Россия лапотная
Раньше Россию за глаза и в глаза называли страной лапотной
Раньше Россию за глаза и в глаза называли страной лапотной, стараясь побольнее уколоть, обидеть и унизить. Действительно, вся крестьянская часть страны облачалась тогда в лыковую обувку и блистала в ней на ярмарках и базарах, ходила в школы и даже в университеты. Лапти не носили только казаки и сибиряки. Зато чуть позднее дети тех, кто ходил в лаптях, если вспомнить песню Юрия Визбора, стали делать ракеты, перекрыли Енисей и даже в области балета оказались впереди планеты всей…
Странно было бы, если бы в нашей стране, где лес не просто национальное богатство, а основа жизни, лаптей не существовало. Кстати, версия о том, что лапти – это чисто русская затея, неверна. Плели их по-разному, но суть была одна и та же. Такую обувь можно встретить в обиходе японцев, индейцев Северной Америки, карелов, татар, мордвинов и даже аборигенов Австралии. А в Норвегии участников средневековой крестьянской войны так и звали – «лапотники» или «березовоногие»
Сколько веков топчут лапти нашу землю – доподлинно неизвестно, но на неолитических стоянках древних людей они были обнаружены. Так почему они получили широкое распространение на Руси? Самое главное, что лапти были дешевле кожаной обуви. В сафьяновых да юфтевых сапогах могли себе позволить ходить только князья, бояре, люди служивые, а всем остальным в помощь были богатства наших лесов. В основном лапти делали из липового лыка, а уж этого добра в средней полосе России сколько душе угодно.
Лаптей надо было заготовить много, обувь эта недолговечная: летом крестьянин мог стоптать пару за четыре дня, а в год уходило 50–60 пар. В каждом регионе Российской империи была своя практика плетения. Лапти из центральных областей заметно отличались от тех, что плели в белорусских или украинских селах. Эти различия были видны как в технике плетения, так и в общем «фасоне». Посмотришь на лапоть – и сразу скажешь, какой мастер их делал: смоленский или ивановский.
Еще лапти различались по количеству лыковых полос, в зависимости от этого подразделялись на пятерик, шестерик, семерик. Чем больше полос, тем обувка была крепче. В семь лык плели лапти, которые носили зимой. Для прочности в плетении использовали еще пеньковые веревки, ну а совсем шиком являлось пришивание кожаной подметки, или подковырки, как ее еще называли.
По праздникам, в торжественные дни надевались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными оборами. К лаптям прилагались онучи, или портянки, которые крепились специальным лыковым шнурком.
Когда заготавливали лыко, естественно ни о какой экологии речь не шла. В лес ходили артелями, и звали этих заготовщиков лыкодерами. После них у лип оставались совершенно голые стволы. Разумеется, деревья после таких нашествий гибли. Выражение, дошедшее до наших дней, «ободрать как липку» как раз и отображает трудовую деятельность заготовщиков лыка.
О лаптях вынужденно вспомнили и немцы во время зимней кампании 1941 года и в дни Сталинградской битвы. Холода замучили оккупантов так, что им пришлось задуматься, как утеплиться подручными средствами. Специалистов по плетению зимних лаптей у них не было, и пришлось делать эрзац-лапти из соломы. Их можно увидеть в Музее военной формы одежды Российского военно-исторического .
Сейчас же лапти можно увидеть только на участниках различных фольклорных ансамблей. Некоторые артели продолжают изготавливать лапти на продажу в качестве сувениров. Тем не менее память об этой нехитрой обуви живет в народе – лапти неразрывно связаны с нашей культурой, традициями и историей.
Из серии «Русские типы». Вильям Каррик, 1860-е, г. Санкт-Петербург.
Черемисы. Максим Дмитриев, 1900-е, Нижегородская губ.
Открытый урок по плетению лаптей. Александр Кружков, 1 июня 1983 - 31 июля 1989 года, Калининская обл., Старицкий р-н, дер. Турково, из архива Павла Сергеевича Сухарева.
Из семейного альбома. Неизвестный автор, 1930-е
«На промысел в Москву». Крестьяне на перроне Казанского вокзала. Аркадий Шайхет, 1929 год, г. Москва, Каланчевская пл.
"Бедный и зажиточный". Аркадий Шишкин, 1928 год, Вятская губ.
Странники. Аркадий Шайхет, 1925 год, г. Нижний Новгород
Участок железной дороги Белорецк – Запрудовка. Железнодорожники во время отдыха. Неизвестный автор, 1912 год, Государственный исторический музей Южного Урала.
Гуляние крестьянских детей. Неизвестный автор, 1910-е
Небогатая семья у своей юрты. Неизвестный автор, 1910 год, Енисейская губ., Кунсткамера.
Типы волжских «босяков». Максим Дмитриев, 1910-е
Федор Шаляпин. Фотопортрет. Любительское. Неизвестный автор, 1901 год, Музей музыки.
Ночлежный дом Бугрова перед открытием. Кулачный бой. Максим Дмитриев, 1897 - 1903 год, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 2, Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области.
Торговец сбитнем. Максим Дмитриев, 1890-е, Нижегородская губ.
Старая крестьянка. Юрий Кривоносов, 1957 год, Чувашская АССР.
В Чувашии. И. Красуцкий, Чувашская ССР,
Шереганово. Сергей Чиликов, 1992 год, Республика Марий Эл, дер. Шереганово
Источник:
17 комментариев
3 дня назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 дня назад
2. Лапти одевались не на голую ногу, а на обмотки, а обмотки мотали поверх носок. Обмотки, - это отдельная тема.
3. Зимой ходили не в лаптях, а в валенках.
4. Липы росли в средней полосе и на юге России. там лапти и плели. На севере России и в Сибири
а. Народ жил богаче
б. Не было дефицита кожи (оленья или морских млекопитающих). У кочевников лошадиная, коровья.
в. В лаптях по мокрому грунту не походишь, ноги будут вечно мокрыми.
5. Соломенная обувь немцев, тут не к чему, потому, что:
а. Зимой сраду столько лыка не заготовить (см.п.1.)
б. Соломенная обувь всяко теплее лыковых лаптей (см.п.3).
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 дня назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена