«Швырнул меня под броневик, надел каску»: Старик вспоминает немецкую оккупацию
1.
Вся информация была получена в беседе с дедом Колей, может что-то и не верно в его рассказе много лет прошло с тех пор, что - то может и перепутал уже, но слушал я его на одном дыхании! Но для начала хочу рассказать – как с ним познакомился.
Был я в командировке в пос. Ванино на дальнем востоке в хабаровском крае. Приехали туда рано утром в 6:00 и встретил нас дед, звали Николаем, у него грузовичок с правым рулем он пенсионер, а подрабатывает перевозкой грузов, ему 86 лет на тот момент было, он нас встретил и повез в пансионат, который нам забронировали и в заранее ждал нас на автовокзале. Я был с китайским коллегой, нам забронировали номера в спортивном пансионате, но китайца туда не пускали, сказали иностранцам не положено. Так вот дед нам говорит, а что, поехали ко мне, поживете у меня, у меня дом большой, места всем хватит, вы только продукты покупайте себе кушать. Ну, мы согласились. Приехали к нему домой у него хороший теплый дом, 4 комнаты, центральное отопление и водоснабжение. Кинули вещи и уехали на работу (В пос. Ванино станция Токи строится новый угольный терминал). Вечером мы приехали в Ванино в магазин купили различных продуктов, китайский инженер Сун Сюйсинь, но нас он просил называть себя «Вова», очень хорошо владел русским языком, он позвонил деду и говорит:
– Деда, а как насчет 50 грамм водочки под ужин? Я приготовлю вкусные китайские блюда!
Деда Коля согласился не раздумывая.
Мы приехали к деду домой «Вова» начал готовить кушать и уже часов 7 вечера мы сели за стол.
Выпили, покушали, деда Коля начал спрашивать у «Вовы» как у них в Китае обстоят дела с КОМ Партией и что у них принято, а что нет. Потом пошли разговоры за СССР и ВОВ.
Деда Коля родом изпод Смоленска не помню название деревушки, но мы даже смотрели на нее через Яндекс карты она до сих пор стоит, но домов там 2 или 3 осталось, показал, где стоял его дом, где был сарай, где огород. Потом рассказал, как выучился в советское время на машиниста тепловоза и по направлению переехал на ДВ.
И тут он рассказал нам свою историю как он во время ВОВ со своей мамой сестрами и другими жителями деревни оказался в оккупации.
2.
Отец мой на фронт ушел, немцы наступали, советские войска отступили к Москве для обороны. Многие жители, но не все ушли в партизаны в леса. Мать одна была с тремя детьми и хозяйство небольшое (корова была и 5 кур), холодало уже, осень была поздняя. Я самый старший был среди детей.
По утру, мать говорит снег выпал, я с печи слез в окно смотрю, а все белым бело.
Мы достали немного картошки, и мать растопила печь. Меня оставила за сестрами смотреть, а сама поводу пошла до колодца.
Но я же мужик! Побежал за мамкой. Че сестрам в хате будет тепло печь топиться. Ну, мать поворчала, что я за ней увязался да успокоилась. Мы воды набрали и до хаты пошли. Через холмик переваливаем, а там немцы к нам на встречу идут! Мать встала как вкопанная, а я стою, как будто бы не боюсь! А может и не боялся! Малой был, не понимал! А в дали видно, много человек пешком идут с оружием кто в белых накидках кто без них. А этот немец, что ближе к нам был, направляет на мать автомат и говорит с таким жутким акцентом: «Тётка партизанен? Киндер»? И показывает на меня. Мать говорит да сын мой, партизан нет, старики да бабы с детьми остались.
Потом крикнул: «Шнеля» и показал автоматом чтоб мы проходили , мы пошли а он и еще двое за нами.
Зашли мы в дом, они следом, уводили сестер и этот что нас первый встретил, показывает на пальцах 3 и на мать показывает , мать говорит да все мои все трое, мужа нет на фронте одна я осталась, немец посмотрел, вышел что то крикнул остальным они разбежались всё проверять, всё проверили даже в туалете в выгребную яму смотрели. Вечером приехали тягачи и притащили пушки, одну пушку поставили в аккурат у нас в огороде.
Немцы нас не трогали. Заходили иногда проверить нет ли партизан, а заселились в пустые брошенные дома. Дня через 3 приехал мотоцикл и какой то офицер. Немцы ему что-то говорили, что-то на картах показывали на пушки тыкали. А я в окно смотрю интересно же. Но нечего понять не могу. Один немецкий солдат увидел, как я смотрю в окно, наставил на меня автомат и с улыбкой сымитировал, будто бы стреляет в меня.
Офицер увидел, посмотрел на солдата, тот убрал ухмылку и выпрямился почти по стойки смирно, а потом посмотрел на меня в окне. Я испугался и откинулся от окна. Через-чур строгий и серьезный он мне показался. Через несколько часов офицер и еще трое зашли к нам в хату, офицер что-то сказал солдатам они достали тушёнку, хлеб, сало и шоколад. Офицер с акцентом сказал « готовь кушать, мы кушать, ты и киндер кушать» и ушел. Один солдат прибежал минут через 15 принес пол куля картошки, а второй принес пару ведер воды.
Мать стала готовить, мы с печи наблюдали за всем. Вечером пришли немцы, мать приготовила харчей и поставила на стол, немцы умылись нагретой водой, и сели за стол один достал бутылку самогонки, они, что-то радостно начали говорить в один голос и выкрикивая: «Шнапс, шнапс». Офицер показал нам, чтоб мы слезли с печи и сели на лавку, мать сидела там же. Мы слезли и уселись, он показал на сало картошку и хлеб и говорит кушать-кушать.
Мать взяла немного и дала нам мы начали глотать картошку и хлеб как дикари так-как не ели уже пару дней. Офицер ударил по столу кулаком и крикнул: «Найн». Мы испугались сестры заревели, мать вздрогнула и замерла, он смотрит на меня и говорит чуть-чуть-чуть рукой показал на живот и говорит: «Не гуд, плохо, кушать чуть -чуть».
С тех пор немцы приносили продукты, мать готовила, они приходили кушать и мы кушали. А по ночам немцы говорили нам гасить лампы и свечи везде! И строго наказывали тех, кто не слушал! Советские самолеты бомбили ночью и если видели огонек могли кинуть бомбу. А через месяц немцы получили приказ на артиллеристский обстрел!
Те пушки, что стояли в деревни стреляли, так что бревна у хат подпрыгивали. Один раз пошел я по воду и тут у немцев крик, паника началась, в небе несколько самолетов появились советские и начали обстреливать немецкие позиции. Я бросил ведра побежал в сарай укрыться, по дороги меня схватил молодой немецкий солдат и закинул под броневик, что стоял рядом и сам залез под него. Что-то кричал по немецки дал мне подзатыльника снял каску с себя и надел ее на меня. Наши самолеты часто летали, но обстреливали редко! Разведчики наверное.
Долго немцы стояли у нас в деревне. Я сдружился с этим молодым солдатом его звали Ёзэф Краймер , он мне гармошку губную подарил именную, показывал фото с младшим братом тот был, наверное, мой ровесник. А как-то пришел опять офицер и говорит уже с меньшим акцентом: «Лес уходите, мы скоро уходим, прейдут СС, там нет нормальных немцев, всех убивать».
Немцы подогнали несколько телег погрузили всех жителей кто остался в живых, всех отправили в лес. Когда мы попали к партизанам нас презирали, мать потом увезли и она попала в лагерь, наши наступали нас забрала сестра матери. После лагеря мать нас забрала, но в деревню мы так и не вернулись, остались в Смоленске жить.
3.
Уже когда дед Коля жил на ДВ и работал в Ванино его дочь и сын учились в Москве, дочь выучилась на переводчика в 1993 году по работе была в Германии, где познакомилась молодым парнем Генрихом он учился в Санкт-Петербурге и хорошо говорил на русском языке, а в Германии он на каникулах и подрабатывал у родственника в магазине, они влюбились в друг друга закрутился роман и через год решили пожениться. Приехали на дальний восток Генрих очень хотел увидеть отца своей возлюбленной и по канонам немецких традиций попросить благословения. Дед Коля был не против, они сыграли свадьбу в Хабаровске, отпраздновали в хорошем ресторане, всё чин по чину. И уехали в Москву.
Генрих сказал, что хочет, чтоб дед Коля и его жена баба Аня приехали в Германию и провести церемонию бракосочетания по их традициям. Все расходы ложатся на его семью, что проживает в Германии. Решили, сделали заграничные паспорта и поехали в Германию.
Деда Коля говорит в аэропорту вышел в Германии все красиво непривычно чисто. Немцов тьма, я говорит во время войны столько не видел! Приехали они в небольшой городок (названия дед Коля не помнит) после всех процедур собрались всеми немецкими родственниками и устроили застолье. Не помню, как но зашла речь за детские фотографии дочери и Генриха, мать Генриха, Хельга достала фотоальбом и стала показывать цветные и чёрно-белые фотокарточки. А один альбом лежал в стороне. Дед Коля говорит, а там - что за фото лежат.
Хельга немного засмущалась в оправдание говорит, это старые фото моего мужа и его семьи. Деда Коля человек простой и упрямый ну он говорит дочке да пусть даст поглазеть я же их не съем! Ну Хельга раскрыла и стала показывать фотокарточки 90-х годов и так далее, дошли до военных лет и стали мелькать фото людей в форме Вермахта и появились довоенные фотографии и деда Коля увидел то самое фото которое ему в детстве показывал молодой солдат ЁзэфКраймер, дядя Коля говорит о так это же Ёзэф и его младший брат я помню это фото! Дочь перевала сказанное! Все немецкие родственники замолчали и уставились на деда Колю.
Генрих встал, подошел, после минутной паузы: "Младший брат на этом фото мой отец Гельмут Краймер он живет под Кёльном они давно в разводе с мамой, и мы почти не общаемся! А его старший брат Ёзэф Краймер живет в пансионате для престарелых".
Дед Коля сказал, так надо съездить к твоему дяди в пансионат и проведать его. Следующим утром все поехали в пансионат, Ёзэф Краймер сидел в кресле каталки и пил чай! Генрих подошел к нему обнял, поцеловал в щеку и говорит тут твой старый русский друг приехал тебя проведать! Ёзэф Краймер удивленно посмотрел на своего племянника Генриха и говорит, но у меня нет русских друзей! Генрих улыбнулся и говорит, как нет?
А он говорит, что вы старые друзья и познакомились под Смоленском! Ёзэф махнул рукой и что-то недовольно пробурчал себе под нос. Дед Коля подошел к нему и говорит, ну здравствуй Ёзэф твоя губная гармошка до сих пор лежит у меня дома! Помнишь меня? Мы прятались от авианалета под броневиком ты надел на меня свою каску? Показывал фотографию, где ты и твой младший брат? А когда ваш офицер отправил нас в лес чтобы уберечь от СС ты на прощание подарил мне свою губную гармошку!? Лицо Ёзэфа нужно было видеть он смотрел не веря своим глазам а потом почти шёпотом произнёс «Коля»... и еще раз чуть громче с вопросом в голосе « Коля это правда, ты? Но как, как такое возможно»?
Они несколько часов сидели и разговаривали о том, как сложилась их судьба после войны. Дочь деда Коли и Генрих переводили и сами с удивлением слушали! После рассказанного дед Коля много еще говорил о военных годах и после военной жизни! Мы с китайским коллегой сидели и слушали! Я искренне был удивлен такой судьбе и жизненной истории.
36 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Я ему о маленьком, очень маленьком, эпизоде войны, а он мне про патриотизм с нотками фанатизма. Да по твоей логике красноармейцев, которые немцев в плен брали, а не убивали сразу, надо было под трибунал отдавать.
Успокойся, сотри пену со рта, утомил.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Ты первый перешёл на личности.
Ты первый перевёл разговор с темы войны на какую-то ерунду, которая к этому эпизоду войны не имеет никакого отношения.
Похоже не зря говорят, что в разговоре человек подсознательно выдаёт свои тайные желания: что-то ты зачастил про геев упоминать. Ой, неспроста.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
У меня было пару случаев, когда где ни будь хз где, в глуши во время случайного знакомства обнаруживались общие знакомые.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена