Россия лапотная
Раньше Россию за глаза и в глаза называли страной лапотной
Раньше Россию за глаза и в глаза называли страной лапотной, стараясь побольнее уколоть, обидеть и унизить. Действительно, вся крестьянская часть страны облачалась тогда в лыковую обувку и блистала в ней на ярмарках и базарах, ходила в школы и даже в университеты. Лапти не носили только казаки и сибиряки. Зато чуть позднее дети тех, кто ходил в лаптях, если вспомнить песню Юрия Визбора, стали делать ракеты, перекрыли Енисей и даже в области балета оказались впереди планеты всей…
Странно было бы, если бы в нашей стране, где лес не просто национальное богатство, а основа жизни, лаптей не существовало. Кстати, версия о том, что лапти – это чисто русская затея, неверна. Плели их по-разному, но суть была одна и та же. Такую обувь можно встретить в обиходе японцев, индейцев Северной Америки, карелов, татар, мордвинов и даже аборигенов Австралии. А в Норвегии участников средневековой крестьянской войны так и звали – «лапотники» или «березовоногие»
Сколько веков топчут лапти нашу землю – доподлинно неизвестно, но на неолитических стоянках древних людей они были обнаружены. Так почему они получили широкое распространение на Руси? Самое главное, что лапти были дешевле кожаной обуви. В сафьяновых да юфтевых сапогах могли себе позволить ходить только князья, бояре, люди служивые, а всем остальным в помощь были богатства наших лесов. В основном лапти делали из липового лыка, а уж этого добра в средней полосе России сколько душе угодно.
Лаптей надо было заготовить много, обувь эта недолговечная: летом крестьянин мог стоптать пару за четыре дня, а в год уходило 50–60 пар. В каждом регионе Российской империи была своя практика плетения. Лапти из центральных областей заметно отличались от тех, что плели в белорусских или украинских селах. Эти различия были видны как в технике плетения, так и в общем «фасоне». Посмотришь на лапоть – и сразу скажешь, какой мастер их делал: смоленский или ивановский.
Еще лапти различались по количеству лыковых полос, в зависимости от этого подразделялись на пятерик, шестерик, семерик. Чем больше полос, тем обувка была крепче. В семь лык плели лапти, которые носили зимой. Для прочности в плетении использовали еще пеньковые веревки, ну а совсем шиком являлось пришивание кожаной подметки, или подковырки, как ее еще называли.
По праздникам, в торжественные дни надевались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными оборами. К лаптям прилагались онучи, или портянки, которые крепились специальным лыковым шнурком.
Когда заготавливали лыко, естественно ни о какой экологии речь не шла. В лес ходили артелями, и звали этих заготовщиков лыкодерами. После них у лип оставались совершенно голые стволы. Разумеется, деревья после таких нашествий гибли. Выражение, дошедшее до наших дней, «ободрать как липку» как раз и отображает трудовую деятельность заготовщиков лыка.
О лаптях вынужденно вспомнили и немцы во время зимней кампании 1941 года и в дни Сталинградской битвы. Холода замучили оккупантов так, что им пришлось задуматься, как утеплиться подручными средствами. Специалистов по плетению зимних лаптей у них не было, и пришлось делать эрзац-лапти из соломы. Их можно увидеть в Музее военной формы одежды Российского военно-исторического .
Сейчас же лапти можно увидеть только на участниках различных фольклорных ансамблей. Некоторые артели продолжают изготавливать лапти на продажу в качестве сувениров. Тем не менее память об этой нехитрой обуви живет в народе – лапти неразрывно связаны с нашей культурой, традициями и историей.
Из серии «Русские типы». Вильям Каррик, 1860-е, г. Санкт-Петербург.
Черемисы. Максим Дмитриев, 1900-е, Нижегородская губ.
Открытый урок по плетению лаптей. Александр Кружков, 1 июня 1983 - 31 июля 1989 года, Калининская обл., Старицкий р-н, дер. Турково, из архива Павла Сергеевича Сухарева.
Из семейного альбома. Неизвестный автор, 1930-е
«На промысел в Москву». Крестьяне на перроне Казанского вокзала. Аркадий Шайхет, 1929 год, г. Москва, Каланчевская пл.
"Бедный и зажиточный". Аркадий Шишкин, 1928 год, Вятская губ.
Странники. Аркадий Шайхет, 1925 год, г. Нижний Новгород
Участок железной дороги Белорецк – Запрудовка. Железнодорожники во время отдыха. Неизвестный автор, 1912 год, Государственный исторический музей Южного Урала.
Гуляние крестьянских детей. Неизвестный автор, 1910-е
Небогатая семья у своей юрты. Неизвестный автор, 1910 год, Енисейская губ., Кунсткамера.
Типы волжских «босяков». Максим Дмитриев, 1910-е
Федор Шаляпин. Фотопортрет. Любительское. Неизвестный автор, 1901 год, Музей музыки.
Ночлежный дом Бугрова перед открытием. Кулачный бой. Максим Дмитриев, 1897 - 1903 год, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 2, Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области.
Торговец сбитнем. Максим Дмитриев, 1890-е, Нижегородская губ.
Старая крестьянка. Юрий Кривоносов, 1957 год, Чувашская АССР.
В Чувашии. И. Красуцкий, Чувашская ССР,
Шереганово. Сергей Чиликов, 1992 год, Республика Марий Эл, дер. Шереганово
Источник:
17 комментариев
3 недели назад
Меня вот всегда интересовал вопрос: в сухую погоду всё понятно, а в сырую? Ведь ноги сразу станут мокрыми. Да и зимой снег сквозь лапти проходит и должен таять или там онучи толстым слоем наподобие валенок?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 недели назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 недели назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 недели назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 недели назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 недели назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена