Мышкин, часть 4 — Музей водочника П.А. Смирнова
Вообще, первоначально в Мышкине планировалось создать Музей истории русской водки, но опередили конкуренты из Углича, открыв у себя музей именно с таким же названием. Мышкинцы почесали репу, вспомнили, что как раз в Мышкинском уезде Ярославской губернии родился Смирнов и создали свой музей имени Петра Арсеньевича.
У входа посетителей встречает весьма гостеприимная табличка.
Внутри всем желающим наливают на пробу по стопарику местной «табуретовки». Правда, это не та «табуретовка», о которой упоминал Остап Бендер в «Золотом теленке», а вполне вкусная (по слухам) крепкая настойка. Я, конечно, был желающим, но поскольку мне предстояло через полчаса сесть за руль, то желание пришлось придушить. Зато жена второй день подряд с утреца употребила. Музей опять таки расположен в деревенской избе, но, в отличии от других, отапливается настоящей русской печью.
Да и вообще, интерьер там довольно таки антикварный.
Среди экспонатов довольно много симпатичных бутылок из под различного алкоголя конца XIX — начала XX века.
В том числе бутылки из под продукции фирмы Смирнова…
…включая посуду от «Рижского бальзама», который так же производился на Смирновской мануфактуре.
Честно говоря, всегда думал, что этот бальзам является советским изобретением, а его, оказывается, начали делать в 1845 году (точнее, в этом году появился его окончательный рецепт, а различные вариации на тему существовали и раньше).
Симпатичные наборы стопариков. Первый, как я понимаю, на тему «12 стульев».
Пивной насос и пивные краны старого Мышкина.
Не очень понятно, что делает пивное оборудование в музее водки. Как, в общем-то, и ружья.
А вот под ружьями стенд с фотками местности, на которой когда-то находилась деревня Каюрово Мышкинского уезда, где, собственно, и родился Петр Смирнов. Сейчас там, судя по фоткам, ничего интересного — леса и поля.
Так вот, о Смирнове. Родился он в семье крепостных в 1831 году. В 1857 году отец Арсений и сыновья Яков и Петр получили «вольную», и весной 1858 года навсегда ушли из родной деревни в Москву, намереваясь вступить в купечество и открыть сложившееся издавна как семейное дело – торговлю вином. Однако на это дело требуется некий начальный капитал, так что Смирновы зарабатывают как могут. Петр, к примеру, работает половым (официантом) в московских трактирах.
Через пару лет, в 1860 году Арсений и Петр Смирновы регистрируют заведение по торговле вином – ренсковый погреб (от искаженного названия Рейнских вин). Петр Арсеньевич служит у отца приказчиком, а уже через несколько месяцев покупает еще один ренсковый погреб, становится московским третьей гильдии купцом и хозяином собственной торговой точки.
Однако собственно торговля не была целью начинающего купца. Поскольку в то время практически вся водка была паленой довольно низкого качества, то Петр задумал открыть свой заводик, чтобы производить алкоголь высокого класса. И вот уже через три года в здании у Чугунного моста, на пересечении Овчинниковской набережной и Пятницкой улицы, начал работать небольшой завод, на котором было всего девять рабочих, а вся производимая продукция помещалась всего в несколько бочек. Изображение этого здания, кстати, стало фирменным знаком Смирнова и наносилось на этикетки его алкогольной продукции.
Напитки Петра Смирнова потребители сразу оценили, так что производство ежегодно расширялось. Через год после открытия на заводе работало уже 25 рабочих, а к моменту смерти Смирнова, на него трудилось свыше 5000 человек, а ассортимент продукции превышал 400 сортов.
Конкуренты, кстати, тоже не дремали и повышали качество своего алкоголя, так что Петр Смирнов решает подтвердить свое первенство теперь уже признанием специалистов и в 1873 году он посылает свои напитки на Международную промышленную выставку в Вену, на которой приговор был единогласный — качество отменное, напитки достойны европейского внимания. Так что Смирнов получает Почетный диплом и медаль участника выставки. Это было первое официальное признание профессионалов. Потом наград было еще много:
1876 год — Медаль высшей награды в Филадельфии.
1877 год — Государственный герб.
1878 год — Две золотые медали в Париже.
1882 год — Государственный герб на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
1886 год — Поставщик ко Двору Его Императорского Величества и Государственный герб.
1888 год — Испанский орден Св. Изабеллы и золотая медаль в Барселоне.
1889 год — Большая золотая медаль в Париже.
1893 год — Большая золотая медаль в Чикаго.
1896 год — Поставщик ко Двору Его Императорского Высочества Великого князя Сергия Александровича.
1896 год — Повторение права использования изображения Государственного герба на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
1897 год — Золотая медаль на Промышленно-художественной выставке в Стокгольме и звание Поставщика ко Двору Его Величества Короля Швеции и Норвегии.
Вот, кстати, сам Петр Смирнов, его родственники, тот самый дом у Чугунного моста, инфа о вышеперечисленных выставках и т.д.
После смерти Петра Арсеньевича компания начала постепенно загибаться. Впрочем, под руководством одного из сыновей, Петра Петровича, фирма еще более-менее процветала, но после и его смерти руководство перешло к его вдове, которая в бизнесе разбиралась довольно фигово, со всеми вытекающими. А последний гвоздь в крышку гроба был вбит не большевиками, как считают многие, а самым отстойным (как считаю я) царем за всю историю Российской Империи — Николаем II, который ввел сухой закон в 1914 году.
Но история марки на этом не заканчивается. После Великой Октябрьской революции один из сыновей П.А. Смирнова, Владимир Петрович, эмигрирует в Польшу, а позже оттуда перебирается в Ниццу. В 1933 году в Америке отменяют сухой закон и рынку требуется какая-нибудь известная марка, гарантирующая большой спрос. Тут американцы вспоминают про смирновское «Столовое вино №21», бывшее хитом на Всемирных выставках в Филадельфии и Чикаго и покупают у В.П. Смирнова права на использование торговой марки. Так появляется компания «Smirnoff», которая стала выпускать русскую смирновскую водку.
Кстати, на первой фотке неверная инфа — были проданы только права на марку. Рецепт и технологию американцам не сообщили, поэтому американская «смирновка» никакая, т.е. безвкусная, в отличии от.
Но и это еще не все. После распада Советского Союза отменяется горбачевский сухой закон, а также производство алкоголя перестает быть монополией государства — теперь любой желающий (это я образно) может купить лицензию и производить выпивку. Так что из небытия появляется праправнук знаменитого водочника — Борис Алексеевич. Появляется не с пустыми руками — от прабабки ему достается коробочка с рецептами изготовления знаменитых водок и наливок на заводе Петра Арсеньевича, которые она хранила всю жизнь. 287 оригинальных рецептов. Так что в 1992 году на ликеро-водочном заводе в Крымске Краснодарского края была произведена первая партия алкоголя, которая составила лишь несколько ящиков. Это были уже фирменные напитки, и на них стояло имя: Смирнов. Узнав об этом, американцы подали в суд на Бориса Смирнова. Но суд в городе Крымске отклонил иск как недоказательный и несправедливый.
После опытов в Крымске Борис Смирнов поменял не один водочный завод, пока не остановился на подмосковной Черноголовке. Вскоре в магазинах появилась бутылка с изображением дома у Чугунного моста – столовое вино №21, столовое №31, «Рябиновая», «Лимонничек», «Сухарничек» и т.д. — всего 15 наименований.
И опять таки это еще не все. С 2013 года водка Бориса Смирнова в России больше не производится, а делают ее в Беларуси.
Причин переноса производства в Беларусь я не знаю.
Вот теперь все. В том числе и по Мышкину.
Источник:
1 комментарий
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена