Эксперимент на честность в советской столовой: каков был результат?
Социальный эксперимент эпохи развитого социализма
О Советском Союзе существует немало мифов. Одни очерняют это время, другие его чуть ли не обожествляют. Истина, как обычно, где-то посредине. Что и показал один социальный эксперимент, что провели в обычной заводской столовой.
Целью его было доказать, что наш человек отличается особой честностью. Учреждение общепита назвали громко: «столовая на доверии». Суть эксперимента была в том, что оплату обеда никто не контролировал. Человек набирал на поднос блюда, которые нравятся, а плату клал на отдельный поднос. Там же и сдачу забирал сам.
Оптимистичный старт
Поначалу прогнозы организаторов себя оправдывали. Сумма выручки примерно совпадала со стоимостью съеденных «разносолов». Теоретически, это было ожидаемо. Ведь время обеда в заводских заведениях ограничено, поток «страждущих» довольно плотный. Тут и видеокамер не надо. Казалось, никто не станет рисковать, на глазах у коллег обманывать родную «кормилицу».
Так казалось, а как оказалось: неоднозначные итоги
Эксперимент шел месяц. И радостные показатели вначале довольно скоро сменились тревожными звоночками. Рацион обедов разрастался, а плата за обильное меню таяла на глазах.
Было ясно: кто-то оплачивает лишь часть блюд, некоторые и вовсе решили, что наступил «коммунизм», и можно покушать бесплатно. Увы, находились и индивиды, которые даже забирали с кассового подноса деньги, что клали туда их же коллеги.
Эксперимент прикрыли. Но последний аккорд был все же позитивным. В завершающий день выручка оказалась рекордной. Объяснялось все просто. Это была дата получки. Кто-то и впрямь решил, что не грех поживиться за счет других. Но многие недоплачивали по причине нехватки денег. И с зарплаты вернули долги. Столовая стала для них чем-то вроде «кассы взаимопомощи», а это уже в те времена было привычным способом взаимовыручки.
Хлеб как мерило благополучия государства
Был период, довольно длинный, когда хлеб в столовых давали бесплатно. Это 50-60-е годы. Не везде, но в школьных, студенческих, тех же заводских учреждениях он лежал на столах в больших тарелках, горкой. Да, несмотря на убедительные плакаты, призывающие брать хлеб в меру, его нередко прихватывали с собой, на вечер. Это было практически в порядке вещей, не считалось особо зазорным.
На столах стояли солонки и перечницы с такими же бесплатными специями. Что касается хлеба, то с ним в «развитом» СССР начались проблемы. В какой-то момент пшеницу стали закупать за рубежом, и уже в 70-е такого расточительства страна не могла себе позволить. Бесплатный хлеб со столов исчез.
Автобус без кондуктора и двери без замков
«Совесть — лучший контролер!» — такие плакаты висели в свое время в магазинах самообслуживания и в автобусах без кондукторов. В разных форматах советских людей «испытывали на прочность», причем, в отличие эксперимента со столовой, подобные формы самообслуживания вводились повсеместно и сохранялись годами.
Наверняка люди «родом из СССР» помнят, как ключи от квартиры клали под коврик или в почтовый ящик. Кражи случались и тогда, но были чем-то из ряда вон. А в деревнях и вовсе, если хозяин уходил в гости или по делам, ставил к двери метлу. Это был знак: дома никого нет. И ведь работало!
А помните компостеры в автобусах без кондуктора? Вся страна так каталась долгий период, и «зайцев» было немного. Хотя, куда же совсем-то без них…
Честность можно и нужно культивировать!
Сегодня порой такая «аномальная» честность воспринимается как странность. Это, как минимум, мягко говоря. Но ведь и в других странах мира есть отдельные «опции» на доверии. Например, в Германии можно на фермерском поле накопать себе картошечки, собрать фрукты или другие экологически чистые продукты. А плату положить рядом, в специальный ящичек.
Кстати, в ряде наших российских фермерских хозяйств, в глубинке, подобная практика тоже существует. Как вариант: люди копают три мешка того же картофеля, два сдают владельцу участка, один забирают домой.
У большинства людей от природы, от родителей заложено это: «Надо делать хорошо, и не надо — плохо!» По большому счету, это не вопрос национальности или социальных особенностей. Это вопрос воспитания, самоуважения, внутренней культуры.
Источник:
306 комментариев
2 года назад
- Помню, лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым приехать на один день на Иматру. Назад мы возвращались поздно ночью. Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить.
Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. И тут же по краям стола возвышались горками маленькие тарелки, лежали грудами ножи и вилки и стояли корзиночки с хлебом.
Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были
совершенно подавлены этой широкой взаимной верой.
Но когда мы возвратились в вагон, то нас ждала прелестная картина в истинно русском жанре. Дело в том, что с нами ехали два подрядчика по каменным работам. Всем известен этот тип кулака из Мещовского уезда Калужской губернии: широкая, лоснящаяся, скуластая красная морда, рыжие волосы, вьющиеся из-под картуза, реденькая бороденка, плутоватый взгляд, набожность на пятиалтынный, горячий патриотизм и презрение ко всему нерусскому - словом, хорошо знакомое истинно
русское лицо. Надо было послушать, как они издевались над бедными финнами.
- Вот дурачье так дурачье. Ведь этакие болваны, черт их знает! Да ведь я, ежели подсчитать, на три рубля на семь гривен съел у них, у подлецов... Эх, сволочь! Мало их бьют, сукиных сынов! Одно слово - чухонцы.
А другой подхватил, давясь от смеха:
- А я... нарочно стакан кокнул, а потом взял в рыбину и плюнул.
- Так их и надо, сволочей! Распустили анафем! Их надо во держать!
//
А.Куприн, 1908
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена