Нерассказанная история артиста Сергея Сверчкова
За свой век Сергею Сверчкову пришлось сменить семь личин, семь жизней и еще больше псевдонимов и имен.
Сергей Николаевич Сверчков родился в 1898 году в семье крупного помещика в Казанской губернии Николая Дмитриевича Сверчкова. Известно, что он дослужился до звания статского советника, а в 1875-1886 годах был тетюшкинским уездным предводителем дворянства. Из имущества за ним числилась в Мамадышском уезде пристань на Волге, водяная мельница и 4041 десятин земли (4000 гектаров) в селе Красная Поляна и деревнях Зеленовка и Федоровке.
А мать Сергея Александра Михайловна Мусина-Пушкина была знатных кровей - дочерью надворного советника.
Село Федоровка сегодня
К сожалению, сведений о детстве Сергея Николаевича нет, однако известно, что он получил гимназическое образовании в Казани. Его судьба во времена революции 1917 года тоже неизвестна. Воевал ли он неизвестно, но раз он призывался в 1941, значит, как минимум в это время служил.
Вторая жизнь Сверчкова начинается с работы во МХАТе в 1931-41 годах. Очевидно, не смотря на дворянское происхождение ему удалось избежать репрессий и смог найти свое место в театральной жизни СССР. Именно тогда он берет свой первый псевдоним - Болховской.
Отзывы среди партийцев и богемы в отношении Сверчкова были самые положительные - спокойный, воспитанный, нетщеславный и мечтающий только о театре.
Сверчков в сезон 1934–1935 гг. (подпись слева вверху)
Выгодная женитьба на актрисе Ирине Полонской — дочери знаменитой актрисы Веры Пашенной, сводной сестре Вероники Полонской, помогла Сергею Николаевичу стремительно продвигаться по карьерной лестнице.
При участии Сверчкова на базе театральной бригады Фрунзенского дома работников просвещения был основан 4-ый Колхозный театр- Сейчас это, кстати, Губернский театр, которым руководит Сергей Безруков.
До войны в этом театре ставились постановки во славу тружеников села
Третья жизнь у Сверчкова началась вместе с Великой Отечественной. В июне 1941 года он оказывается на фронте. В его карточке написано - лейтенант, 635-й стрелковый полк, звание — командир взвода. Он воевал, как все, но недолго - в июле 1941 года года он попал в окружение, из леса выбрался в Минск, где попал в плен. Его отправили в шталаг-307 в польской Бяла Подляске, а затем его этапировали в Хаммельбург в Баварии.
Освобождение концлагеря Хаммельбург американскими солдатами в 1945 году
В Хаммельбурге содержались в основном офицеры, которых ждала незавидная судьба. Узником этого лагеря также был знаменитый генерал Карбышев. Сверчков и его однополчане предпринимали попытки к бегству, но сбежать им не удалось.
После тщетных попыток побега, воля к свободе у Сверчкова начала ослабевать. И тут началась его четвертая жизнь. Один из заключенных, Сергей Мальцев, под крылом НСДАП создал в лагере "Русскую национал-трудовую партию". Сверчков вступил в нее ради лучшего питания и мести советскому правительству. Сверчков поверил, что победа Рейха близка, и что Гитлер освободит Россию от тирании Сталина и вернет те времена, когда человеку не нужно было скрывать дворянское происхождение.
Немецкая пропаганда уверяла, что и сам сын Сталина был членом "Русской национал-трудовой партии"
Как раз в то время судьбой русских узников заинтересовались на самом верху - Йозеф Геббельс планировал развернуть против СССР пропагандистскую войну, и для этого ему нужны были образованные носители языка, которые бы смогли вещать на родину, и которым бы верили.
Разумеется, профессиональный актер Сверчков пришелся очень кстати. В августе 1942 года его перевели в Берлин на работу диктором русской службы "Винеты" - медиахолдинг, вещавший на СССР.
Его коллегами были младший брат знаменитого писателя Владимира Набокова Сергей Набоков, дочь Фёдора Шаляпина Татьяна, известный ленинградский театральный режиссёр Сергей Радлов и десятки других советских артистов, музыкантов, художников, журналистов и писателей, связавших свои судьбы с детищем Геббельса.
Сверчков вещал от имени "ленинского подполья", которое якобы планирует скинуть Сталина, а иногда просто был диктором новостей с зарплатой в 430 марок. Однако эффективность этой пропаганды была очень низкой - и дело тут далеко не в патриотизме жителей СССР, а в нищете - радиоприемники в те времена были роскошью.
Тем не менее работа русских пропагандистов очень нравилась Розенталь и Геббельсу, и в итоге Сверчкову дали пост главы радио в Комитете освобождения народов России.
Агитфильм от "Винеты"
После падения Рейха Сверчков бежит от Красной армии и сдается американцам в Фюссене, где дает показания о своей работе. Здесь начинается пятая жизнь нашего героя. НКВД требует выдачи предателя, но американцы отказываются. В 1946 году его отпускают, и он сначала перебирается в Италию, а затем на пароходе прибывает в Нью-Йорк. Там его уже ждали товарищи по работе в Берлине.
Однако с работой в США было непросто, так как языка Сверчков не знал. До 1951 года он перебивался случайными подработками, пока наконец не вернулся к своей профессии, организовав Новый театр русской драмы. Скрываясь от КГБ, Сверчков теперь называет себя Сергеем Орловским или Островским.
Афиша театра Орловского
Однако театр просуществовал недолго, после десятка постановок театр пришлось закрыть в 1953 году. Дело в том, что профессиональным актером в своем кабаре был только Сверчков, а остальные играли на уровне старшей школы. Потому популярности и денег у театра не было, и с ним пришлось попрощаться.
Сверчков второй слева. Сцена из спектакля «Семья Широковых», 1952 год
Шестая жизнь у Сергея Николаевича началась вместе с Холодной войной. С 1948 года американцы запустили антикоммунистическое радио в странах социалистического блока, однако главной целью президента Эйзенхаура и генерала Клея было "подрывное вещание" на СССР. Тогда ЦРУшники обратились в опыту немцев и начали разыскивать тех, кто работал в "Винете".
Дочь князя Кропоткина Александра обсуждает на американском ток-шоу почему «Радио Свобода» так важно в холодной войне с СССР, 1951 год
В 1953 году американцы провели кастинг и отобрали команду дикторов для радио. Вместе со Сверчковым прошли многие бывшие работники "Винете". Но главное, вместе с ним приняли и его хорошего приятеля Бориса Виноградова, у которого была схожая судьба: попал в оккупацию на Кавказе, потом вывезен в Берлин. Виноградов даже снялся в фильме Геббельса, да и в целом чувствовал себя в Берлине вполне комфортно. Также по совету друзей он перебрался в Нью-Йорк и какое-то время работал в театре у Сверчкова. За это время они стали лучшими друзьями, вместе играли пьесы и дружили семьями. Вместе они и поехали на "Радио Освобождение" в Мюнхен.
Борис Виноградов
1 марта 1953 года Борис Виноградов сел у микрофона и произнес знаменитую фразу, ознаменовавшую начало работы "Радио Освобождение":
"Слушайте! Слушайте! Сегодня начинает свои передачи новая Радиостанция Освобождение!
Соотечественники! С давних пор советская власть скрывает от вас самый факт существования эмиграции. <…> Мы — враги как реставрации абсолютизма, так и утверждения какой бы то ни было новой диктатуры на месте большевизма после окончательного его уничтожения. Мы — за полное предоставление свободы совести и права религиозного проповедования. Мы не только за ликвидацию эксплуатации человека человеком, мы за ликвидацию эксплуатацию человека партией и государством"
Первое здание радиостанции в Мюнхене
Здесь началась седьмая и последняя жизнь Сверчкова под фамилией Дубровский. Он стал главой дикторской команды, а его друг Виноградов - главным и первым ведущим подпольной радиостанции.
Однако Виноградова не радовала высокая должность и даже то, что он стал легендой - ведь именно ему выпало открыть радиостанцию, которая должна была пошатнуть устои коммунистической России.
Его грызла тоска по родине и жена Соня, которая была ярой коммунисткой, мечтавшей вернуться в ГДР. Когда именно ее завербовал КГБ - неизвестно. Но она через агентуру в Мюнхене добилась прощения себя и мужа, и однажды принесла домой письмо от коллег-актеров Виноградова из Москвы. И он поверил, что в Москве все прекрасно - его ждут цветы, овации и счастливые, сытые коллеги, а не расстрел за годы предательства. И потому совершил еще одно предательство...
У КБГшников было одно условие, чтобы загладить вину Виноградову нужно было убить истинного предателя - лучшего друга Сергея Сверчкова.
Борис Виноградов. Кадр из фильма "Здравствуйте, дети!", 1962 год
В октябре 1955 года Виноградов позвал своего друга на прощальный ужин, заявив, что едет в Париж играть в театре, а работа диктором - это не то, о чем он мечтал. Во время ужина в чай Сверчкову добавили яд - врачи не смогли точно установить, какой именно. Возможно, это был таллий или мышьяк. Спустя два дня Сверчков скончался, прожив 57 удивительных лет.
Виноградов же смог уехать в свой Париж, а доказать его вину в отравлении полиция не смогла. После случившегося Борис просился обратно на "Радио Свобода", но разумеется, его просто послали. Спустя год, в 1956-ом, семья Бориса и Сони вернулась в Ленинград. Виноградов успешно играл в театре Ленсовета и даже сыграл очень символичную для себя роль британского шпиона в фильме с таким же символичным названием - "Человек меняет кожу".
Кадр из к/ф "Человек меняет кожу", 1959 год
После 1967 года его отправили поднимать театры Казахстана, где он умер от инфаркта спустя пять лет - в 1972 году.
Сергей Николаевич Сверчков родился в непростую эпоху, когда выбор той или иной стороны или идеологии могли стоить человеку жизни. Но талантливому человеку умирать необязательно - он при любом строе сможет добиться успехов, что нам и доказывает судьба Сергея Николаевича. Стоит ли его осуждать за предательство? Многие ли были готовы расстаться с жизнью в плену?
Источник:
8 комментариев
3 года назад
Из его мемуаров:
"В середине июля 1941 года после ряда приключений и жизни в лесу я подошел к Минску. Город весь дымился от пожарищ. Никем не остановленный я пошел по полуразрушенным улицам. Кое-где выглядывали женщины и дети, на мостовой валялись убитые лошади, содранная телеграфная и трамвайная проволока... Из одного дома, когда я проходил мимо, выбежала пожилая женщин
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Многие и расстались с жизьню, будучи в плену. Расстались, но не работали на врага.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена