Почему калмыки такие: агрессивные, опасные, страшные в бою противники?
Конечно, это не так. Но некоторые факты из истории этого народа могут ввести в шок незнакомого с укладом жизни кочевников человека. Вероятно, воинственность – это одна из ярко выраженных черт калмыков, которые являются потомками представителей ойратских племен монгольского народа. Они мигрировали на юг России из Центральной Азии примерно в XVI веке. Воинственность переселенцев объясняется тем фактом, что практически вся история их жизни – это непрерывные войны с соседями, стычки с отрядами тюркоязычных народов и регулярные набеги с целью захвата чужого имущества. Такие этносы как татары, башкиры, казахи, ногайцы, киргизы и некоторые другие были вынуждены непрерывно противостоять калмыкам, поскольку те вполне заслуженно вошли в пятерку самых воинственных и агрессивных народов земного шара, уступив первые места лишь племени маори из Новой Зеландии, непальским гуркхам и даякам, населяющим остров Калимантан.
Печальные страницы истории калмыков
Можно сказать, что отчасти свою воинственность и агрессивность данный народ реализовал достаточно специфическим способом. Гражданская война разделила многие народы, заставив сына пойти против отца и брата против брата. Не стали исключением и калмыки. Советскую власть поддержали не все населяющие юг страны люди. Многие из них остались верными короне и считали своим святым долгом сражаться с коммунистами. При этом незначительная доля калмыков перешла на сторону фашистов, пообещавших им освободиться от тирании «красных».
Несмотря на то, что большая часть представителей этого этноса защищала страну с оружием в руках, проливая кровь и не страшась смерти, среди них были и те, кто влился в ряды вермахта. Это решение обеспечило фашистским пропагандистам возможность заявить о формировании Калмыцкого легиона СС. На данном примере нацисты утверждали, что большая часть народов СССР поддерживает их в войне с коммунистами.
Во время оккупации на стороне вермахта сражались порядка 3000 калмыков. В их число входили и кавалерийские эскадроны, и сельские ополченцы, и местные полицаи. В итоге решение, которое приняла лишь часть народа, стало причиной депортации всех калмыков. Для этноса это стало самой настоящей трагедией.
Смешение верований
Несмотря на то, что калмыки исповедуют буддизм, это не мешает им придерживаться древних верований предков, которые базируются на шаманизме. Своеобразным божеством, которому поклоняются люди, является огонь. Он также считается универсальным инструментом, помогающим избавиться от любого негатива. У калмыков до сих пор в ходу использование огня для лечения различных кожных заболеваний. Образование на коже типа герпеса либо окуривают дымом, либо прижигают раскаленным металлом. Естественно, такие способы не действуют на возбудителей, а вот ожоги и шрамы от подобных методик остаются надолго.
Кормление огня – это традиционный у калмыков ритуал. Открыв бутылку со спиртным, несколько первых капель они вливают в огонь, пытаясь таким способом вызвать лояльность древнего божества. Во время национальных праздников, свадеб и погребений, а также других важных событий в жизни происходит своего рода жертвоприношение: люди бросают в огонь кусочки жира и несколько видов бараньих костей. Кормление огня – это исключительно прерогатива мужчин, и делать это можно только правой рукой.
Простые похороны
Вплоть до начала прошлого века калмыки придерживались специфической традиции прощания с покойниками. Она уходит корнями еще во времена исповедования шаманизма. Умерших соплеменников увозили недалеко от стоянок и оставляли в степи. Причина такой традиции – специфический кочевой образ жизни. Дело в том, что постоянное движение, особенно во время военных походов, было для калмыков нормой жизни. И в таких условиях совершать похоронные обряды было нецелесообразно и просто глупо. Ритуала так называемого воздушного погребения придерживаются многие народы, исповедующие шаманизм. Они считают, что такое способ захоронения позволяет душе умершего быстрее и легче отправиться на небеса.
Такие разные калмыки
Что касается внешности, то она у калмыков вполне традиционна для восточных народов. И тем, кто высказывает претензии по поводу ее специфичности, можно только посоветовать начать с себя и только потом начинать критиковать других. Поскольку вторым по численности народом в Калмыкии являются русские, то неудивительно, что в регионе распространены и широко практикуются смешанные браки. Их результатом является появление на свет так называемых балдыров, то есть метисов русских и калмыков.
В переводе с калмыцкого «балдыр» обозначает «смешанный». Изначально это понятие применялось только в отношении животных, к примеру, ягнят, которые появились на свет от разных пород овец. Впоследствии слово приобрело негативную окраску, и его употребляли, когда хотели оскорбить метисов. Примерно аналогичную эмоциональную окраску имеют такие слова как байстрюк или бастард, используемые европейцами в отношении человека, родившегося вне брака.
Но с течением времени негативная окраска сменилась на нейтральную. И сейчас балдыр – это лишь констатация факта того, что человек родился в смешанном браке. Как очень часто бывает в случае появления на свет детей от представителей разных национальностей, балдыры обладают оригинальной привлекательной внешностью. Резковатые черты лица сглаживаются, а глаза при сохранении специфического разреза становится больше и приобретают миндалевидную форму.
Таким образом, агрессивность этот этнос приобрел в силу исторических предпосылок – кочевого образа жизни, вынуждающего всегда быть готовым к сражению. А внешние особенности вполне соответствуют признакам центральноазиатского антропологического типа.
Источник:
47 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Очень отличились в Крымских походах, отлично показали себя Чугуевские калмыки в кавказских войнах, и в войне 1812 года и в заграничном походе. Отличились в Руссско-Шведской войне, особенно в матери Полтавской битвы, битве под Лесной.
Круто били Поляков и предателя гетмана Петра Дорошенко.
Каких то межнациональных проблем в Чугуеве с калмыками не наблюдалось.
Интересно то, что даже структура полка была приспособлена под калмыков, т.е. были одновременно и звания типа хорунжий и типа мурза.
Вычислить современных Белгородских, Харьковских калмыков по именам и фамилиям фактически нельзя, большинство из служащих в полках формируемых на 50% из монгол-ойратов принимали православие и при крещении брали православные имена и фамилии, так например читая наградные листы Петра Первого за победу Чугуевских калмыков над Шведами в битве под Лесной фамилии и имена все идут как бы русские, но там где стоит мурза можно с 100% уверенностью сказать, что это полностью монгольский отряд.
Обратите внимание на вид воинов стоящих около Петра Первого в Харькове.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
И да - они были постоянной татарской болью, еще Миних бил татар монгольской силой в том числе.
По Чугуевской переписи 1710 года оказывается в Чугуеве «крещённых Калмыков» 47 семей, а по переписи 1712 года 50 семей и в них мужеска пола 119, женска 168 душ. Все они называются Христианскими именами: «Мурза Данило, Васильев сын, Бухарин 50 лет; у него жена Настасия, Максимова дочь, 40; дети: Иван 3, Василиса 2, сын Потап после переписи 1710 года умре. Да у него же, Данилы, поляк Иван Иванов 20, да мать Матрона 60». Несколько латышей и поляков и один швед, вероятно уведённые во время войны, показаны и в других семьях. Несколько начальников семей называются Хариными, Кобиными, один Батыр, другой Киргис; иные – Тума, Зеньгор, Чегодай.
С 1715 года по 1735-й команда калмыков увеличивалась 150-ю семействами крещёнными и некрещеными.
Многое оказывается ближе, чем принято думать и представлять.
Хорошее описание калмыков и рисунки сделал Репин, художник долгое время жил в Чугуеве.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена