«Пингвин» — один из самых результативных кораблей в истории! Последний бой неуловимого рейдера
После минирования австралийских портов вспомогательный крейсер «Пингвин» приступил к «Большой китовой охоте». Эта операция стала вершиной деятельности немецких вспомогательных крейсеров Германии. Во многом благодаря капитану цур зее Эрнсту-Феликсу Крюдеру.
Норвежская китобойная флотилия состояла из одной китобойной базы и нескольких китобойцев. На фото китобойная база Ole Wegger
Охота на китобоев
Семнадцатого декабря немцы встретили на своём пути первый айсберг. Ни один из моряков, которые находились на крейсере, в том числе сам командир, не бывал в антарктических водах. У них могли возникнуть серьёзные проблемы с навигацией: в столь суровом климате это могло обернуться катастрофой. Однако во время рандеву с другим рейдером, HSK-2 «Атлантис», Крюдеру передали захваченные у британцев карты с маршрутами китобоев.
Через пару дней немецкие моряки увидели пингвинов. Ночью двадцать третьего декабря вместе с перехваченными сообщениями норвежских китобоев радисты получили новость о награждении Эрнста-Феликса Крюдера Рыцарским крестом.
Перехватив сообщение о скором прибытии судна снабжения, рейдер стал выжидать удобного момента для атаки. Ночью четырнадцатого января немцы незаметно подкрались к ничего не подозревающим норвежцам и с помощью двух абордажных команд захватили китобойную базу, четыре китобойца и снабженец. Ещё три китобойных судна сумели скрыться и доложить о нападении англичанам. Для защиты уцелевших китобоев те отправили вспомогательный крейсер. Из-за неисправного двигателя «Пингвин» не мог помешать норвежцам. Однако на этом охота только начиналась.
Первый рейд на китобойную флотилию принёс немцам одиннадцать тонн китового жира — ценного стратегического ресурса, который использовался как топливо, а также применялся в качестве смазочных материалов. Командир оставил абордажные команды на захваченных судах и приказал ожидать дальнейших указаний.
Через шесть часов «Пингвин» подошёл ко второй китобойной флотилии. Немцы провели абордаж по тому же сценарию и захватили все семь китобойных судов базы, а вместе с ними и почти десять тысяч тонн китового жира. Крюдер, собрав все призы в одном месте, оставил китобоев для переработки загарпуненных китов и отдал приказ идти на северо-запад. Отправив сообщение командованию, немцы развернулись, прошли мимо китобоев и ушли на юг. Этот довольно странный маршрут имел свою цель: капитан, опасаясь англичан, решил таким образом запутать свои следы.
Спустя десять дней «Пингвин» встретился с флотилией китобоев, которые были готовы к переходу. Первыми к берегам Европы отправились судно снабжения и одна база, полные китового жира. Командование Кригсмарине, узнав об успехе рейдера, организовало рандеву с танкером «карманного линкора» Admiral Scheer в точке под кодовым обозначением «Андалузия».
«Пингвин» с целым флотом китобоев прибыл на место пятнадцатого февраля, где встретился с танкером, с которого Крюдер пополнил призовые партии. А через три дня подоспевшее судно снабжения передало рейдеру новый гидросамолёт, боеприпасы и продовольствие. Верный себе, Эрнст-Феликс Крюдер решил использовать один из китобойцев в качестве разведчика, назначив командиром своего адъютанта. По этой причине разведчик и был переименован в «Адъютант».
В конечном итоге капитан цур зее сумел в кратчайшие сроки организовать переход призов в оккупированную Францию. Из десяти китобойных судов добрались до Европы восемь: два китобойца были перехвачены британцами. Блестяще выполненная «Большая китовая охота» стала самым значительным успехом немецких вспомогательных крейсеров за всю войну.
Следующее рандеву, на этот раз с крейсером HSK-7 «Комет», состоялось двенадцатого марта в южной части Индийского океана. После встречи немцы решили изменить облик корабля: теперь рейдер походил на норвежское грузовое судно. К тому моменту «Адъютант» уже был превращён в минный заградитель.
Вид с немецкого рейдера на вспомогательное судно «Адъютант» — бывшее норвежское китобойное судно под обозначением «Pol IX». В мае 1941 года перешёл в подчинение вспомогательному крейсеру HSK-7 Komet
Дальнейший путь «Пингвина» и его разведчика «Адъютанта» пролегал через воды Мадагаскара и Сейшельских островов. Утром двадцать четвёртого апреля наблюдатели «Адъютанта» на расстоянии в десять миль увидели большой пароход, который оказался английским сухогрузом Empire Light. Капитан судна был весьма удивлён, обнаружив китобойца в водах восточной Африки. Но командиру разведчика, молодому лейтенанту Гансу-Карлу Геммеру, крупно повезло: английский капитан так и не доложил о китобойном судне торговой компании. Сухогруз стал очередной жертвой германского рейдера.
Три дня спустя раздался залп. Немцы, обнаружив транспорт Clan Buchanan, подобрались к судну и открыли огонь на поражение. Несмотря на точную стрельбу артиллеристов, англичане сумели отправить сигнал тревоги и сбросить важные документы за борт. Захваченный английский транспорт был подорван, а его команда переведена на борт рейдера.
«Адъютант» отличился и в этот раз: экипаж разведчика выловил из воды мешки с кодами, почтой и вахтенным журналом. В этом журнале, помимо всего прочего, нашёлся список судов, подорванных минами у берегов Австралии — теми самыми минами, которые были поставлены «Пингвином» и «Пассатом».
Последняя жертва
Шестого мая 1941 года рейдер обнаружил небольшой танкер British Emperor. Однако на этот раз удача, благоволившая немцам последние несколько месяцев, отвернулась от них. Услышав гром орудий, англичане немедленно передали чёткий сигнал тревоги, который был получен станциями двух военно-морских баз Королевского флота. Крюдер, желавший захватить судно невредимым, всё же приказал стрелять на поражение, когда танкер начал уходить от погони. Радиостанция работала до тех пор, пока не был уничтожен мостик. Но драгоценное время было упущено. British Emperor был потоплен третьей торпедой, став последней жертвой германского рейдера.
Крюдер пришёл в бешенство от случившегося. Он приказал как можно скорее покинуть район и идти на встречу с разведчиком. Англичане, получившие сигнал тревоги ещё в апреле с борта судна Clan Buchanan, организовали поиск рейдера силами трёх крейсеров и авианосца.
Тяжёлый крейсер HMS Cornwall типа Kent. Главный калибр — восемь 203-мм орудий. Погиб 5 апреля 1942 года вместе с крейсером HMS Dorsetshire в результате японской бомбардировки
Когда радисты HMS Cornwall («Корнуолл») приняли сигнал от последней жертвы рейдера, крейсер находился в 500 милях от места нападения. Его гидросамолёты вели активную разведку, и восьмого мая один из пилотов доложил об обнаружении торгового судна. Спустя несколько часов британский самолёт идентифицировал рейдера как норвежский сухогруз. «Корнуолл» начал сближение и продолжал вести наблюдение. Лётчики доложили о странном поведении «норвежцев»: никто не вышел посмотреть на самолёт.
Расстояние быстро сокращалось, и когда крейсер подошёл на расстояние восьми миль, норвежский флаг сменился боевым флагом Кригсмарине. Рейдер открыл огонь и добился двух попаданий. В это время на английском крейсере перегорела проводка электроприводов башен главного калибра. Немцы получили шанс покинуть бой, но неисправность была быстро устранена. Спустя семь минут ответили артиллеристы «Корнуолла», которые благодаря корректировщику довольно быстро пристрелялись.
«Рейдер “F”» был уничтожен одним точным залпом. Несмотря на то, что Крюдер приказал прекратить огонь, «Пингвин» получил четыре попадания. Второе попадание пришлось на мостик: капитан цур зее погиб вместе с офицерами. Четвёртый снаряд угодил в минный отсек и спровоцировал детонацию 130 мин. Взрыв чудовищной силы разорвал корму рейдера на куски. Носовая оконечность ушла под воду за несколько секунд.
Спасённые члены экипажа HSK-5 Pinguin в лагере для военнопленных
Тем временем из-за попадания первого снаряда «Пингвина» английский крейсер начал набирать воду. Температура в машинном и котельном отделениях поднялась до 90 градусов, и несколько человек получили тепловые удары (перегрев стал причиной гибели лейтенанта Уинслейда). Благодаря стараниям механиков через несколько часов «Корнуолл» дал ход. Английские матросы спасли шестьдесят членов экипажа «Пингвина». Из более чем двухсот пленных, взятых рейдерами на захваченных ранее судах, выжили лишь двадцать четыре человека.
Так завершилась блистательная, хоть и скоротечная, боевая карьера германского рейдера. И главную роль в этом успехе сыграл талантливый командир Эрнст-Феликс Крюдер, который отличился хладнокровием и умением импровизировать.
«Он неизменно демонстрировал непоколебимое спокойствие и ясность мысли, невзирая на сложность ситуаций, в которые попадал на своём жизненном пути»
— морской историк Йохан Бреннеке о Крюдере.
«Пингвин», прошедший за 357 дней похода 60 000 миль, сумел потопить и захватить 28 судов, а их общий тоннаж превышает 136 000 тонн. HSK-5 является одним из самых результативных кораблей за всю историю войн.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
0 комментариев