Почему Германия воевала без единого авианосца? История одной конверсии
Именно так — или примерно так — должен был выглядеть эскадренный авианосец кригсмарине, сопровождающий ударную группу немецких кораблей в боевом походе. Не уступающий новейшим линкорам и крейсерам в скорости хода, хорошо бронированный, оснащённый мощной вспомогательной артиллерией и несущий несколько десятков истребителей и торпедоносцев — бомбардировщиков. Неважно, какого противника предстояло встретить — северный конвой с мощным охранением, или группу боевых кораблей Союзников — авиация должна была стать зоркими глазами и надёжным воздушным щитом эскадры.
Концепция создания вспомогательных эскадренных авианосцев, которые можно было бы включать в состав групп боевых надводных кораблей, автономно действующих на различных театрах военных действий, родилась в Германии не сразу. Собственно говоря, сама идея создания авианосцев, их необходимость в составе флота, была долгое время для руководства Третьего Рейха совсем неочевидной. Хорошо показавшая себя в ходе Первой мировой войны тактика «подводной войны» главенствовала в умах многих членов высшего руководства. Успехи немецких подводников ещё были памятны, герои морских глубин воспевались пропагандой, а перспективы ведения боевых действий, главным образом, на суше, ставили развитие военно-морского флота далеко не на первое место.
Доктрина нанесения неожиданных и смертоносных ударов из-под воды долгое время оставалась приоритетной и с точки зрения экономики — строить подводные лодки было банально дешевле. Другим фактором сдерживания являлись условия послевоенного Версальского мирного договора, напрямую запрещавшие Германии развивать свой флот и строить авианосцы. Запрещено было также иметь и #подводный флот, но спрятать подводную лодку было всё же намного проще, чем авианосец. К тому же строительство авианосцев было делом весьма затратным, а новым немецким властям было на что потратить свои бюджеты — военные расходы Германии наращивались всю вторую половину 30-х годов.
Несомненно, время вносило свои коррективы и от внимания немецкого командования не ускользнул факт бурного строительства авианесущих кораблей ведущими морскими державами, начавшееся, фактически, сразу после Первой мировой войны. В 1935 году для изучения опыта проектирования и постройки авианосцев в Японию немцами была направлена тайная делегация, изучившая вопрос, что называется, из первых рук — в стране, где строительство авианосцев уже тогда было в приоритете. Результатом этой поездки стала закладка двух ударных авианосцев — Graf Zeppelin и Flugzeugträger K (нем. Flügzeugträger — авианосец), не получившего собственного названия. Как нам известно из истории, ни один из них не был построен. Вторая часть программы по строительству авианесущих кораблей, принятая уже в ходе Второй мировой войны, представляется едва ли не более интересной.
Проект эскортного авианосца Weser — тяжелый крейсер Seydlitz типа Admiral Hipper, 1942 год”.
Здесь надо отметить, что уже тогда авианосные корабли стали разделять на отдельные типы — ударные и вспомогательные. В то время как ударные авианосцы являлись центральной фигурой эскадры, вспомогательные — или эскортные — должны были оказывать поддержку в походе эскадр надводных кораблей. Уничтожение хорошо охраняемых конвоев требовало наличия мощных ударных групп надводных кораблей с собственной палубной авиацией — это становилось всё более очевидным. Ранее полагавшееся на успехи одиночных рейдеров и превосходство подводного флота, высшее руководство Германии всё больше осознавало необходимость строительства, как минимум, авианосцев поддержки.
Атака британских торпедоносцев Swordfish на немецкий линкор Bismarck, май 1941 год.
Решающим событием стала гибель Bismarck в мае 1941 года. Этот новейший линкор, в немалой степени, пал жертвой допотопных британских торпедоносцев Swordfish, собиравшихся ещё с применением древесины и парусины. Именно им, одной единственной торпедой, удалось поразить ходовую часть немецкого корабля и заклинить его рули. Лишённый возможности маневрировать, Bismarck вскоре был настигнут и потоплен британскими кораблями. Тот факт, что наличие на поле боя даже нескольких немецких истребителей могло кардинально изменить ход сражения и дальнейшую судьбу Bismarck, окончательно предопределил скорейшее принятие программы строительства эскортных авианосцев.
Однако, время было потеряно. Германия, ведущая военные действия сразу на нескольких театрах военных действий, даже располагая промышленными ресурсами почти всей Европы, не могла себе позволить строительство новеньких авианосцев — на это не было ни времени, ни средств. Более реалистичным было решение о переоборудовании уже существующих или ещё строившихся кораблей — недостроенного тяжелого крейсера Seydlitz типа Admiral Hipper, лайнеров Europa, Potsdam и Gneisenau, а также французского крейсера DeGrasse. Флот Кригсмарине должен был получить свою авиацию скорейшими темпами. Проекты вспомогательных авианосцев получили следующие наименования:
проект Weser – тяжелый крейсер Seydlitz;
проект I – лайнер Europa;
проект II – крейсер DeGrasse;
проект Elbe – лайнер Potsdam;
проект Jade – лайнер Gneisenau.
Палубный бомбардировщик-торпедоносец Junkers Ju-87C-1.
Конечно, такая конверсионная программа требовали целого ряда компромиссов. Узкий силуэт крейсера не позволял разместить двухэтажный ангар, что существенно уменьшало размер будущей авиагруппы. Так, Seydlitz по проекту должен был нести всего 18 самолётов. Переоборудование пассажирских лайнеров требовало укрепления корпусов и установки продольных водонепроницаемых переборок в дополнение к поперечным. Возникали проблемы с остойчивостью и так далее. Тем не менее, работы на некоторых кораблях продолжались и при должном упорстве командования Кригсмарине, наличии средств и технических возможностей, Германия имела шансы получить свои первые авианосцы уже в течение ближайших лет. Были разработаны палубные модификации боевых самолётов — истребителя Messerschmitt Bf-109 и бомбардировщика-торпедоносца Junkers Ju-87C-1. Помимо зенитного вооружения, корабли планировалось оснащать внушительной артиллерией, состоящей из спаренных установок с 105-мм орудиями SKC/33.
Корабельная артиллерийская установка Dopp. L. C/37 с орудиями 105-мм/65 SK C/33.
Неизвестно, как бы сложилась судьба авианосного флота Третьего Рейха, но в январе 1943-го точку в этой истории поставил лично фюрер. Взбешённый неудачами на море, он приказал остановить строительство всех надводных кораблей Кригсмарине, а флот — расформировать. Конечно, до полного развала немецкий флот удалось уберечь, но все работы по созданию авианесущего флота, впрочем, как и других надводных кораблей, были полностью приостановлены к середине 1943 года, и как показало время — уже навсегда.
Эскортный авианосец Weser на верфи в Бремене, 1942-43 гг.
Остановка программы на столь ранней стадии была фатальной. Большинство эскортных авианосцев даже не успели получить лётных палуб. Переоборудование DeGrasse было готово лишь на бумаге. Работы на Gneisenau не начинались, а на Europa и Potsdam успели лишь в той или иной степени завершить демонтаж палубных надстроек. Дальше других зашло переоборудование тяжелого крейсера Seydlitz — с него уже были сняты все надстройки, а орудия главного калибра демонтированы и отправлены в артиллерийские батареи атлантического вала на побережье Франции. Шла подготовка к сооружению ангара.
Финал истории нам известен. К 1945 году Германия проиграла Вторую мировую войну, так и не создав ни одного авианосного корабля. DeGrasse в качестве крейсера благополучно достроили французы уже в 50-х годах, Potsdam был передан Великобритании, Europa — США, Gneisenau подорвался на мине еще в 1943 году, а Seydlitz был взорван отступающими немецкими войскам в Кёнигсберге. Так закончилась история программы эскадренных авианосцев Кригсмарине, призванных помочь немецким линкорам и крейсерам завоевать превосходство на море. Главное, что оставили после себя немецкие конструкторы в этой сфере — это концепция оснащения авианосцев достаточно мощным артиллерийским вооружением, которая впоследствии использовалась во флотах некоторых морских держав, включая СССР.
Источник:
0 комментариев