Пожар на авианосце «Форрестол». Что привело к одной из самых крупных послевоенных катастроф?
29 июля 1967 года. Тонкинский залив, точка под названием «Янки стейшн» (англ. Yankee Station). Идёт второй год войны во Вьетнаме. Американский контингент наносит воздушные удары по войскам Вьетконга при помощи не только армейских ВВС, но и авиации ВМФ. Из точки «Янки стейшн» авианосцы США отправляют самолёты для выполнения бомбёжек и штурмовок на материке.
USS Forrestal (CVA-59), 31 мая 1962 года
Авианосец «Форрестол» в этот день готовил свою авиагруппу к очередному вылету. Но обычное боевое дежурство превратилось в страшную катастрофу. Многие помнящие ещё Вторую мировую войну моряки говорили, что такого не смогли бы сделать и несколько камикадзе разом.
«Форрестол» был первым авианосцем, построенным с учётом опыта Второй мировой войны. Он сразу же проектировался под несение на борту реактивной авиации. Корабль был спущен на воду в 1954 году. Проект получился неплохой, и правительством США были выделены средства на постройку ещё трёх авианосцев того же типа. Несмотря на положительные оценки командования, из-за множества мелких инцидентов с возгораниями на борту «Форрестол» уже в начале боевого пути получил среди экипажа нелестные прозвища «Zippo» (марка самой популярной зажигалки) и «Forrest Fire» (лесной пожар, игра слов).
Дым от горящего USS Forrestal. Фото сделано с авианосца USS Oriskany (CVA-34), 29 июля 1967 года
Около 10.51 по местному времени на палубе авианосца шла подготовка к вылету второй за этот день авиационной группы. Отправлявшаяся на задание 46-я атакующая эскадрилья (VA-46) имела на своём вооружении самолёты A-4 Skyhawk. Эти штурмовики стояли плотными рядами на палубе, полностью заправленные и снаряженные боевыми ракетами и бомбами. Внезапно в один из самолётов эскадрильи, уже подготовленный для взлёта, попала неуправляемая пятидюймовая ракета Mk-32 Zuni. Как впоследствии выяснилось, она была случайно выпущена со стоящего напротив самолета F-4 Phantom II. Причиной такого пуска ракеты, по итогу расследования, скорее всего послужил скачок напряжения в электрических цепях «Фантома».
Система защиты ракеты от нештатного пуска отработала корректно и предотвратила детонацию боевой части. Вместо этого ракета просто развалилась на куски, но успела перед этим задеть и разрушить топливный бак под крылом A-4. В баке было около 1500 литров топлива.
Горящие A-4 Skyhawk вскоре после начала пожара
За какие-то секунды горячие осколки от ракеты воспламенили разлившееся по палубе топливо. Вспыхнул пожар. Один из находившихся рядом матросов сразу же погиб от осколков и огня. Также осколками был пробит топливный бак ещё одного стоящего в готовности к вылету A-4.
Сигнал пожарной тревоги прозвучал уже в 10.52 и 10.53. Пилоты самолетов на взлётной палубе начали в спешке эвакуироваться. К этому моменту с внешних подвесок стоящих в готовности A-4 на палубу прямо в пылающее топливо упали две бомбы AN-M65 весом 1000 фунтов каждая. Группа по борьбе с пожарами №8, находившаяся ближе всего к месту происшествия, первой начала борьбу с огнём. Её руководитель Джеральд У. Фарриер (Gerald W. Farrier), даже не надев защитных средств, попытался с помощью ручного огнетушителя погасить огонь и лежащие прямо в пламени бомбы. Считалось, согласно регламенту, что при пожаре у команды есть примерно десять минут на тушение до перегрева оболочки бомбы и детонации взрывчатки.
Однако тут стоит отметить, что бомбы AN-M65, используемые в то время, были начинены взрывчатым веществом, произведённым ещё во время Второй мировой войны. Так называемый «Состав В», который был достаточно восприимчив к перепадам температур, в отличие от более новых послевоенных разработок. Но современных боеприпасов не хватало, и большая часть авиации оснащалась старыми типами бомб и ракет. Скорее всего, это и явилось причиной того, что у команды Джеральда и ещё одной, подоспевшей на помощь, не оказалось десяти минут на тушение пожара.
Через полторы минуты после возникновения огня, несмотря на старания пожарных команд, оболочка одной из бомб треснула. Бомба ярко запылала, а спустя мгновение раздался взрыв. Две команды по борьбе с пожарами, а также сам Джеральд Фарриер мгновенно погибли. Ещё около двадцати пяти человек было ранено, в том числе несколько пилотов, которые не сумели быстро покинуть кабины своих машин.
Авианосец «Форрестол» обладал бронированной взлётной палубой. Взрыв бомбы оставил на её поверхности только вмятину. Это спасло корабль от мгновенной детонации стоявших прямо под местом пожара на нижних палубах снаряжённых и готовых к подъему самолётов. Но в результате взрыва часть штурмовиков и истребителей, дислоцированных на палубе, была полностью уничтожена. Продолжающее гореть топливо начало стекать вниз в отсеки. От него воспламенилось ещё семь F-4 Phantom, стоявших в подпалубном пространстве.
Примерно через десять секунд после первого взрыва сдетонировали ещё две бомбы AN-M65, а спустя около сорок секунд ещё одна. С каждым взрывом всю палубу авианосца заливало настоящим дождём из пылающих обломков самолётов и осколков боеприпасов. Всего за первые пять минут пожара взорвались семь или восемь 1000-фунтовых бомб, одна 750-фунтовая, одна 500-фунтовая, а также около десятка ракет. Как установила впоследствии комиссия по расследованию, мощность взрывов бомб, начинённых «Составом В», могла оказаться почти на 50% больше расчётной. Причиной этого являлись нестабильность взрывчатого вещества и долгое время хранения боеприпасов.
В 10.59 на корабле был введён особый режим максимального обеспечения живучести. Огнеупорные двери между переборками должны были быть задраены, а все расчёты по борьбе за живучесть корабля приведены в полную готовность. Из-за множества взрывов в первые минуты пожара никто даже не пытался его тушить. Большая часть команды или не успела среагировать, или попряталась от разлетающихся осколков. Из-за постоянных разрывов бомб только в надстройке авианосца образовалось не менее семи пробоин, и тоже возник пожар. На палубу и в подпалубное пространство в общей сложности вытекло и загорелось около 150000 литров авиационного топлива. Авианосец пылал от носа до кормы, огнём были охвачены и надстройка, и подпалубные помещения.
Лишь после того, как взрывы практически прекратились, команда взялась за тушение. Борьбу с огнём осложняло то, что в первые минуты катастрофы от взрывов погибло большинство специально обученных тушить пожары членов экипажа авианосца. Неопытные матросы зачастую просто мешали друг другу ликвидировать возгорания. Например, одна команда, тушившая пламя водой, свела на нет усилия другой команды, которая использовала для тушения пену, просто смыв пенную смесь за борт. Тем не менее экипаж прилагал героические усилия в попытках спасти корабль. Моряки вручную сталкивали за борт горящие остовы самолётов и сбрасывали в воду разлетевшиеся по палубе бомбы и ракеты.
Эсминец USS Rupertus (DD-851) рядом с горящим USS Forrestal
Авианосец сопровождало два эсминца — USS George K. MacKenzie (DD-836) и USS Rupertus (DD-851). После начала пожара они подобрали выброшенных взрывами или прыгнувших в воду, спасаясь от огня, членов экипажа «Форрестола». Затем они подошли вплотную к горящему авианосцу и стали помогать тушить огонь своими брандспойтами. Но даже несмотря на их усилия, ликвидировать пожар в надстройке удалось только спустя полчаса после его начала. Палуба же авианосца продолжала гореть почти до самого вечера. И даже ночью множество очагов огня всё ещё полыхало в подпалубных помещениях. В некоторых отсеках после ликвидации пожаров было невозможно находиться из-за высокой температуры. Полностью все очаги возгораний были потушены только к 12.20 30 июля, то есть, более, чем через сутки после возникновения первого пожара.
USS Rupertus помогает с тушением пожара на палубе авианосца
В случившейся катастрофе погибло 134 человека, ещё 161 был ранен. Сорок самолётов было в той или иной степени повреждено, а двадцать один самолёт был уничтожен полностью. Авианосец оказался совершенно небоеспособен. После пожара он сразу направился на Филиппины для предварительного ремонта перед переходом в США.
Тогда же на Филиппинах была создана группа по расследованию произошедшего, возглавляемая контр-адмиралом Форсайтом Мэсси. Из-за сильных повреждений корабля, а также того, что большая часть следов была уничтожена огнём либо же смыта в море, следствию так и не удалось восстановить точную последовательность событий, приведших к пожару. На сегодняшний день официальной причиной случившегося считаются технические неполадки в системе LAU-10 для ракет Zuni, а также использование устаревших 1000-фунтовых боеприпасов, детонация которых и привела к таким серьёзным последствиям.
Борьба с огнём на палубе «Форрестола». Хорошо видны остовы сгоревших самолетов
В результате пожара на «Форрестоле» ВМС США понесли самые большие людские потери на одном корабле флота за весь период после Второй мировой войны. Авианосец вышел из строя примерно на год, а его ремонт обошёлся в 72 миллиона долларов (около 600 миллионов долларов по современному курсу).
Остатки сгоревшего самолета на палубе «Форрестола»
Комиссия, проводившая расследование, предъявила обвинения командиру авианосца капитану Джону Кингсману Белингу в том, что он знал о потенциальных неисправностях в ракетах Zuni, но не принял должных мер по обеспечению безопасности. Тем не менее виновным в самом инциденте Белинга не признали. Но он все равно поплатился за произошедшее — его перевели с боевого корабля на кабинетную работу. Капитан Белинг прослужил на различных штабных должностях до самого выхода в отставку в чине контр-адмирала.
Испытание системы орошения палубы на авианосце USS Franklin D. Roosevelt (CV-42), 26 мая 1969 года
Командование ВМФ США сделало выводы из случившегося. Пожар на «Форрестоле» привёл к внедрению на других авианосцах системы орошения палубы водой, которая позволяет смывать в океан горящее топливо. Также стало ясно, что для оперативной уборки с палубы тяжёлых боеприпасов и самолётов требуется механизация. Во время Второй мировой войны все эти операции делались вручную, но в современных реалиях многотонные реактивные самолёты можно сдвинуть с места только при помощи специальной тяжелой техники. Подготовку экипажа тоже пришлось изменить. Теперь все новобранцы ВМФ США обязаны пройти недельный курс по борьбе с пожарами. Главные темы этого курса, а также большая часть фото- и видеоматериалов были созданы на основе данных о пожаре на «Форрестоле».
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
4 комментария
3 года назад
тут более уместно было предоставить биографию сего шпиёна:
акромя авианосца, он умудрился ушатать пяток самолетов до и пос
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
"мощность взрывов бомб, начинённых «Составом В», могла оказаться почти на 50% больше расчётной. Причиной этого являлись нестабильность взрывчатого вещества и долгое время хранения боеприпасов."
Длительное и неправильное хранение повышает могущество ВВ в бомбе в 1,5 раза? Это что, в США такие химики охренительные что не могут выявить способ повышения могущества ВВ в лаборатории, а не путём нарушения сроков и условий хранения?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена