Персики для девочки
Один из самых богатых людей России конца 19 века, железнодорожный магнат Савва Иванович Мамонтов, был человеком весьма хозяйственным. В своем подмосковном имении Абрамцево, которое он купил в 1870 году у дочери С.Т.Аксакова, Савва Иванович организовал обширное и хорошо налаженное хозяйство. Усадьба Абрамцево, которую мы привыкли воспринимать как «приют муз», где художники и скульпторы вдохновлялись красотами природы и предавались радостям дружеского общения, для С.И.Мамонтова была не только загородным домом, но и вполне самостоятельным «делом», которое надлежало соответствующим образом организовать. Большой участок земли недалеко от главного дома был отведен под огород. Для его полива использовался особый пруд, названный Пололкиным, потому что в домике на его берегу жили женщины – «пололки», которых нанимали на летнее время пропалывать огородные грядки. Рядом с Пололкиным прудом устраивается большой скотный двор, к нему примыкает кирпичное здание молочной в голландском стиле. А все свободное место в усадьбе заполняют пашня и покосы.
Сразу же после приобретения усадьбы Савва Иванович и его жена, Елизавета Григорьевна, увлеклись новым делом – оранжереей. В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится любопытный документ – «Записки Елизаветы Григорьевны Мамонтовой». В нем есть следующая запись: «Начав устраивать сад, мы услыхали, что верстах за 5 от нас в имениях Артемове и Жилкине распродают оранжерею. Мы отправились туда. Нас встретил старичок садовник Михаил Иванович, который с необыкновенной любовью водил нас по саду и убедил нас купить, почти за бесценок, деревья персиков и слив. Мы не только купили деревья, но и пригласили самого Михаила Ивановича перейти к нам. Он охотно согласился, так как в Артемове совсем уничтожалось садоводство.... Купив деревья пришлось строить и оранжерею. За этим дело не стало, сейчас же принялись за постройку. Выстроили отделение для цветов и для персиков, а также комнату для Михаила Ивановича».
Интересная деталь: новый садовник Мамонтовых так умело пересадил деревья, что это никак не отразилось на их плодоношении. Но самое удивительное состоит в другом: дело происходило летом, когда на деревьях уже были молодые плоды! Видимо, садовых дел мастера в середине 19 века знали такие приемы пересадки, которые сегодня всеми забыты. Ведь по принятой сейчас схеме крупномеры пересаживают, как правило, в период покоя и далеко не всегда приживаемость составляет 100%. А, кроме того, на следующий год после пересадки деревья иногда долго болеют. В Мамонтовских же оранжереях урожай был собран в том же году! Как добился Михаил Иванович такого поразительного результата, мы теперь можем только догадываться. Вероятно, он применил сильную обрезку, чтобы привести в соответствие корневую и надземную систему деревьев, удалив прирост этого года. Или же, возможно, предназначенные к продаже деревья еще весной были каким-то образом подготовлены к пересадке: например, по периметру кроны была вырыта канавка, заполненная опилками или листовым опадом. После этого травмированные корни начинают расти, заполняя рыхлый субстрат, и к моменту пересадки растение можно вынуть из земли с минимальным повреждением корневой системы. Как бы там ни было, но персики и сливы в оранжерее Мамонтовых, пересаженные легкой рукой Михаила Ивановича, регулярно давали урожай, о чем свидетельствуют письма Саввы Ивановича, одно из которых датировано февралем 1873 года: «Вчера я ездил в Абрамцево…. У Мих. Ив. (просто золотой старик) такой порядок, что и желать лучше нельзя, персики отцветают в первой оранжерее, во второй цветут, такой воздух стоит, что я просто в восторг пришел. Фруктов будет много, и персиков и слив, только бы желудки были бы в порядке».
Чтобы обеспечить плодовым деревьям максимальное количество света, которого в средней полосе России южным растениям явно не хватает, в абрамцевских оранжереях практиковалась особая формировка – на шпалере. Самые сильные побеги дерева направляли по решетке, которая шла по центру оранжереи, а все прочие удаляли. Таким образом достигалась не только максимальная освещенность дерева, но и экономились его жизненные силы, которые шли на формирование урожая, а не на избыточный рост побегов.
Урожай персиков в Абрамцеве собирали в начале лета. Так что персики, изображенные на знаменитой картине В.Серова «Девочка с персиками», выращены в самой усадьбе. Сама же эта картина, на которой прославленный художник запечатлел дочь Саввы Ивановича Верочку, стала одним из художественных символов Абрамцева.
Помимо персиков и слив в двух абрамцевских оранжереях выращивалась земляника и всякого рода зелень. Савва Иванович, как и подобает человеку практичному, считал пустым развлечением всякого рода цветочные затеи, которые, судя по всему, были близки душе Михаила Ивановича - садовника старой закалки, долго служившего в помещичьей усадьбе, где всегда цветы были предметом особых забот. Живую интонацию голоса хозяина Абрамцева доносит нам письмо Саввы Ивановича: «Я продолжаю пробирать Мих. Ив., чтобы он налегал больше на всякую снедь, т.е. огурцы, салаты, редиски, клубнику и пренебрег бы своими вечными черенками. Кому они в радость. Я все твержу ему, что нам с ним сильно достанется от тебя (письмо написано Елизавете Григорьевне – А.Г.), если к 1 мая не будет всякой снеди и зелени». Похоже, что Елизавета Григорьевна пользовалась особым уважением Михаила Ивановича, если сам хозяин для придания своим словам пущей убедительности аппелирует к ее имени. Вот что пишет Савва Иванович в письме к своей жене от 9/21 февраля 1874 г: «Потом мы пошли к Мих. Ив., персики у него цветут отлично. Очень большой охотник разводить в крошечных горшечках разные (неразборчиво) черенки в теплой оранжерее, в ящиках вдоль рамы. Место (неразборчиво) весьма удобно для огурцов, а потому я для большей чувствительности передал ему что будто бы ты приказала ему убрать всю эту мелочь и насажать огурцов как более полезную штуку и чтобы к приезду были огурцы».
Савва Иванович Мамонтов как человек легко увлекающийся, но быстро теряющий интерес к предмету своего увлечения, довольно скоро охладел к оранжерее. В 80-ые годы 19 века он всецело увлекся домашними постановками и оперным театром, создав знаменитую Частную оперу, где пела Татьяна Любатович, к которой владелец Абрамцева был явно неравнодушен. В своей усадьбе С.И.Мамонтов стал бывать гораздо реже, здесь жила Елизавета Григорьевна с детьми, а садовником у Мамонтовых в начале 20 века был уже Марк Алексеевич Редькин. Он вырастил в одной из оранжерей необычный розовый куст, пустив его побеги по шпалере, так что получилось самое настоящее «розовое дерево». При Редькине в абрамцевских оранжереях выращивалось много цветов: гиацинты, небольшие кусты сирени, цинерарии и пр.
Автор: Андрей Городнянский, ландшафтный дизайнер, кандидат исторических наук
Иточник: www.greeninfo.ru/landscape/russian_estate.html/Article/_/aID/4552
2 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
1. Девушка с персиками. 2. Девушка с урюками. 3. Девушка с грузинами...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена