Джо Дассен - к 80-летию
Для меня и, думаю для всех его почитателей, песни Джо Дассена такой же неотъемлемый символ Франции, Парижа, того романтическо-французского флера, который всегда явственно ощущаешь в песнях Эдит Пиаф, Ив Монтана, Жака Бреля, Шарля Азнавура, Мире Матье… При этом французский не был его родным языком.
В юности он окончил несколько престижных учебных заведений в Швейцарии, Франции, Америке, имел три степени, преподавал в университете, но стал…всемирно-любимым певцом.
Низкий бархатный тембр его голоса, его доверительность сразу очаровывают, проникает в душу и согревает её.
Дедушка Дассена по отцу, Самуэль (Шмуэль) был сначала одесским парикмахером, потом занимался производством париков для Одесского оперного театра. Его жена Берта Фогель родом из Польши. После страшного четырехдневного еврейского погрома в Одессе, начавшегося 18 октября 1905 года на следующий день после объявления царского манифеста о «конституционных свободах» после женитьбы дедушка и бабушка Джо Дассена решили отправиться "за еврейским счастьем" в Америку. По семейной легенде на пароходе дедушка почему-то изучал не английский, а французский язык. Когда работники миграционной службы США спросили дедушку, как его фамилия, он, якобы, ответил им на плохом французском языке, что он — из Одессы. Работники так и написали вначале — "Одессин", но затем убрали первую букву. Так получилось "Дессин, "Дассин", "Дассен". После этого его потомки стали спокойно носить эту необычную фамилию.
Здесь мне вспомнилась история о том, что отец основателя всемирно-известной автомобильной фирмы Ситроен – ювелир Леви Цитрон был тоже родом из Одессы. Когда он решил обосноваться в Париже, то после определенных бюрократических сложностей стал называться - Луи Ситорен.
Родители Джо Дассена познакомились в 1933 году в летнем лагере, куда съезжалась еврейская молодежь со всей Америки. Будущий отец Джо Дассена Жюлиус-Мозес (Жюль) Дассен там ставил спектакли, а его будущая мать Беатрис (Берта) Лонер играла на скрипке. Её отец Луис Лонер – прибыл в Штаты из городка Бугач в Австро-Венгрии.
Отец будущего певца был одним из восьми детей в набожной еврейской семье и родился в городке Миддлтаун в штате Коннектикут. Сначала он учился в средней школе В Нью-Йоркском Бронксе, затем обучался театральному мастерству в Европе и начал свою карьеру в еврейском рабочем театре в Нью-Йорке, играя на идише в пьесах Шолом-Алейхема.
Также как режиссёр создавал театральные постановки одноактных комедий, подрабатывая в летних рабочих еврейских лагерях.
Мать Джо Дассена тоже окончила школу в Бронксе, затем продолжила обучение на скрипке, но после замужества оставила музыкальную карьеру, полностью посвятив себя мужу и детям.
Актерская карьера отца Джо Дассена была недолгой – он всерьез увлекся кинематографом. После рождения в 1938 году первенца (нашего Джо Дассена) семья переехала поближе к Голливуду в Лос-Анджелос. Здесь Джулиус начал работать ассистентом у знаменитого автора первых фильмов-ужасов - Альфреда Хичкока, а в последствии сам стал режиссёром. В начале-середине сороковых годов он снял по контракту с кинокомпанией «Метро-Голдвин-Майер» несколько полнометражных фильмов. А в конце сороковых (1947-49гг.), переехав в Нью-Йорк, Джулиус стал одним из основоположников направлении «нуар» («чёрный фильм») и автором первых гангстерских фильмов, которые принесли ему известность и кассовый успех. Съемки этих фильмов он одним из первых в Америке проводил прямо на улицах, снимая тоже впервые непрофессионалов в качестве второстепенных персонажей и статистов.
В семье у Дассенов родилось трое детей. Старший – сын Иосиф-Аарон (Джозеф-Айра или Джо - будущий Джо Дассен) и двое дочерей Рахель (Рэйчэл, родилась в 1940 году), в будущем — поэтесса, автор слов к песням Одиссея Вангелиса, Дэмиса Руссоса и своего старшего брата, и Джулия (Джули, родилась в 1945-м) — киноактриса, снявшаяся в фильмах своего отца, в кинокартинах Питера Устинова и других режиссёров.
В период разгула в США маккартизма и «охоты на ведьм», когда вся страна была охвачена доносительством и поисками коммунистических шпионов и провокаторов, Джулиус Дассен попал в «Чёрный список» Голливуда и остался практически без работы (одна театральная постановка за 3 года). В 1953 году он был вынужден вместе со всей семьёй как и некоторые другие видные деятели кино (тот же Чарльз Чаплин) покинуть Америку и переехал в Европу в Париж.
После пять лет мытарств Джулиусу Дассену удалось получить контракт на съемку и продолжить кинематографическую деятельность во Франции, впоследствии в Греции и вновь в США. Большинство его новых фильмов, в первую очередь «Ночь и город», «Рифифи» (приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Каннах, 1955) и «Кинжал Топкапи», стали классикой жанра нуар.
Еще живя в Америке Джо не боялся никакой работы и, хотя семья его не была бедной, постоянно подрабатывал, умел самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным. Джо очень заботился о сестрах, ощущая себя по-настоящему старшим братом. Кроме того, он очень любил читать, и одной из первых его покупок на лично заработанные деньги было полное собрание энциклопедии «Британника».
После переезда из Америки родители отправляют Джо учиться в дорогой элитный колледж в Швейцарии. В 16 лет сдает все экзамены с оценкой «хорошо». получает степень бакалавра, он бегло говорит на трех языках, увлекается спортом — горными лыжами и плаванием.
В 1955 году Джо пережил огромное потрясение: развод родителей. ВО время съемок в Греции его отец познакомился с молодой тогда малоизвестной греческой актрисой Мелиной Меркури и оставил семью.
Джо плохо пережил разрыв родителей и решил продолжить обучение в Америке. Имея всего 300 франков в кармане, он приплыл в США, и поступил на медицинский факультет Мичиганского университета в Энн-Арбор. Джо некоторое время занимается медициной, затем переключается на этнологию - науку, близкую к психологии и социологии.
В это время и началось увлечение Джо музыкой. С 1956 года, благодаря Элвису Пресли, в Америке стал модным рок-н-ролл, но Джо не попал под его влияние — наоборот, вместе соседом по комнате, которую они снимают, французом Аленом Жиро они слушают и исполняют дуэтом песни французского шансонье Жоржа Брассенса. Тогда же Джо берет в руки гитару. Позднее им в голову приходит идея петь в кафе в студенческом кампусе, и это приносит им 50 долларов за уик-энд.
Песни Жоржа Брассенса Джо и Аленом исполняют, чередуя с классическим американским фольком. “Это французские фольклорные песни”, - заявляют они, уже зная, что, чтобы добиться успеха, надо уметь соврать в нужный момент. Со временем их репертуар стал шире, пополнился обработками эскимосских и ирландских песен, негритянскими песнями, песнями заключенных и китобойцев… Кроме университетского кампуса друзья выступают в кафе в Детройте, Чикаго и Кливленде.
Их выступления пользуются успехом и приносят им скорее удовольствие, чем реальный доход. Чтобы не зависеть от родных и их поддержки, Джо приходится подрабатывать во время учёбы, как и большинству американских студентов. В течение шести лет он вечерами подрабатывает. На старом катафалке, перекрашенном в розовый цвет, вывозил мусорные баки из женского колледжа, потом работал доставщиком товаров на дом, водителем-дальнобойщиком, перевозя из Чикаго в Сан-Франциско растения для ботанического сада, мыл посуду в университетской кофейне, работал водопроводчиком, проводил психологическое тестирование.
Одновременно Джо пишет новеллу «Wade in water», которая получает вторую премию на национальном конкурсе.
В 1960 году Джо заканчивает с отличием магистратуру по этнологии и ведёт лекции в этом же университете. Двумя годами позже он защитил докторскую диссертацию.
А в 1963 году Джо…, в трюме грузового судна добирается до Италии, куда отец приглашает его стать своим ассистентом на съемках фильма «Толкари». Легко заработанные на съёмках деньги Джо тратит на покупку автомобиля. Сразу после этого он начинает работать ведущим программ на RTL , журналистом в «Playboy» и «New Yorker». Его новеллы и статьи имели успех и, может быть, гитара осталась бы для него одним из хобби, хотя гитара оставалась его страстью, если бы его возлюбленная девушка Мариз Массьера не решила сделать своему возлюбленному подарок на день рождения. Она передала пленку с записью голоса Дассена подруге, работавшей в студии грамзаписи CBS, чтобы записать пластинку в одном экземпляре. А руководство студии, услышав бархатный голос, захотело предложить исполнителю сотрудничество.
Далее в течении нескольких лет сначала неохотно, потерпев насколько неудач и на концертах и с записями песен на пластинки, выпускаемые тиражами всего 1000-2000 экземпляров, Джо втягивается в мир французской эстрады. Постепенно с 1965 по 1968 год его пенсии начинают все чаще и чаще звучать по радио, он дает концерты во Франции, Италии, Тунисе, Канаде.
О дальнейшей успешной и блистательной карьере этого обаятельного элегантного, стройного красавца в белом костюме с чарующей улыбкой, роскошной шевелюрой и с чуть косящими печальными еврейскими глазами написано очень и очень много. Хочу привести только такой факт популярности Джо Дассена. Его завоевавшую весь мир песню «Les Champs-Elysees» («Елисейские поля») пели на площади Тяньаньмэнь китайские студенты, стоя лицом к танкам.
Перейду к завершению.
У Дассена с юности были проблемы со здоровьем — его даже не взяли в армию, обнаружив шумы в сердце. В 31 год он перенес первый инфаркт. Спустя десять лет, в декабре 1979 года, певца настиг сердечный приступ, тогда же у него открылась язва желудка и он перенес операцию.
Здоровье певца также сильно подкосила смерть в 1973 году его первого сына Джошуа. Джо давно мечтал о сыне, ждал его рождения, как нетерпеливый ребенок. Счастливый и беззаботный, он строил смелые планы на будущее, уже проча своему ребенку счастливую судьбу, самую лучшую, самую прекрасную жизнь…Сын родился на два с половиной месяца раньше срока, был очень слаб и через четыре месяца угас. Роды были очень тяжелые и приковали жену Дассена на долгие недели к постели.
Джо проводил все свободное время между сеансами записи и, прерывая концерты, рядом со слабеющим Джошуа и больной женой.
Смерть сына вызвали глубокое отчаяние у певца. Джошуа покинул этот мир так же быстро, как и появился, унося с собой счастье своих родителей. Вместо того, чтобы объединить Мариз и Джо, память о сыне развела их. Окончательно и бесповоротно.
1978 года Джо женился во второй раз. Бракосочетание проходило под проливным дождем.
В этом браке родилось двое детей Джо Дассена сыновья Джонатан и Жюльен. Он сам выбрал для них имена, начинающиеся с буквы «J». Джо говорил: «Я — отец, который любит своих детей до умопомрачения». Он обещал сам себе: «После 40 перестану петь и начну жить для детей».
Но новая супружеская жизнь у Дассена не заладилась. Жена Кристин ревновала его во время гастролей, были скандалы. наркотики и т.д. Вскоре после рождения второго сына был тяжелый развод. Дассену удалось совершить почти невероятное для Франции: после развода с женой суд передал Джо право на опеку двух его сыновей. Процедура развода, беспокойство за детей подорвали здоровье певца. В декабре 1979-го Дассен перенес операцию по поводу язвы желудка.
11 июля 1980-го года перед большим выступлением в Каннах Дассен узнает, что жена забрала детей и уехала с ними к родителям в Руан.
По певцу было видно, что он плохо себя чувствует, хотя Дассен даже пытался шутить. Во втором отделении концерта Дассен побледнел, схватился за микрофон и прошептал: «Простите, что-то мне нехорошо». Певец, едва держась на ногах, ушел за кулисы. Но после укола, наплевав на уговоры и рекомендации врача, снова вышел на сцену. Публика встретила его овацией, но Дассен не смог спеть ни одной ноты. Под аплодисменты он упал и потерял сознание. В больнице диагностировали инфаркт. Музыканта доставили в больницу, где Дассен пробыл до конца июля.
После выписки из больницы артист решил отдохнуть с матерью и сыновьями на Таити, где любил заниматься морской рыбалкой.
Друзья советовали ему подлечиться: они боялись, что долгое путешествие — 20 часов на самолете — окажется ему не по силам, но Джо не хотел никого слушать. Он хотел в спокойной обстановке под лучами тропического солнца вкусить наконец долгожданного счастья: быть отцом. Во время транзитной посадки у певца снова был снова сердечный приступ. На Таити Дассен прилетел подавленным. На райский остров привезли двух маленьких сыновей певца, затем приехали его самые близкие друзья.
Но 20 августа 1980 года на Таити на террасе ресторана в городе Папеэте Джо Дассен застонал и уткнулся лицом в стол. Официанты кинулись вызывать «скорую», находящейся на другом конце острова, кто-то начал делать массаж сердца и пытаться привести лежащего без сознания человека в чувство. Врачи, прибывшие в ресторан по экстренному вызову, несколько раз «заводили» сердце певца, однако оно раз за разом останавливалось. Смерть констатировали на пути к больнице.
Все усилия были тщетны. Сердце Джо Дассена, остановилось навсегда. Певцу было 42 года
Джо Дассен похоронен на еврейском участке кладбища в Лос-Анджелесе, рядом с дедом-одесситом.
Певец говорило: "Я пишу песни, чтобы помогать людям жить, должны помогать людям справиться с их проблемами, они должны быть добрыми и полными любви
Его главная мечта была - спеть с сыновьями, но ушел из жизни раньше, чем они научились говорить. Когда Дассена не стало, мальчикам было всего лишь 19 и 5 месяцев. Дети выросли и оба: и старший, и младший, стали музыкантами.
P.S. И все-таки один из сыновей Жульен как бы спел с отцом песню
Источник:
5 комментариев
5 лет назад
Если я скажу, что сейчас нет такого, меня заклюют наверное, но я скажу...
А разве нет? Вот реально, если взять ВСЕХ нынешних "впопулярных" певцов и певичек ротовым отверстием в голове, привести из на конурс песни, дать им ОДНУ И ТУ ЖЕ ФОНОГРАММУ и НАДЕТЬ НА ГОЛОВЫ МЕШКИ КУКСКУКЛАНОВСКИЕ... Чтобы нельзя было различать их по жопам, татуировкам и т.д.
Вы многих узнаете чисто по голосу?
А Дассена любой узнает, хоть он Вдоль по Питерской б
Удалить комментарий?
Удалить Отмена