Женские дуэли: как, когда и почему
Доказательства женской воинственности, которую милые дамы показывали лицом на дуэлях, можно найти в сочинениях древнеримского историка Аммиана Марцеллина.
Так, описывая в книге XV века нравы галлов, он замечает, что тамошние женщины ничуть не уступают в силе мужчинам. Схватки жен галлов - не редкость, а жестокость, которую проявляет прекрасный пол в поединках, заставляет удивляться: неужели это о женщинах? Тем не менее, римский историк говорит о том, что при случае дамы дрались и с мужчинами, и это никого не удивляло.
Хольмганг
У викингов существовал также "хольмганг" или "прогулка по острову", которую устраивали два воина в случае неразрешимых противоречий, имущественной тяжбы или спора. На такую дуэль - а прогуляться на остров викинги ходили вовсе не для того, чтобы полюбоваться красотами природы - бралось равнозначное по эффективности оружие. По окончанию прогулки один из дуэлянтов должен был "отправиться в Вальхаллу". Обычно в хольмганге принимали участие мужчины, но в ряде случаев вместо мужчины могла пойти и женщина. Чтобы уравнять шансы, представителя сильного пола могли закопать по пояс в землю или фиксировали одну его руку за спиной - это не позволяло ему использовать щит.
XV век. Поединок между мужчиной и женщиной
Для уравнивания шансов мужчина с палицей помещён по пояс в яму. Женщина вооружена тяжёлым камнем, завёрнутым в ткань.
Кстати, в Древней Руси решение споров между женщин с помощью дуэли или драки - назовем это так - тоже было распространено. Да и русские дамы, которые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут, были вовсе не теми изнеженными инстаграмными фифами, потому получить от такой рогатиной, дубиной или просто кулаком тоже вряд ли кто мечтал. Но приходилось. Так, согласно Псковской судебной грамоте XIV века, в споре мужчины и женщины последняя могла выставить вместо себя мужа, отца или брата, а если противником была дама, то и спорить с ней должна была представительница прекрасного пола. Согласно указу Ярослава Мудрого, подобные бои должны были проходить только по решению суда. За самовольную дуэль могли наказать суровым штравом в шесть серебряных гривен - между тем, это в два раза больше, чем за драку между двумя мужчинами.
Кулачный бой, викторианская Англия
Суровое Средневековье закончилось, но дуэли среди женщин продолжались. Только теперь дамы использовали весь арсенал доступного оружия - от кулаков до пистолетов и шпаг.
Поединок на саблях
Причем, в отличие от мужских поединков, дамские схватки, к сожалению, не регламентировались никакими правилами. Потому соперницы могли втайне друг от друга смазывать кончики клинков ядом или специальными средствами, которые усиливали боль при ранении или умерщвляли, даже если ранение было несмертельным. А если дуэль велась на пистолетах, то описывались случаи, когда соперница стреляла еще раз, даже после того, как ее обидчица была тяжело ранена и падала на землю. Поэтому смертность после дамских сражений была сокрушительной - летальным исходом заканчивались восемь дуэлей из десяти. В мужских сражениях этот показатель был много ниже.
Кстати, несмотря на отсутствие правил дуэли, поединки между женщинами довольно часто (но не всегда) сопровождались одной традицией: дамы находились на них обнаженными по пояс, что придавало этому поединку особенно драматичный вид.
Случалось, что дуэль становилась для женщины единственным способом отстоять свои права. Так, в XVII веке во Франции произошла дуэль между мужчиной и женщиной. Поводом для этого поединка стал нерешенный спор из-за захвата имущества. В доме овдовевшей графини де Сент-Бельмон без её разрешения поселился один заносчивый офицер, который не желал покидать дом, несмотря на настойчивые уговоры и письменные просьбы.
Графине, образованной и культурной даме, не оставалось ничего другого как вызвать обидчика на дуэль. Чтобы вызов был принят, она подписала своё послание как шевалье де Сент-Бельмон и явилась на поединок в мужском платье. Через несколько минут после начала схватки графиня одним мгновенным ударом по слабой части клинка выбила шпагу из рук своего обидчика, и, прижав кончик оружия к горлу офицера, раскрыла свою личность. Она попросила офицера быть впредь более чутким к просьбам женщин.
Среди дуэлянток были и свои легенды - к примеру, мадемуазель де Мопен. Она была оперной певицей, но характер у дамы был довольно резким - отношения она предпочитала выяснять силой. Так свой "боевой путь" мадемуазель начала с вызова актёру Дюмени, который однажды оскорбил её своей наглой и грубой шуткой. Она просто выхватила у проходящего мимо бутафора ненастоящую шпагу и отхлестала ею обидчика по лицу. Тот был так ошарашен, что не смог сказать ни слова. В качестве извинений он отдал ей свои часы и серебряную табакерку.
После этого мадемуазель де Мопен перестала церемониться и прощать обиды - вызов следовал за вызовом. Мужчины ее всерьез не воспринимали и напрасно. Многие успели убедиться, что оперная певица фехтует как сам дьявол. И даже король Людових XIII, который, как говорят, был ярым противником такого выяснения отношений, простил заядлую дуэлянтку.
Историки, разбирая свидетельства о женских дуэлях, пришли к выводу, что дамские поединки были практически лишены церемониала. Если для мужчин были важны такие подробности, как выбор места, оружия, секундантов, женщины зачастую действовали под влиянием момента, отвергали любые правила и сводили счёты, зачастую даже не выходя из дома. Конечно, этот способ решения конфликта несколько не соответствует образу милых романтичных дам, в голове которых витают лишь приятные мысли и глупости. Тем не менее, дуэли среди женщин были не редки и навсегда останутся в истории кровавым примером слепой ярости, на которую только способен человек.
Источник:
2 комментария
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена