные, закрытые и публичные заседания. Их периодичность определялась «по мере надобности, но не реже одного в месяц, исключая время с 1 мая по 1 сентября» (§ 12 Устава).
Титульный лист Устава Московского психологического общества
На первом заседании члены-учредители предложили к избранию в действительные члены Московского психологического общества 53 известные в Российской Империи публичные персоны. В их ряду были названы Н. П. Боголепов (ректор Императорского Московского университета), а также философы, психологи, известные представители других отраслей российской науки: Вл. С. Соловьев, братья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Г. Г. Шпет, Н. А. Бердяев, К. Д. Кавелин, С. С. Корсаков, Г. И. Россолимо, В. В. Розанов, В. И. Вернадский, К. А. Тимирязеев, П. Н. Милюков, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. А. Гиляровский и многие другие.
Николай Павлович Боголепов, ректор Императорского Московского университета (1883-1893)
Активными участниками Психологического общества были не только отечественные философы и ученые, но и писатели Л. Н. Толстой, А. А. Фет, профессор Московской консерватории, композитор А. Н. Скрябин, театральный режиссер В. И. Немирович-Данченко, литературный критик Ю. И. Айхенвальд, искусствовед И. В. Цветаев, историк В. О. Ключевский, богослов А. И. Введенский и другие общественные и культурные деятели России. В заседаниях МПО принимали участие студенты разных факультетов Московского университета, причем не только в роли слушателей, но и авторов научных рефератов. Всего на тот момент в Обществе состояло 210 человек.
Императорский Московский университет (старое здание на улице Моховой)
На должность казначея, отслеживающего движение финансовых средств МПО, был назначен известный предприниматель, председатель Московского учетного банка, меценат Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904). Будучи весьма состоятельным и преуспевающим фабрикантом (носил негласный титул «шоколадный король России», был дореволюционным владельцем кондитерской фабрики – предшественницы современного концерна «Бабаевский»), А. И. Абрикосов лично внес первоначальный капитал в казну Московского психологического общества и покрывал все его убытки на начальных порах.
Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904)
На первом учредительном заседании Московского психологического общества его почетными членами были избраны выдающиеся зарубежные ученые, достигшие мировой славы уже в то время:
- немецкий физиолог и врач, основатель экспериментальной психологии, профессор Лейпцигского университета Вильгельм Вундт;
- французский психолог, профессор Парижского университета (Сорбонна) Теодюль Рибо;
- основоположник американской психологии, профессор Гарвардского университета Уильям Джеймс;
- немецкий физик, физиолог, психолог, профессор Гейдельбергского университета Герман Гельмгольц;
- англо-американский психолог-экспериментатор, профессор Корнеллского университета, создатель структурной психологии Эдвард Титченер и ряд других знаменитостей из сферы экспериментальной психологии.
Вильгельм Вундт (1832-1920)
Начиная с 1888 года на личные пожертвования А. И. Абрикосова Московское психологическое общество стало издавать научные труды его участников. Отдельными изданиями вышли переводные сочинения по философии и психологии, в частности, знаменитые «Очерки психологии» Вильгельма Вундта (1832-1920), еще при жизни получившего почетный международный титул «Отец экспериментальной психологии».
Первое русскоязычное издание классического труда "Очерки психологии" В. Вундта
М. М. Троицкого на посту председателя Московского психологического общества в 1887 году сменил профессор Императорского Московского университета, философ-идеалист и одновременно сторонник практической психологии Николай Яковлевич Грот (1852-1899), в личности которого были воплощены актуальные и современные тому периоду отечественной истории социальные и идеологические устремления русской интеллигенции. Индивидуальная жизненная позиция определяла всю научную и педагогическую деятельность Н. Я. Грота – желание не только обучать, но и нравственно воздействовать на воспитанников, формируя у аудитории духовные ценности и стремления. Известно много фактов того, что МПО выступало должным образцом научной этики и высокой культуры научного общения в дореволюционный период российской истории. Время деятельности Общества под председательством Н. Я. Грота оценивалось профессором 2-го МГУ (ныне Московский педагогический государственный университет), психологом и педагогом Н. Д. Виноградовым как «самый блестящий период в жизни Общества и даже героический».
Николай Яковлевич Грот (1852-1999)
Ноябрь 1889 года при Московском психологическом обществе ознаменовался изданием первого в России научного журнала психологической направленности «Вопросы философии и психологии», в котором печатались работы по этике, гносеологии и другим философским предметам, а также, что весьма значимо, в журнале выходили статьи по психологии, в том числе экспериментальной. Вдохновителем издания и главным редактором журнала был Н. Я. Грот. Практически сразу после появления первых номеров, «Вопросы философии и психологии» стали самым массовым печатным изданием в Российской Империи (его тираж в отдельные годы превышал 2000 экземпляров).
Авантитул журнала "Вопросы философии и психологии" (1894 год)
Довольно долгое время издателем и благотворителем этого журнала, как и выпусков «Труды Московского психологического общества» был уже упомянутый выше знаменитый русский меценат А. И. Абрикосов (1824-1904), располагавший необходимыми для такого предприятия финансами и материальным капиталом. Весьма значительный период времени, будучи казначеем Общества, он покрывал все убытки от издания научных журналов и книг по философии и психологии.
Московское психологическое общество сыграло важную роль не только в развитии русской философии и оформлении психологии как самостоятельной и экспериментальной научной дисциплины, но и в культурной и общественной жизни России. Н. Я. Грот писал о своем журнале:
«Но мы желали бы, вместе с тем, чтобы его содержание было понятно и интересно для всех образованных русских людей, способных размышлять о тех вечных вопросах, которые искони волнуют человеческий дух и возбуждают среди большой интеллигентной публики страстные споры и живой обмен мнениями».
Журнал «Вопросы философии и психологии» издавался с периодичностью шесть раз в год. За все время существования Московского психологического общества вышло 142 номера этого журнала. Регулярно в нем публиковались протоколы заседаний и актуальные списки членов Общества, что позволяет в наши дни практически в полном объеме оценивать успехи ученых-психологов того времени и понимать трудности, с которыми они сталкивались столетие назад. Созданное в период становления психологии в России, Психологическое общество своей плодотворной деятельностью способствовало процессу оформления русской психологии как самостоятельной научной дисциплины.
С началом XX века деятельность Московского психологического общества ослабевает в связи со смертью его наиболее активных членов М. М. Троицкого (1899), Н. Я. Грота (1899), В. С. Соловьева (1900), С. С. Корсакова (1900), А. А. Токарского (1901), А. И. Абриксова (1904), C. Н. Трубецкого (1905). На снижение научно-издательской активности повлияло также увлечение многих членов Общества новомодной политикой.
После смерти Н. Я. Грота должность Председателя Московского психологического общества поочередно занимали известные русские философы Лев Михайлович Лопатин (1855-1920) и Иван Александрович Ильин (1883-1954). МПО изначально создавалось не только как психологическое, но и как философское общество, и вследствие этого ключевую роль в его деятельности играли философы-идеалисты. Но, как было записано в Уставе Общества, целью его создания была разработка научной психологии, «в её составах, приложениях и истории, и распространение психологических знаний в России».
Лев Михайлович Лопатин (1855-1920)
В 1914 году заместителем председателя Психологического общества Л. М. Лопатина становится философ и психолог, профессор Георгий Иванович Челпанов (1862-1936), в 1912 году основавший при Императорском Московском университете первое в России образовательное учреждение психологического профиля – Психологический институт им. Л. Г. Щукиной. (С 1926 года это учреждение не входит в структуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Ранее оно носило названия: «Институт психологии АПН РСФСР», «Институт общей и педагогической психологии АПН СССР», «Психологический институт Российской академии образования»; с 2023 года преобразовано в Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований – ФНЦ ПМИ). По объему научных площадей (59 аудиторий) Психологический институт им. Л. Г. Щукиной был в те годы самым большим в мире, в нем было установлено лучшее по тем временам учебное и лабораторное оборудование (свыше 150 наименований психологической аппаратуры), собрана богатая научная библиотека.
Георгий Иванович Челпанов (1862-1936)
Огромные денежные суммы на строительство здания института и его оборудование (120000 дореволюционных рублей) Г. И. Челпанову пожертвовал отец одного из его студентов, текстильный магнат, благотворитель, знаменитый коллекционер постмодернистской живописи Сергей Иванович Щукин (1854-1936). По просьбе своего сына Ивана – студента Московского университета и в память о рано ушедшей из жизни супруге Лидии Григорьевне, – увлекавшихся психологией, – С. И. Щукин инвестировал свой капитал в новую науку о человеке и навсегда вошел в анналы отечественной психологической науки (увы, в наши дни на развитие психологической науки и психологического образования российские меценаты таких пожертвований не делают).
Портрет Сергея Ивановича Щукина (1914 год), художник Дмитрий Мельников
Октябрьская революция 1917 года в России, приход большевиков к власти Московским психологическим обществом как и другими научными обществами России переживались как тяжелый кризис; оно стало испытывать материальные и организационные трудности. Последние четыре года своей деятельности (1918-1922) Общество работало неравномерно, с перебоями, но не прекращало деятельности в форме заседаний с чтением научных докладов, часто привлекавших большое количество публики. После Октябрьской революции, произошедшей в России в 1917 году, удалось издать только три номера журнала «Вопросы философии и психологии», в 1918 году журнал совсем перестал выходить, издательская деятельность МПО полностью прекратилась. Вслед за высылкой осенью 1922 года за границу ряда его членов Общества во главе с его председателем, представителем «Белого движения» И. А. Ильиным (на так называемых «философских пароходах»), Московское психологической общество распущено. После закрытия Общества некоторые его участники эмигрировали на запад добровольно, а часть оставшихся в большевистской России были подвергнуты политическим репрессиям.
Мыслитель. Портрет философа Ивана Ильина (1922 год), художник Михаил Нестеров
Стоит заметить, что первую плеяду профессиональных психологов Советской России составили именно выпускники Психологического института им. Л. Г. Щукиной (П. П. Блонский, Г. Г. Шпет, Б. М. Теплов, А. А. Смирнов, Н. Н. Жинкин, В. М. Экземплярский, П. А. Рудик, Н. Н. Лодыгина-Котс и др.), которые выстроили «магистральный сюжет» развития отечественной психологии, задали широкий круг ее основополагающих проблем. Мы только можем предполагать, какой бы могла быть сегодня наша отечественная психология, если бы Московское психологическое общество существовало во времени непрерывно, без революционных потрясений и опалы.
Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО)
В советское время аналогом Московского психологического общества было Общество психологов СССР. Его история начинается с воссоздания в 1957 году в стенах Психологического института АПН РСФСР общества психологов. Первым президентом Общества психологов СССР стал Анатолий Александрович Смирнов (1894-1980), который во многом способствовал восстановлению традиций Московского психологического общества. Многие историки психологии признают, что именно Психологический институт АПН РСФСР был тем оазисом, в котором бережно сохранялись традиции и атмосфера, присущая прежнему Московскому психологическому обществу (об истории Общества психологов СССР расскажу в следующий раз).
Членский билет № 1 Общества психологов, выдан в 1957 году Ананьеву Борису Герасимовичу
Очередной этап в истории Общества психологов начался с распадом СССР. В этот сложный период российской истории положение отечественной психологии осложнялось жесточайшим общесистемным и финансовым кризисом, в частности кризисом финансирования отечественной науки. Всесоюзное общество психологов просуществовало до 1988 года, пока последний, седьмой, съезд не констатировал его ликвидацию, отметив неудовлетворительное состояние дел в психологии.
Значок участника VI съезда Общества психологов СССР
Как только в постсоветской России вышел Указ Президента РФ об общественных объединениях, инициативная группа московских психологов восстановила прежнее Общество в границах Российской Федерации. 22 ноября 1994 года в Москве открылся Учредительный съезд Российского психологического общества (РПО) при Президиуме Российской академии наук, ставшего после распада Советского Союза правопреемником Общества психологов СССР. Дата открытия учредительного съезда РПО, символизирующая возвращение психологии к собственным истокам, – 22 ноября – сегодня является днем профессионального праздника амбассадоров отечественной профессиональной психологии.
Источник:
4 комментария
4 месяца назад
однако, НЕ ПОМОГЛО. прое..али империю.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена