Монтаж по движению. Урок режиссуры от Л.Гайдая
В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» можно встретить более сложные композиционные и монтажные решения. Можно убедиться – режиссёр Леонид Иович Гайдай очень тонко работал с движением, продумывая его место в эпизоде ещё на этапе раскадровки фильма.
Обратимся к эпизоду, который можно было бы назвать «Танцы с разоблачением».
Вспомним ключевую часть этого эпизода. В царской палате разворачивается широкое веселье. Мелкий вор Жорж Милославский в исполнении актёра Леонида Куравлева заводит публику , постепенно наращивая действие. Казалось бы – жизнь главных героев фильма налаживается, они в безопасности и все движется к благополучному финалу.
«Лжецарь» Бунша запрокидывает кубок. Милицейская «Волга» стартует. В следующем кадре стартует машина скорой помощи. Действие ускоряется.
Однако конница неожиданно разворачивается назад и теперь героям фильма угрожает смертельная опасность. «Волга» на высокой скорости поворачивает с Поварской улицы на Новый Арбат. В следующем кадре тот же маневр совершает «Скорая помощь».
Дальше – в кадр вбегает боярин с исторической фразой:
— Войско взбунтовалось! Говорят, царь — ненастоящий!
— Царь — ненастоящий!
Эпизод длится всего 2 минуты и каждый раз он захватывает зал, даже если его показать отдельно от фильма. Попробуем понять, в чем же его притягательное волшебство.
Посмотрим внимательнее. Первые два кадра с танцорами с увеличением крупности и одинаковыми движениями усиливают эмоциональное влияние на зрителя.
В кадре увеличивается масштаб действия – а значит продолжается усиление эмоции.
И вот – ключевой момент! — запрокинутый кубок, запрокинутая голова Бунши. Кадр останавливается точно в момент, когда должно начаться возвратное движение руки, «лжецарь» явно должен лихо стукнуть кубком по столу и крикнуть что-нибудь удалое.
Кадр с кубком – как натягиваемая тетива лука, «Волга» - как выпущенная стрела, подхватывает движение руки Бунши и стремительно стартует, начиная лавину нарастающего движения.
Обратите внимание – направление движения, которое начинает Бунша, точно соответствует направлению движения «Волги». Нет никаких сомнений - это совпадение неслучайно.
Попробуйте, просто гуляя по городу, найти подходящее место для такой съемки.
Проведите мысленный эксперимент – представьте лжецаря в другом ракурсе, а милицейский экипаж отъезжающим от обычного отделения милиции – и вы убедитесь: все тщательно согласованные движения эпизода пропадут, а вместе с ними – и яркий нарастающий азарт зрителей.
Теперь посмотрим внимательно на следующие кадры: панорамы, движение и ракурсы съемок во всех трех кадрах совпадают. Поворот (конницы, «Волги» и «Скорой помощи») —визуально поддерживает неожиданный поворот сюжета.
Во всех трех кадрах есть церковь, действие происходит в одном и том же месте Москвы в разные века. Очевидно, чтобы поддержать визуальную рифму, специально для кадра с конницей была построена декорация или сделана домакетка.
Образовывается мощная визуальная и смысловая рифма, ее троекратный повтор усиливает и ускоряет действие и эпизода, и всего фильма.
Еще один важный нюанс. В традициях живописи время на картине чаще всего идет слева направо, это обусловлено нашим восприятием. Движение, заданное рукой лжецаря, разворачивает сюжет в противоположную сторону – к моменту, когда перемещенные во времени герои вернутся в свои эпохи – словно кто-то нажал кнопку обратной перемотки.
Все ключевые кадры эпизода направлены в прошлое.
Как мы видим, эпизод получил еще один смысл.
Грамотное визуальное решение сделало эпизод безупречным и мощным рывком к финалу.
Последовательность согласованных по движению кадров раскручивает действие, как праща. Функцию вылетевшего снаряда выполняет вбегающий в кадр боярин, который метает в сопереживающего героям зрителя разоблачающую и обвиняющую фразу:
- ЦАРЬ!!! НЕНАСТОЯЩИЙ!!!
Очевидна огромная кропотливая работа на этапе подготовки к съемкам фильма, которая, несомненно, началась с режиссёрской идеи и раскадровки.
Подведем итоги.
Управляя движением в кадре, вы сможете заметно усилить ваш режиссерский замысел. Продумывая эпизод, рисуйте раскадровку – так вы сможете найти лучшее визуальное решение для вашего фильма, внести новые смыслы и спланировать съемки.
Предыдущий разбор эпизода из фильма Л.Гайдая «Кавказская пленница» — «Падение Шурика».
Источник:
18 комментариев
2 года назад
хотелось бы прочитать такой же полный и глубокий анализ, только фильма Г. Данелия "Кин-Дза-За"
почему "Скрипач" закатывает глаза, а "Прораб" смотрит с прищуром?ведь все невзгоды позади, впереди встреча с семьей и увлекательные рассказы о пережитом. может их пугает встреча с врачом, которая обязательно произойдет.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена