О важнейшем из искусств
А что случилось с современным российским кино?
Сергей Эйзенштейн за работой, 1930-е
Что не так с российским кино?
Если обратить внимание на российские рейтинги кинофильмов, то на любом мало-мальски крупном рейтинговом сайте, будь то кинопоиск или сайт крупных онлайн-кинотеатров, наблюдается следующая картина.
Последний российский фильм, имеющий высокую оценку и критиков, и зрителей ("Легенда №17") снят в далёком 2012-м году. При этом, в рейтингах он болтается от 8 до 20 места, значительно уступая как советскому кино, так и российскому кино 2000-х и 1990-х. Среди лидеров же рейтингов - российское кино 90-х или 2000-х (к примеру, "Брат", "Жмурки") или даже советское кино.
При этом, финансирование фильмов из государственного Фонда Кино в последние годы всё время увеличивается. Фильмы-претенденты получают миллионы долларов безвозвратных средств на производство и.... проваливаются в прокате. Согласно статистике самого ФК, только 1 из 7 фильмов окупается в прокате, и только 1 из 20-ти - приносит прибыль, кратную затратам. Давайте попробуем разобраться, что же происходит с отечественным кино? Да и то, среди фильмов-лидеров по сборам довольно часто появляются картины, получившие финансирование не благодаря, а вопреки мнению Фонда Кино - так случилось с фильмом "28 Панфиловцев", который набрал высокий рейтинг среди зрителей и прокатный сборы в 2,2 раза более высокие, чем затраты на него. При этом, на фильм собрали средства через краудфандинг и благодаря спонсированию неравнодушных бизнесменов, а Фонд Кино присоединился к финансированию только на последнем этапе производства картины.
Рейтинги и пристрастия зрителей.
В современном мире интернета и плюрализма, каждый может стать кинокритиком. Для этого достаточно всего лишь авторизоваться на одном из многочисленных сайтов, посвященных кино, и написать там свою рецензию.
Некоторые сайты, такие как ivi или kinopoisk, имеют целые базы данных таких рецензий и являются вполне себе презентабельным источником данных о том, какие фильмы понравились зрителю, а какие - нет.
Более того, контингент посетителей таких сайтов представлен в основном поколением до 50-ти лет, поскольку в России традиционно пенсионеры интернетом или не пользуются, или довольно слабо в нём разбираются. То есть, рецензии на онлайн сайтах примерно соответствуют тому, как воспринимает кино современный зритель и регулярно посещающий кинотеатры, и смотрящий фильмы дома, в онлайн-кинотеатрах.
И что же мы видим?
А видим мы нерадостную картину. Даже если не смотреть обзоры таких ютуб-блоггеров, как BadComedian, рецензии на современные отечественные фильмы в основном негативные. Зрители голосуют не только рублём, но и текстом. Рейтинги фильмов, снятых в России после 2012-го года, резко снижаются по сравнению с фильмами предыдущих лет.
Тот же Евгений Баженов (badcomedian) неоднократно упрекал российских чиновников от Министерства Культуры в закрытости и неочевидности процесса выделения средств на российские фильмы. Согласно его заявлениям, большинство фильмов, спонсируемых Фондом Кино, являются просто шлаком, а в большинстве случаев их кассовые сборы не окупают даже затраты на рекламу и создание прокатных копий.
Кто виноват?
Если внимательно ознакомиться с историей вопроса, то можно увидеть странную закономерность. С 2011-го года руководство Фонда Кино - главного киноспонсора в России - сменилось. Председателем Фонда Кино стал руководитель кинокомпании "Три Т", главой сценарного комитета (который, по сути, и рецензирует сценарии фильмов-претендентов на госфинансирование) стал режиссер Хотиненко, а в сценарный комитет постепенно каким-то образом просочились люди, которые к успешным фильмам никакого отношения не имеют.
Зато, все вышеперечисленные люди имеют прекрасные отношения с небезызвестным Н.С.Михалковым, который по совместительству возглавляет Российский совет правообладателей, контролирующий все сборы от продажи носителей и средств записи в России.
Впрочем, если бы только это... Никита Сергеевич в последние годы занимает одновременно столько должностей, что его работоспособности и талантам позавидовал бы, наверное, сам Лаврентий Павлович Берия:
Председатель жюри 46-го Берлинского кинофестиваля (1996);
Президент Российского фонда культуры (с 1993 года по н/в);
Член президиума совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству;
Член совета по кинематографии при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Член совета директоров ОАО «Первый канал»;
Председатель правления ООО «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова»;
Член совета директоров компании «Синемапарк»;
Президент Московского международного кинофестиваля;
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России;
Член комиссии Национальной академии искусств и наук России по выдвижению российских фильмов на «Оскар»;
Представитель России в Европейской киноакадемии;
Участник российско-итальянского Форума-диалога по линии гражданских обществ;
Член совета по информационной политике Союза России и Белоруссии;
Член конкурсной комиссии по созданию гимна Союза России и Белоруссии;
Член президиума Всемирного русского собора;
Сопредседатель совета Российского земского движения;
Член экспертного совета премии «Человек года»;
Почётный профессор ВГИКа;
Председатель попечительского совета конкурса студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна»;
Почётный председатель жюри Литературной премии имени Горького;
Член попечительского совета Благотворительного фонда поддержки творческого наследия Микаэла Таривердиева;
Председатель творческо-экспертной комиссии по присуждению премий Центрального федерального округа в области литературы и искусства;
Член общественного совета Приволжского федерального округа по развитию институтов гражданского общества;
Член попечительского совета по возрождению мужского монастыря Коренная пустынь (Курская область);
Член попечительского совета Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана;
Член попечительского совета Отечественного футбольного фонда;
Сопредседатель попечительского совета по сохранению наследия Соловецких островов;
Олимпийский посол заявочного комитета «Сочи-2014»;
Председатель Общественного Совета при Министерстве обороны Российской Федерации;
Президент Совета Российского союза правообладателей[100];
Член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное дело»[101];
Член Попечительского совета Благотворительного фонда Святителя Василия Великого[102];
Доверенное лицо кандидата в президенты России Владимира Путина[103].
Входит в состав Общественного совета[104] при Следственном комитете Российской Федерации.
С февраля 2018 года — наставник общественного движения «Юнармия»[105].
Что делать?
Как же так получается, что в руках одного человека и контролируемых им структур оказалось едва ли не всё кинопроизводство в России? И простое ли совпадение, что начиная с 2010-х, именно когда Михалков начал набирать столько силы и влияния, российское кино всё больше и больше деградирует?
За последнее десятилетие не снято ни одного фильма, который получил бы признание за рубежом. Более того - и в российском прокате большинство российских фильмов неизменно проваливаются. Несмотря на оголтелую рекламу через центральные СМИ, явные преференции в выдаче прокатных удостоверений перед иностранными фильмами и "ручное управление" со стороны Михалкова?
Справляется ли Никита Сергеевич с такой нагрузкой?
Не слишком ли много ответственности он взял на себя?
Почему среди режиссеров, получающих многомиллионные гранты на съемку фильмов, столько странных личностей?
Почему фактически полностью прекращена поддержка молодых сценаристов, режиссёров, композиторов и операторов, заканчивающих государственные ВУЗы и ТУЗы? Где финансирование их дипломных работ? Где новые тарковские, эйзенштейны, рязановы, захаровы, лиозновы?
Почему вместо качественного кино на государственные средства снимаются всякие экскременты вроде "На Париж" или "Движение вверх"?
Кто даст на это ответ?
16 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
"Текст", например...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена