Трёхголовое зло: как в русских сказках появился дракон?
Это один из самых ярких и пугающих героев славянского эпоса. Змей Горыныч – классический антигерой, похожий на ящера, но не лишенный определённого обаяния. Как вообще в былинах появился этот дракон о трёх головах?
Драконы вообще присутствуют как эталон зла в фольклоре разных народов. Это и Лернейская Гидра, и древнеперсидский Ажи-Дахака. И даже в Библии имеется подобный персонаж – Левиафан. Все они олицетворяют собой испытание, которое надо пройти главному положительному герою, чтобы получить заслуженную награду.
Ряд исследователей считает, что Змей является собирательным образом монгольских завоевателей – этакая неоднородная всепоглощающая тьма. И нет ей числа, хотя богатыри отхватывают ей голову, на ее месте вырастает другая. А порой и не одна.
К тому же имеются доказательства, что в сражениях татаро-монголы использовали порох. Либо какой-то аналогичный состав на базе чего-то типа напалма. Для славян тех времен это действительно было сродни Змею Горынычу, пасти которого изрыгали пламя и смрадный дым.
Неожиданные нападения, множественные смерти и состояние постоянного ожидания кошмара и породили подобный образ.
Большая часть славянского эпоса связана с обрядовой традицией инициации. В основном ее проводили для мальчиков, которые после испытания удостаивались чести называться мужчинами.
Есть предположение, что монстр – это отпрыск Вия – властелина Среднего Подземного царства. И прозвище косвенно это подтверждает, ведь Горыныч так тяжел, что даже Мать-Земля не может удержать чужеродное для себя создание.
Он стоит на страже входа в мир мертвых, куда инициируемому следует попасть. И испытание – это сражение и победа над Змеем.
Небезосновательно считается, что прототипом всех подобных Горынычу персонажей являются древние ящеры – динозавры. Во время раскопок на территории Новгородской и Псковской областей найдено множество изображений ящеров, в том числе на наличниках и домашней утвари. И это не мистический, а вполне себе реальный образ зверя с вытянутой мордой и острыми зубами.
В летописи XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» имеется упоминание о чудовищном крокодиле-ящере, которому на берегу оставляли жертвы. В разных источниках есть упоминания о жутких крокодилах, выходивших из рек и пожиравших людей. Так что вполне может быть, что этот вымышленный персонаж имеет реальный прототип. И даже не один.
Источник:
18 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена