Эдита Станиславовна Пьеха
Эдита Станиславовна Пьеха (урожденная Эдит-Мари Пьеха) – легендарная отечественная эстрадная певица и актриса. Обладательница звания Народной артистки РСФСР и СССР, а также лауреат многочисленных престижных наград и премий стала знаковой фигурой и символом целой эпохи.
Эдита Пьеха, биография которой вызывает восхищение, прошла нелегкий путь от эмигрантки и «кабацкой певички» до легенды советской сцены и звезды с мировым именем. Она была первой, кто отважился снять микрофон со стойки и свободно перемещаться во время своих концертов. А еще она стала первой знаменитостью, начавшей отмечать свои творческие юбилеи на сцене, приобщая к этому событию всех присутствующих зрителей.
Личная жизнь Эдиты Пьехи складывалась не менее интересно и насыщенно. Исполнительница официально побывала замужем трижды, но главным мужчиной в её жизни остался первый муж – композитор и хоровой дирижер Александр Броневицкий. Именно с его подачи она стала звездой всесоюзного масштаба, и в этом браке родила своего единственного ребенка – дочку Илону.
Мать и отец Эдиты Пьехи
Биография будущей звезды эстрады началась в небольшом шахтерском городе Нуайель-су-Ланс, что на севере Франции, недалеко от Парижа. Она родилась 31-го июля 1937-го года в довольно скромной польской семье, не имевшей отношения к музыке и творчеству, и была вторым ребенком у своих родителей. Мама, еще до рождения дочери, была горячей поклонницей легендарной французской исполнительницы – Эдит Пиаф, и именно в её честь назвала наследницу – Эдит-Мари.
- Глава семейства – Станислав Пьеха. Трудился на шахте, где подорвал свое здоровье и скончался от силикоза в возрасте 37-ми лет.
- Мама – Фелиция Пьеха (урожденная Королевска) была домохозяйкой.
- Старший родной брат – Павел Станиславович Пьеха. Он, также как и отец, работал в шахте, и умер в совсем еще юном возрасте от туберкулеза.
- Отчим – Ян Голомб. Тоже был шахтером.
- Единоутробный младший брат – Юзеф Янович Голомб (1945-го года рождения).
Детство и юность
Через год после окончания Второй Мировой войны Эдита с матерью, отчимом и младшим братом перебрались жить в Польшу, и обосновались на время в городке Богушув-Горце. Девочка свободно владела французским, польским и немецким языками. В школе она училась на отлично, пела в хоре, а также охотно принимала участие в спортивных мероприятиях по легкой атлетике.
Отчим был очень строг и даже жесток с приемной дочерью, он наказывал её за малейшие шалости, мог поднять на ребенка руку и запрещал ей читать. Эдите хотелось скорее покинуть родительский дом и начать самостоятельную жизнь. В детстве она мечтала стать учителем, а посему, окончив школу, поступила в польский педагогический лицей города Валбжих, где получила красный диплом за отличную учебу.
Одержав победу на конкурсе, девушка получила возможность продолжить образование в Советском Союзе. Так она в 1955-м году оказалась в числе студентов психологического факультета, престижного Ленинградского государственного университета имени Жданова.
На новом месте юная Эдита довольно быстро освоила русский язык. Также она стала солисткой хора польского землячества, где сразу хорошо себя зарекомендовала, как талантливая и очень способная исполнительница с довольно редким и красивым тембром женского голоса, именуемым контральто. Особый шарм ей придавал интересный и неповторимый акцент.
В студенческие годы на привлекательную стройную польку, не лишенную талантов обратил внимание студент консерватории и начинающий композитор по имени Александр Александрович Броневицкий. В то время молодой человек, сам имевший польские и латышские корни, основал самодеятельный вокальный ансамбль, в котором выступали, преимущественно, приехавшие в Советский Союз студенты из стран Восточной Европы. Многонациональный и многокультурный коллектив вскоре получил название «Дружба», причем, придумала его сама Эдита. К слову, она исполняла песни на французском и польском языках.
Начало карьеры
Впервые Пьехе довелось выступить на новогоднем вечере в консерватории, в преддверии 1956-го года. На польском языке девушка исполнила шуточную песню под названием «Автобус червонный» (Autobus czerwony) легендарного польского композитора и пианиста Владислава Шпильмана, того самого, по мемуарам которого была снята историческая биографическая драма «Пианист», получившая три кинопремии «Оскар». Эдита буквально покорила публику приятным голосом, харизмой и европейским шармом. Её четырежды просили спеть «на бис», а на следующий день она проснулась настоящей звездой Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда).
Популярность ансамбля с той поры также стремительно пошла в гору. Коллектив стали регулярно приглашать выступать в филармонию, а также звали на съемки фильмов-концертов с участием звезд первой величины. В тот же период времени были записаны первые музыкальные пластинки начинающей певицы, которые разошлись неплохим тиражом.
Вскоре популярной исполнительнице стало тяжело совмещать плотный концертный график с учебой в университете, так что девушка приняла решение перевестись на заочное отделение. Правда, разрешение на это польской студентке пришлось получать в Москве, в министерстве образования.
Несмотря на растущую популярность в Советском Союзе, Эдита Пьеха вскоре столкнулась с критикой в свой адрес. Её творчество называли легкомысленным и «безыдейным», а самой девушке пророчили карьеру «кабацкой певички» и не более того. Но самым бессмысленным было обвинение в пропаганде «буржуазной идеологии». А причиной тому стало то, что девушка не стояла смирно у стойки с микрофоном, как это было принято в СССР, а позволяла себе снимать его и свободно перемещаться по сцене.
В 1957-м году Эдита, в составе «Дружбы», с программой «Песни народов мира», приняли участие в столичном молодежном музыкальном фестивале. По итогам конкурса они заняли первое место, получили золотую медаль и теперь уже всесоюзную славу. Коллектив признали профессиональным и пригласили работать в «Ленконцерт». А вскоре после этого начался большой зарубежный гастрольный тур ансамбля. Их тепло встречали в европейских странах, Боливии и Перу, а на Кубе, от Пьехи были в полнейшем восторге, назвав её «Госпожа песня».
В конце 50-х певица снова попала в немилость, а коллективу попросту запретили выступать. Девушку обвинили в «коверкании русского языка». Эдита год посещала логопеда, чтобы избавиться от акцента, который многим не давал покоя, но её старания не пропали даром, и она вернулась на сцену в составе «Дружбы». А еще год спустя ансамбль снова одержал победу на конкурсе артистов эстрады.
Сольная карьера
Но радость была недолгой, и в 1964-м году коллектив снова расформировали. После смены состава прежними оставались лишь руководитель и вокалистка. Но уже тогда Эдита начала работать над материалом для сольных концертов и записала свой первый сольный альбом. Параллельно девушка решила попробовать свои силы в кинематографе, и снялась в музыкальных картинах «Весеннее настроение», «Семь советских песен», а также «Когда песня не кончается», где она исполнила свою легендарную композицию «Песня остается с человеком».
В 1965-м году исполнительница дала концерт в Париже, выступив на сцене «Олимпии» в составе московского мьюзик-холла. А три года спустя она выступила там же с ленинградскими музыкантами. Помимо самого выступления, Пьеха также объявляла на французском своих коллег, и комментировала каждый из номеров программы. В том же году она снялась в документальном проекте под названием «У меня есть каравелла», и музыкальном фильме «Город и песня», в котором исполнила композицию «Но если б не было любви».
Три года спустя на молодежном фестивале, проходившем в Болгарии, певица завоевала сразу три награды, исполнив в конкурсе политической песни композицию «Огромное небо». Помимо всего прочего, ей также вручили особую премию Комитета по борьбе с фашизмом, за песню «Следующий», созданную легендарным композитором – Владиславом Александровичем Успенским. В том же году исполнительница наконец-то получила советское гражданство.
Успех
Очередным успехом в карьере певицы и актрисы стала роль Жозефины Клер – агента западной разведки в культовой детективной ленте «Судьба резидента». На съемочной площадке ей довелось поработать с Георгием Степановичем Жжёновым. Через несколько лет она появилась в роли самой себя в кинокомедии «Неисправимый лгун», сыграв вместе с Георгием Михайловичем Вициным. А затем артистка исполнила заметную роль в детективном фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
После ухода из «Дружбы» певица создала собственный музыкальный коллектив, и продолжила завоевывать победу за победой на всевозможных конкурсах и фестивалях. Кроме того, один за другим стали выходить шлягеры, попавшие со временем в «золотой фонд» отечественной музыки. В их числе такие хиты как «А жизнь продолжается», «Старый рояль», а также «Придет и к вам любовь» и многие другие.
Эдита Станиславовна каждый раз очень тщательно отбирала песни для своего репертуара. Она выбирала только лучших авторов и композиторов, и много работала над каждой композицией, доводя звучание до совершенства.
Исполнительница много гастролировала, представляя советскую песню не только в разных странах, но и на разных континентах. Она выступала в Нью-Йорке на сцене Карнеги-холла, на Олимпиаде в Мюнхене, и даже в афганистанских военных госпиталях, за что была отмечена медалью «Воина-интернационалиста». Пьехе доводилось выступать даже для космонавтов, во время видеосвязи с орбитальной станцией.
Артистка первой исполнила иностранную композицию, переведенную на русский язык. Ею стала тема «Only You» Блека Рама, причем, русская интерпретация «Только ты» пришлась по душе советским гражданам. На крупнейшей в Европе музыкальной международной ярмарке, проходившей в Каннах, Эдита Станиславовна получила «Нефритовую пластинку» за рекордные тиражи своих записей. В разное время она входила в состав членов жюри различных престижных всесоюзных и международных музыкальных фестивалей и конкурсов. А свой личный опыт она охотно передавала молодому поколению артистов.
Личная жизнь
Первым супругом исполнительницы стал советский композитор и дирижер, основавший и возглавивший ансамбль «Дружба» – Александр Александрович Броневицкий. Молоденькую и талантливую иностранку он впервые увидел в хоре польского землячества. Эдит сразу ему понравилась, а посему, без каких-либо колебаний, он позвал девушку в свой музыкальный коллектив.
Первое время их связывали исключительно рабочие отношения. Воспитанная в строгой семье девушка, старалась соблюдать нормы приличия. Кроме того, Александр был на шесть лет старше неё. Но, поработав какое-то время вместе, творческие молодые люди прониклись взаимной симпатией, несмотря на то, что Броневицкий не вписывался в представления высокой, изящной польки о мужской красоте: низкорослый, коренастый с крупными грубоватыми чертами лица.
Но он покорял своим талантом, остроумием, харизмой и хорошими манерами. Вспыхнувший между певицей и композитором роман развивался весьма стремительно, а подружки Эдиты по университету с завистью говорили, что за такого мужчину нужно идти замуж.
Ежедневно пара много времени проводила вместе, репетируя и составляя репертуар. Но Александр какое-то время не решался попросить руки своей возлюбленной, опасаясь получить отказ. Лишь почти год спустя, в 1956-м году, он позвал 19-ти летнюю избранницу замуж, и услышал заветное «да» в ответ. В том же году они официально узаконили свои отношения.
Родители Александра с радостью приняли невестку, и некоторое время молодая семья жила в их доме. Но вот мать Эдиты, узнав, что та вышла замуж, была так зла, что больше года отказывалась общаться с ней. Женщина надеялась, что наследница, окончив учебу, вернется в Польшу, но брак с советским композитором стал полной неожиданностью.
Супруг помог Эдите создать изысканный и узнаваемый образ, тщательно следил за репертуаром и всячески способствовал её карьерному росту. А вот с рождением детей пара не торопилась, сделав упор на творчестве. Но, чем популярнее и известнее становилась молодая жена, тем больше Александр проявлял свое главное отрицательное качество – патологическую ревность. Он изводил супругу подозрениями, устраивал сцены и скандалы, мог даже дать пощечину, если ему казалось, что возлюбленая кому-то улыбнулась или общалась чересчур любезно. Даже беременность певицы и рождение дочери Илоны не особо повлияли на ситуацию.
Единственный ребенок Броневицкого и Пьехи – Илона родилась раньше срока, слабой и болезненной. Певица вынуждена была сделать перерыв в творческой деятельности, и почти год не отходила от малышки. После возвращения на большую сцену, забота о девочке легла на плечи свекрови.
Этот брак продлился двадцать лет, но в 1976-м году супруги все же расстались. По некоторым данным, последней каплей для Эдиты Станиславовны стала измена благоверного, когда она застала его с другой женщиной прямо на их супружеском ложе. Александр сначала пытался вымолить у жены прощение, а когда понял, что она все равно уйдет, стал сыпать проклятьями, и говорил, что без него её карьера развалится.
Но, вопреки ожиданиям Броневицкого, его бывшая супруга расцвела, и достигала все новых высот. Более того, вскоре она во второй раз вышла замуж, а её избранником стал капитан КГБ – Геннадий Иванович Шестаков. Правда, этот брак продлился лишь 7 лет, и распался из-за пристрастия мужчины к алкоголю.
В третий раз певица вышла замуж в 1994-м году за Владимира Петровича Полякова – сотрудника аналитического центра при администрации Президента РФ. Последний брак продержался 12 лет, однако, в итоге тоже распался, но о причинах развода исполнительница предпочитает не говорить.
В августе 1980-го года Эдита Станиславовна впервые стала бабушкой. У неё родился внук, которого назвали Станиславом. Он пошел по стопам бабушки, став известным певцом. Шесть лет спустя у исполнительницы появилась внучка Эрика, которая окончила архитектурный институт и стала дизайнером.
Внешность и стиль
Эдита Станиславовна выгодно выделялась на фоне других советских певиц. У неё был свой особый стиль, шарм и узнаваемый образ, который артистке помог создать её первый супруг. Она носила эффектную короткую стрижку, пышно укладывая волосы, наносила довольно яркий макияж, но делала акцент на глаза, а еще всегда держала безупречную ровную осанку.
Эдита Пьеха сейчас
Летом 2013-го года в Витебске, на Аллее славы у Амфитеатра, прошла торжественная церемония установки звезды Эдиты Станиславовны Пьехи. Годом позже она снялась в документальном проекте «Эдуард Хиль. Обнимая небо..», а в 2017-м году стала героиней документального фильма «Эдита Пьеха. Я отпустила своё счастье». В 2021-м году артистка официально объявила о завершении гастрольной деятельности.
Но, даже сейчас, несмотря на преклонный возраст, исполнительница старается вести активный образ жизни. Она много ходит пешком, любит играть в бадминтон и время от времени принимает участие в телевизионных съемках. Кроме того, она обожает проводить время со своими правнуками: Петром и Василисой.
Награды и звания
Легендарная артистка является лауреатом многочисленных наград, премий и почетных званий, среди которых:
- Звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР;
- Звание Народной артистки СССР;
- Орден «За заслуги в культуре и искусстве»;
- Орден Дружбы народов;
- Ордена «За заслуги перед отечеством»;
- Орден Трудового Красного Знамени.
И это далеко не полный список её заслуг.
Дискография
За свою продолжительную карьеру певица выпустила больше десятка сольных музыкальных альбомов, а также два десятка мини-альбомов. Помимо этого, было издано восемь сборников лучших песен, шесть независимых альбомов и ряд синглов.
Фильмография
Артистка снялась в нескольких десятках фильмов-концертов, художественных фильмов и документальных проектов. Среди наиболее успешных её работ можно выделить:
- музыкальный телефильм «Москва в нотах»;
- детектив «Судьба резидента»;
- кинокомедию «Неисправимый лгун»;
- детективную ленту «Бриллианты для диктатуры пролетариата»;
- фильм-концерт «Когда песня не кончается»;
- телевизионный музыкальный фильм «Голубые города».
Интересные факты
- В середине 60-х годов, на гастролях во Франции певица услышала песню, мотив которой врезался ей в память. Вернувшись в СССР, она напела его Роберту Рождественскому, попросив написать стихи к этому мотиву. Так была создана песня «Город Детства».
- Песня «Сосед», ставшая визитной карточкой Пьехи, была написана второпях к одному из студенческих «капустников».
- Своим главным страхом певица называет вождение автомобиля. Он появился, когда первый супруг однажды посадил её за руль, но на скользкой дороге машину стало заносить и они едва не попали в аварию.
- Эдита Станиславовна обожает насвистывать разные мелодии и делает это постоянно. По её словам, свистом она может общаться с близкими и даже выражать свои эмоции.
Источник:
0 комментариев