Аристокл
На Фишках с 17.10.2013
Место жительства:
Москва
О себе:
Философ. Ученик Сократа. Родился в аристократической семье. С философией познакомился благодаря Кратилу и Сократу. После казни Сократа совершил ряд путешествий. В основал в Афинах собственную философскую школу - академию. Разработал учение о бессмертии и переселении душ. Считаю, что существование общих понятий это свидетельство о существовании мира чистых идеальных форм. Предлагаю технологию достижения истины в диалоге, называть сократической беседой. Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, я пришел к объективному идеализму. Считаю, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи с неодушевленной материей. Душа, по моему мнению, не только идея, но и цель вещи. Берусь утверждать, что существует идеальный мир, в котором расположены души или идеи вещей, то есть те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться быть похожими, соответствовать им. Т. о., душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. Не менее важным положением для меня является связь души с этикой, так как он считал, что душа человека отличается тем, что является хранительницей его нравственности. Будучи рационалистом, я считаю, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступаю против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Так же, считаю, что душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Разработал этический критерий, по которому разделяю душу на части, так как вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Душа представляется мне колесницей, запряженной двумя конями. Черный конь - вожделеющая душа, не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь, благородный (страстная душа), хотя и старается идти своей дорогой, но также не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И, наконец, разумную часть души я отождествляю с возницей, которая ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя движением коней. В описании души я стараюсь придерживается четких, черно-белых критериев, доказывая, что есть как бы плохие и хорошие части души, причем разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная - плохими, более низкими частями. Т. к. душа постоянна и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно, и потому открытия, совершаемые человеком, не являются, по сути, открытиями чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе, хотя и не осознавалось человеком. То есть процесс мышления я понимаю как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое я считал главным познавательным процессом, по сути, является мышлением репродуктивным, а не творческим, хотя он и оперирует понятием интуиция, являющимся ведущим для творческого мышления. Исследуя познавательные процессы, я обсуждаю ощущения, память и мышление, причем, по всей видимости, я являюсь первым из известных нам ученых, который представил память как самостоятельный психический процесс. Я даю ей определение - "отпечаток перстня на воске" и считаю память одним из важнейших свойств психики в процессе познания окружающего мира. Важная роль памяти связана и с тем, что сам процесс познания представляется мне в виде припоминания, т. е. память являлась хранилищем всех знаний как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент. Однако, несмотря на такое внимание к этому процессу, я считаю память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ. Я поддерживаю и стараюсь развить идеи Сократа, что мышление есть диалог души с собой, то есть, по сути, мышление