Свет и тень в кино. Композиция кадра. Белое солнце пустыни
Ещё один выпуск цикла «Секреты кино». Диалог Верещагина и Абдуллы «заряжён» хитрыми приёмами композиции и работы со светом и тенью.
Один из частых вопросов - на живых лекциях, на вебинарах - может эти «хитрости» получились случайно? Актёр просто двигался согласно смыслу эпизода, а свет и тени легли как вышло и никакого смысла за этим нет?
Разбор этой сцены вызывает большое количество споров, одни упрекают автора в синдроме поиска глубинного смысла (СППГ), другие - наоборот, восхищаются работой постановщиков сцены. Был бы рад компетентному мнению.
(почему-то превью получается маленькое, хотя на Ютюбе файл и картинка в HD-качестве, если кто подскажет, как сделать превью большим - буду признателен!)
Режиссёры и операторы «старой» школы - основоположники кино и их ученики - как правило, имели опыт работы в театре и часто применяли приёмы театральной сцены в кино. Художники-постановщики вносили свой вклад - за ними многовековая школа классической живописи, в которой вопросы композиции, работа света и тени уже изучены и проверены практикой.
Мой ответ - нет, неслучайно.
Какие-то решения, конечно же, могли возникнуть в результате ситуативной импровизации - но вносили их в окончательную съёмку люди со зрелым опытом.
В тяжёлых условиях пустыни эти эпизоды можно было бы снять проще. Конкретно в этом эпизоде вполне можно было бы обойтись "восьмеркой", сняв двух актёров с одного уровня. Это и быстрее, и проще. Возможно, сейчас так и поступили бы. Однако авторы фильма, понимая значение, вложили в каждый кадр всё своё умение, мастерили кран, репетировали с массовкой и актрисой на заднем плане. Отношу это к косвенным (по другим эпизодам в том числе) доказательствам осмысленной и очень художественной работы со светом и тенью больше, чем аргументов в пользу стечения обстоятельств.
О том, как тщательно творческая группа подходила к постановке кадра можно посмотреть в предыдущем разборе по ссылке, вопросы о случайности, скорее всего, отпадут:
2 комментария
3 года назад
Выражать в понятиях то, что получилось у художника, - дело науки искусствоведения, чем автор видео и занимается...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
СПГС сослужит хорошую службу, когда вам нужно разобраться в вещах, практического смысла в которых нет и не предвидится, но разобраться надо срочно. Причём, чем невероятнее будет найден смысл, тем быстрее и качественнее произойдет запоминание. (С)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена