«Круглые» броненосцы Чёрного моря: какими они были?
По завершении Крымской войны 1853-1856 годов Российская империя была поставлена перед необходимостью решения целого ряда непростых задач, включая масштабную модернизацию своего военно-морского флота. По одному из пунктов подписанного после войны Парижского мирного договора, строить большой Черноморский флот России запрещалось, но иметь броненосные корабли у южных берегов из-за остающейся турецкой угрозы стране было необходимо — в результате было решено построить несколько кораблей береговой обороны.
Бурный технический прогресс второй половины XIX века позволял инженерам создавать всё новые, невиданные ранее проекты, и некоторые новые технические решения были весьма оригинальными — порой, даже странным, как показалось бы нам сегодня. Одновременно с этим флот всего мира переживал переход от деревянных, парусных судов, к кораблям из металла — при этом конструкторского опыта создания таковых было по-прежнему мало, либо он отсутствовал вовсе. Так возник и проект наших броненосцев.
В 1868 году шотландский инженер Джон Эльдер получил патент на «круглое» судно. По его мнению, подобная конструкция являлась бы не только надёжной, но заодно позволяла бы значительно увеличить полезную нагрузку самого корабля. Дальше чертежей и проектов дело не пошло — в отличие от Российской империи, где идеи Эльдера оказались весьма востребованы.
Проект «круглого» броненосца «Новгород».
Русский контр-адмирал Андрей Алексеевич Попов, глава Морского Технического комитета и сторонник прогресса, настолько вдохновился идеей создания «круглых» кораблей, что занялся собственными разработками. Дело пошло, и в 1870 году он представил Адмиралтейству свой проект «круглого» броненосца. Аргументы контр-адмирала были весомыми: «низкая осадка, отсутствие качки, плавный ход, размещение мощного вооружения в центре судна, способного вести огонь на 180 градусов». Всё это звучало весьма убедительно. Потребность в новых кораблях была, стоимость постройки представлялась соблазнительно низкой и необычному проекту был дан «зелёный свет».
Строительство броненосца «Новгород», Николаевская верфь, 1872 год.
Уже в 1871 году на верфи Николаевского адмиралтейства были начаты подготовительные работы по созданию первого броненосца, который, в честь славного русского города, получил имя «Новгород». Строить корабль было решено в Санкт-Петербурге, после чего готовый бронированный корпус корабля вновь разобрали на части и отправили на юг по железной дороге. Уже в Николаеве «Новгород» полностью собрали, вооружили и оснастили, а 21 мая 1873 года торжественно спустили на воду.
«Круглый» броненосец «Новгород», 1873 год.
«Новгород» действительно сильно отличался от всех других судов. Диаметром 30,8 метров, полностью круглый, он обладал небольшой осадкой в 4,11 метра и был защищён солидной броней, толщина которой составляла 178–229 мм. Толщина палубы составляла 70 мм. В центре броненосца располагался единственный барбет (поворотная оружейная башня) с двумя нарезными орудиями Круппа калибром 280 мм, на тот момент весьма современными. Стрельба из орудий могла вестись независимо друг от друга.
Каюты экипажа были распределены в палубной надстройке на условном «носу» броненосца, а практически всё подпалубное пространство было отведено машинному отделению — точнее, двум машинным отделениям по обе стороны от оси симметрии судна. Уникальный в своём роде, корабль приводился в движение шестью винтами Гриффита, которые вращались от силовой установки общей мощностью 720 л.с. и состоявшей из 6 паровых машин Вульфа и 8 огнетрубных котлов.
Главный калибр «Новгорода» — 280-мм орудия Круппа.
Первые испытания выявили целый ряд недостатков «круглого» корабля. Крайне низкая скорость хода (всего 6,5 узлов), плохая устойчивость на курсе и сильная качка существенно ограничивали мореходность броненосца. Перезарядка орудий занимала 10 минут, а слабые опоры приводили к тому, что после каждого выстрела от силы отдачи корабль вращало и отбрасывало назад.
В Севастополе «Новгород» доработали, усилив орудийные стопоры и перепрофилировав палубные надстройки. Работой руководил лично контр-адмирал Попов. В итоге от сильной качки удалось избавиться, и «Новгород» даже совершил ряд плаваний на кавказское побережье и в Таганрог, но вот с крайне низкой скоростью инженеры справиться так и не смогли. При встречной волне броненосец практически стоял на месте, а рекорд его скорости составил всего 7,5 узлов.
«Встреча броненосца «Новгород» в Севастополе». Художник Н.П. Красовский, 1874 год.
Впрочем, все эти недостатки не имели большого значения для предстоящих задач — охраны черноморского побережья, входов в Азовское море и Днепро-Бунгский лиман, потому и постройку «круглых» кораблей было решено продолжить. С учётом полученного опыта в 1876 году в Николаеве был построен второй корабль, изначально названный «Киев».
Впоследствии он был переименован в «Вице-адмирал Попов», что стало большой честью для создателя и вдохновителя проекта. Новый броненосец сделали больше (диаметр 36,57 м), вдвое усилили бортовую броню, установили более мощную силовую установку и артиллерию. Главным калибром стали два нарезных орудия Круппа калибром 305 мм, которые дополнились вспомогательными орудиями — шестью 87-мм и восемью 47-мм пушками, а также двумя 37-мм пятиствольными орудиями револьверного типа.
Модернизированный «Новгород» и новый «Вице-адмирал Попов» показали неплохие результаты на стрельбах и удовлетворительную мореходность в прибрежной зоне. Впрочем, серьёзные проблемы остались — решение о жёстком креплении артиллерии вело к потере броненосцами одного из главных своих преимуществ, ведь именно возможность стрелять в любом направлении изначально рассматривалась главным козырем всей подобной конструкции.
Учитывая круглую форму броненосца, поворот на воде требовал около 20 минут времени, что для условий реального морского боя было совершенно неприменимым. От стрельбы корабли по-прежнему продолжало проворачивать на месте, и вскоре по стране поползли слухи, что после каждого выстрела на месте вращается весь корабль. Вскоре новые броненосцы получили в народе ироничное прозвище — «поповка».
«Броненосцы «Новгород» и «Вице-адмирал Попов», порт Севастополя, 1878 год.»
Забегая вперёд, необходимо отметить, что, несмотря на все превратности судьбы, свою задачу «круглые» броненосцы выполняли — турки, наслышанные о диковинных «плавучих крепостях» русских, не предпринимали попыток напрямую атаковать Черноморское побережье России.
Воевали ли «поповки»? Почти. После начала очередной русско-турецкой войны в 1877 году контр-адмирал Попов неоднократно предлагал отправить свои корабли в «боевой рейд», но скептически настроенное военно-морское командование каждый раз приказывало броненосцам оставаться «плавучими морскими крепостями» у своих берегов. Собственно, для этого они и создавались. Тем не менее, в июне 1877 года броненосцам удалось совершить рейд по Дунаю. Позже, прикрывая транспортные суда, они вышли ещё в пару испытательных рейдов. А однажды даже издалека повидали турков, но сражения не случилось, ибо турецкие боевые корабли обладали куда большей скоростью, а догнать неприятеля «поповки» просто не смогли.
Несмотря на то, что броненосцы продолжали проходить модернизацию, от строительства дальнейших «круглых» кораблей было решено отказаться — уж больно дорогим оказался этот эксперимент, ведь броненосцы ещё и расходовали очень много угля. «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» продолжали нести свою службу на Чёрном море вплоть до 1903 года.
Императорская яхта «Ливадия» конструкции А. А. Попова, 1880-е гг.
Попов успел еще спроектировать несколько судов похожей конструкции и даже, совместно с шотландцами, построить новую императорскую яхту «Ливадия», которая оказалась совершенно негодной из-за «слеминга» — неизученного ранее гидродинамического эффекта, возникшего из-за необычной формы судна и плоского днища, при котором днище носовой оконечности корпуса бьётся о воду при продольной качке судна — после чего отказался от дальнейших изысканий в этом направлении.
Так завершилась история проектирования «круглых» броненосцев в Российской империи. Пусть эти корабли сегодня кажутся несуразными, но приобретённый опыт помог русскими кораблестроителями в строительстве новых, уже куда более совершенных судов. А контр-адмирал Андрей Алексеевич Попов своей энергией и духом новаторства, пусть и ошибаясь в расчётах, несомненно вписал в историю мирового флота одну занимательную страницу.
Источник:
4 комментария
4 года назад
Может Днепро-Бугский?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
А броненосец Пётр Великий, построенный по его проекту, прослужил Флоту с 1877 по 1959 год. Чуть меньше века.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
А "поповки" по своей сути были плавучими артбатареями, да ещё и самоходными.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена