Падение Кенигсберга
В итоге на штурм города-крепости Кёнигсберг ушел 81 час.
Первоначально штурм Кенигсберга был назначен на 5 апреля, в этой связи предполагалось 1 апреля начать артиллерийский обстрел немецких позиций. Однако свои коррективы внесла погода: из-за сильного дождя и тумана огневую разведку перенесли на 2 апреля, а штурм столицы Восточной Пруссии — на 6 число.
Историк Геннадий Кретинин:
«Естественно, не вся 106-тысячная группировка советских войск принимала непосредственное участие в штурме. Укрепленные рубежи и позиции противника преодолевали специально подготовленные подразделения в количестве около 25 тысяч человек: штурмовые группы и штурмовые отряды, основу которых составляли стрелковые роты из активных бойцов… Таким образом, в непосредственном штурме Кенигсберга участвовали подразделения, по численности значительно уступавшие оборонявшимся. Конечно, при поддержке сил и средств всех родов войск 3-го Белорусского фронта».
Между тем в состав гарнизона Кенигсберг входили части, обладавшие богатым опытом боестолкновений на восточном фронте. Кроме того, немецкие войска имели преимущества перед Красной Армией: они занимали прекрасно подготовленные рубежи обороны, рассчитывая продержаться до конца войны. Но их планам не суждено было сбыться. Советские войска умели преодолевать глубоко эшелонированную оборону.
Из воспоминаний офицера разведотдела 3-го Белорусского фронта Афанасия Григорьевича Синицкого:
«В город нашим разведчикам проникнуть не удалось, но показания пленных свидетельствовали о том, что многие здания были превращены противником в опорные пункты, кое-где на улицах были сооружены или сооружались баррикады».
Из воспоминаний командующего 11-й гвардейской армией Кузьмы Никитовича Галицкого:
«За всю войну мы еще не встречали таких укреплений, какие были созданы в Кенигсберге. В сущности, это был крупнейший укрепленный район, рассчитанный на длительное сопротивление даже в условиях полной изоляции».
Утром 6 апреля была проведена трехчасовая артподготовка, после чего около обеда советские штурмовые отряды двинулись вперед. При поддержке танков и самоходных артиллерийских установок пехотинцы, огнеметчики и саперы прорывались через оборонительные укрепления первого рубежа, блокируя форты и доты, ликвидируя огневые точки в траншеях. В этот день была перерезана железная дорога, соединяющая Кенигсберг и Пиллау.
Второй день стал решающим. Позади советских войск оставался фортовой пояс, бои развернулись в самом городе. Германское командование теряло управление своими силами.
С утра 9 апреля сопротивление продолжалось лишь в нескольких городских районах. Был организован артобстрел по последним, оставшимся еще в руках немцев, опорным пунктам, в числе которых был Королевский замок. Готовился последний удар — общий штурм, который должен был начаться в 19 часов 45 минут. В тот момент, когда все было предельно ясно, начались переговоры о капитуляции.
На одной из городских стен красовалась надпись: «Слабая русская крепость Севастополь держалась 250 дней, а Кенигсберг не будет сдан никогда». В итоге на штурм города-крепости Кёнигсберг ушел 81 час.
Немецкий историк Фриц Гаузе:
«Гитлер был в бешенстве и приговорил Ляша к смертной казни… Защитники лелеяли надежду, что они смогут беспрепятственно покинуть город, если удержат его до конца всех военных действий; примеров тому из прежних войн имелось предостаточно».
Источник:
6 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Но про Севастополь напишу пару строк.
В середине 90-х ездили мы дикарями в Крым о дыхать - проехаться вдоль побережья от Николаевки до Алушты.
И сняли в прикороге Севастик (так его называли наши хозяева) гараж на участке около дома, обустроенный вполне под сдачу отдызающим: кровати, кухонька и пр.
Вечером хозяин в честь нас накрыл поляну - он служил в молодости в БелВО, сохранил много приятных воспоминаний и был рад пообщаться с нами, хотя для нас это было неожиданностью.
Мы достали тоже наши припасы с родины: тушёнку, настойку "Беловежскую" (от неё Степанович пришёл в полный восторг - пришлось нам перед прощание ему ещё бутылочку подарить - на память) и пр.
Но суть не в этом... Выпили, поговорили. Потянулись во двор все хозяйское семейство в т.ч. и бабуля преклонного возраста. Ела она мало, сида в сторонке и нам казалось что она вообще тут не присутствует. И вот как-то речь зашла про войну, схожести действтй: оборона Брестской крепости и Севастополя.
И тут эта преклонная бабуля (как сейчас помню) взорвалась. Точных слов я уже не вспомню но смысл был такой: что вы тут рассказываете чего сами не видели, я летом 41 года подростком в Балаклаве трудились и сама все знаю что было а что потом придумали. Генерали и руководство в первые дни осады разбежались, командовали сопляки-лейтенантики, и все ждали помощи а она так и не пришла. Кинули тут в ех на погибель. Немцы, когда вошли в город, первым делом стали из бухты тела убитых советских матросов и солдат доставать - их там плавал столько что от стороны завода воды не было видно.
И ушла. После такого было не до пьянки.
Степанович потом говорил что мать полночи за стеной плакала и ходила по комнате, не могла уснуть.
Я после этого на тему войны стараюсь не говорить.
И не верю в пропаганду. Мой покойный дед окончил войну в Будапеште и никогда не любил про неё рассказывать, и фильмы не мог смотреть на эту тему.
Извините за долгий текст, просто хотел высказаться...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
https://poluostrov-krym.com/goroda/istoriya-balaklavy/balaklava-vov.htmlhttps://poluostrov-krym.com/goroda/istoriya-balaklavy/balaklava-vov.html
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена