5 отъявленных преступников Российской империи
Они бы легко составили конкуренцию нынешним аферистам, главарям ОПГ и прочим душегубам.
В “лихие 1990-е” нашу страну захлестнул криминал. Да такой, что у сводок криминальной хроники порой был такой же хронометраж, что и у основного блока новостей. И смотреть это можно было, только утирая холодный пот обеими руками.
Но корни возникновения преступности уходят вглубь веков. Часть учёных и вовсе считает, что разбой и убийства начались примерно тогда же, когда появились предки человека. По их логике, мы начали ураганить, ещё толком не спустившись с деревьев. Это суровая точка зрения и она имеет право на существование. Но мы преступления среди гоминид рассматривать не будем - там всё-таки маловато доказательств. Поэтому рассмотрим криминал более-менее приближенный к сегодняшнему дню: поговорим о преступлениях в поздней Российской империи.
И начнём с отечественной версии Джека-потрошителя.
Николай Радкевич, серийный убийца (1888-1916 гг.)
В детстве Колю отдали в Аракчеевский кадетский корпус. Мальчик проявил способности и ему прочили блестящую офицерскую карьеру. Но в 14 лет Радкевич по уши влюбился в некую 30-летнюю вдову не самого тяжёлого поведения. Та поигралась с парнишкой и бросила, вдогонку оставила ему букет венерических заболеваний. На этом Николая сильно переклинило и он определился с целью в жизни - избавить мир от распутных женщин.
Юноша бросил учёбу и перебрался в Санкт-Петербург. Какое-то время вёл обычную жизнь, а потом начал убивать проституток. Психопат успел расправиться с четырьмя женщинами, коридорным в гостинице, который заподозрил неладное, и горничной. Последнюю убил просто так - она показалась ему слишком красивой и хрупкой для этого мира. После этого Радкевича задержали и отправили в дурдом. А затем - на каторгу, но он туда не доехал и погиб от рук других преступников на этапе.
Яков Кошельков, налётчик, угонщик и убийца (1890-1919 гг.)
Этот гражданин точно вошёл в историю, потому что покусился на автомобиль самого Владимира Ильича Ленина. Хотя это было в конце его карьеры, а начинал он как вор-домушник. К 1917 году Яков прочно обосновался в полицейских сводках и имел несколько судимостей. Потом воровская судьба занесла его в Москву, там он получил кличку “Неуловимый”: это когда его в очередной раз арестовали, а он сбежал, предварительно расстреляв несчастных конвоиров из пистолета, который ему передали подельники в буханке хлеба.
Со временем Яков совсем распоясался и в 1919 году со своей бандой остановил автомобиль с пассажирами. Ими были Владимир Ленин и Надежда Крупская. Яшка с братвой отобрали у них часы, выгнали из автомобиля и угнали его. Но тут уж они явно не поняли, на кого замахнулись: на преступников объявили охоту и через полгода налётчик попал в засаду и погиб в перестрелке.
Николай Савин, вор и аферист (1855-1937 гг.)
Савин родился в семье поручика в отставке, поэтому ему была предопределена военная карьера. Благодаря связям родителей и личным качествам, юноша поднялся на небывалую высоту - стал адъютантом у племянника императора Александра II, великого князя Николая. Но тут Савин закрутил роман с американской танцовщицей Фанни Лир и украл для неё бриллианты у князя. На этом его служба завершилась, хотя Николай не пал духом и выбрал себе другое занятие - афёры. Одним из его самых громких дел стал обман военного министерства Италии. Он отправился отдохнуть на Аппенинский полуостров и между делом познакомился с влиятельными чиновниками. Представился доверенным лицом русского царя и обещал поставить сотни лошадей для итальянской армии. После этого взял огромный аванс и сбежал в Россию. У нас его поймали и отправили в ссылку в Томскую губернию. Оттуда он тоже бежал и долго мотался по загранице, пока его вновь не арестовали и не отправили на родину.
Тут он находился в ссылке, а после Октябрьской революции в стране началась неразбериха: Савин ей воспользовался и уехал в Китай. Там и помер в возрасте 82 лет.
Федор Ковалев, убийца (1865-около 1930 гг.)
Был старообрядцем, жил Приднестровье. Накануне переписи населения 1897 года, в общине началась истерия и её духовный лидер - старица Виталия - заявила, что наступают последние дни. И если они примут участие в переписи, то наложат на себя печать антихриста и сгинут в адском пламени. Поэтому предложила вариант - уйти всем из жизни добровольно. Самоубийство старообрядцы не рассматривали, это же страшный грех, так что нашли самого незамутнённого и велели ему заживо замуровать их в ямах. Этим незамутнённым оказался Ковалев, поскольку он работал каменщиком.
Федор подошёл к делу основательно: помог членам общины залечь в заранее выкопанные ямы, заделал их кирпичами и засыпал землёй. Что совершает жуткое массовое убийство, он как-то не подумал, и отправил на тот свет около 30 человек. Среди них была его мать, жена и дочери. На это у него ушло 3 месяца, и только тогда весть об этой дичи дошла до властей и Федора арестовали. Даже известна примерная дата задержания - апрель 1897 года, с того момента Ковалев сидел в монастырской тюрьме, но вышел на свободу уже в 1905 году.
О его дальнейшей судьбе ходят разные версии. По одной из них, он снова женился, обзавёлся детьми и спокойно умер в 1920-х годах уже в советской России. По другой - вместе с остатками общины староверов эмигрировал после революции сперва в Румынию, а затем в Канаду. И жил там почтенным старцем до середины 1930-х.
Игуменья Митрофания, мошенница (1825-1899 гг.)
Прасковья Розен родом из богатой и влиятельной семьи: отец - генерал и герой Отечественной войны, мама - графиня. В 18 лет девушка уже служила фрейлиной при дворе императрицы. Но тут она резко меняет жизнь, уходит послушницей в Алексеевский монастырь и берёт себе имя Митрофания.
Семейные связи и тут сыграли роль: к 36 годам женщина получила сан игуменьи и получила в управление целый Владычный монастырь. Казалось бы - всё отлично, но тут Митрофания решила поучаствовать в строительстве здания Владычно-Покровской общины в Москве. Денег на это выделили немало и игуменья спустила их на собственные коммерческие проекты. Чтобы не попасться на воровстве, Митрофания подделала векселя и долговые расписки. И снова набрала денег на стройку - в итоге прикарманила около 1,5 миллионов рублей. По тем временам, это была астрономическая сумма. Она пыталась крутиться и юлить, но потом игуменью поймали на мошенничестве и она во всём созналась властям.
Учитывая благородный род Митрофании, к ней отнеслись довольно мягко и просто отправили в ссылку. Где она и умерла.
Так что эти деятели могли бы и правда конкурировать с современными преступниками. По крайней мере, они бы точно не затерялись на их фоне.
Источник:
14 комментариев
2 месяца назад
Только и делала, что в ссылки ссылала.
И не абы куда.
Вот Ленин в Шушенском очень прилично жил.
Места чудесные, река, тайга, грибы, рыбалка, охота.
Был я там на экскурсии, в его усадьбе.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
Николай Герасимович Савин родился 11-го января 1855 года в Боровском уезде Калужской губернии в семье отставного поручика Герасима Сергеевича Савина.
Изначально Николай учился в Катковском лицее города Москвы, примерным поведением не отличался. Вскоре его высекли розгами Николай сбежал. Его отец, Герасим Сергеевич, с трудом устроил своего отпрыска в Александровский лицей Санкт-Петербурга, откуда Николая выгнали за плохое поведение. Вскоре Савин записался в Гродненский гусарский полк.
В 1874-м году Савин по заказу великого князя Николая Константиновича участвовал в краже трех крупных бриллиантов из оклада иконы, которая висела в спальне великой княгини Александры Иосифовны.
24-летний великий князь Николай Константинович ухаживал за американской танцовщицей и аферисткой Фанни Лир (настоящее имя Харетт Блэкфорд), которая требовала дорогих подарков.
Наказание не заставило себя ждать. Великого князя признали душевнобольным, и навсегда выслали из Санкт-Петербурга. Николай Константинович был лишен наследства, всех званий и наград. Фанни Лир была также выдворена из Санкт-Петербурга.
Ну и так далее
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
В декабре 1881 года Савин переехал во Францию, где объявил себя политэмигрантом. В Париже Николай Герасимович вел роскошный образ жизни посещал казино, обедал в самых дорогих ресторанах. Он подкладывал в десерт засушенного таракана, и, чтобы не платить за дорогой ужин, устраивал скандал, однако вечно такой фокус прокатывать не будет. По прошествии некоторого времени Савина не пускали ни в один из приличных ресторанов.
Николай Герасимович много раз женился, но, промотав приданое очередной жены, тут же исчезал в неизвестном направлении. Однажды Савин заключил сделку с министром иностранным дел Италии о поставке лошадей. Получив большую сумму, подался в бега.
Вскоре Савина арестовали, но он подкупил стражу, и сбежал в Америку. Прибыв в Америку он назвался графом Николаем Герасимовичем Тулуз-де-Лотреком. Теперь он скупал земли на Кубе, снова удачно женился, а потом, как уже бывало не раз, пустился в бега вместе с приданым.
Через несколько лет Николай Герасимович вернулся в Европу. В 1903-м году Савин поехал в Португалию. В одном из банков Лиссабона отставной поручик по поддельным документам хотел получить крупную сумму денег, однако кассир заподозрил неладное, и вызвал полицию. Савина арестовали. Власти Португалии решили отправить отставного поручика в Россию.
Преступника посадили на корабль до Гамбурга, куда он и прибыл 2-го сентября 1903 года.
Однако в Россию ему не суждено было попасть. Как оказалось, Савин получил обманным путем крупную сумму денег из берлинского банка. Его отправили в Берлин. Савина судили, несколько лет он отсидел в тюрьме Германии.
После выхода на свободу Савин под именем графа Тулуз-де-Лотрека явился в одну из типографий Антверпена, которая специализировалась на печати акции и облигаций (это ценные бумаги). В этой типографии он заказал 500 тысяч акций.
В одном из банков заподозрили, что акции фальшивые. Была вызвана полиция, которая арестовала графа. Его судили, несколько лет он отсидел в бельгийской тюрьме.
Вскоре граф снова оказался на свободе, и снова стал промышлять на жизнь мошенничеством. Теперь он отправился в Болгарию. В этот период времени болгарский престол был свободен, и министр Стефан Стамболов предложил кандидатуру графа Тулуза-де-Лотрека на болгарский престол. Савина представили султану Абдул-Гамиду, однако на одном из приемов русский посол узнал мошенника: когда-то Савин продал заезжему купцу Семеновский плац.
"Граф Тулуз-де-Лотрек" был отправлен в тюрьму Кёнигсберга, осужден, сослан на вечное поселение в Томской губернии. Однако через три месяца он бежал, и под именем князя Суворова-Рымникского объявился в Нью-Йорке.
Впрочем, в Америке он снова продолжил жить прежней жизнью, чем изрядно попортил нервы американским полицейским. Вскоре он покинул Америку, и в августе 1911 года вернулся в Россию. В этом же году в Боровске Савин снова был осужден на три месяца за использование подложного паспорта.
Последней аферой Савина стала продажа Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. После Февральской революции Савин, вовремя примкнул к большевикам, и был назначен начальником караула Зимнего дворца. Богатый турист из Америки решил купить дворец -- Савин согласился продать. За эту сделку он получил два чемодана долларов.
После этой аферы Савин пропал на несколько лет. Через несколько лет он появился в Маньчжурии, где пытался продать три вагона золотых часов, но афера не удалась.
В 1937-м году Савин умер от цирроза печени, доживая жизнь в полном одиночестве и нищете.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 месяца назад
6 января 1919 года банда Якова Кошелькова остановила автомобиль, в котором ехали Владимир Ленин, его сестра Мария Ульянова, личный водитель Степан Гиль и охранник Иван Чабанов.
Бандиты планировали ограбить магазин на Лубянке, поэтому не слишком всматривались в своих жертв. Ленин сам приказал остановиться, так как принял налётчиков за патруль.
Кошельков велел всем выйти, на что Ленин попытался воздействовать авторитетом, назвал свою фамилию («В чём дело? Я Ленин!») и предъявил документы. Кошельков пожал плечами, не вслушиваясь, и заявил: «Чёрт с тобой, что ты Левин. А я Кошельков, хозяин города ночью!».
Бандиты устроили обыск всем четверым, забрали у вождя браунинг и документы, и уехали на машине. Уже в автомобиле Яков прочитал бумаги и приказал возвращаться. Он решил взять Ленина в заложники, чтобы потребовать освобождения арестантов Бутырской тюрьмы.
Вождь и его спутники к этому моменту уже благоразумно ушли. Они добрались до райсовета в Сокольниках и сообщили о случившемся заместителю председателя ВЧК Якова Петерса, после чего Кошелькова и его банду тут же объявили в розыск.
26 июля 1919 года Кошельков вместе с Емельяновым и Серёжкой Барином попал в засаду на улице Божедомке. Чекисты открыли огонь на поражение. Кошельков ещё некоторое время отстреливался, но был смертельно ранен (всего он получил шесть огнестрельных ранений) и скончался на месте.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена