Эволюция класса эсминцев: путь от лидеров до ракетных кораблей
Благодаря удачному сочетанию мощной артиллерии, торпед и мореходных качеств эсминцы Второй мировой как класс получились весьма универсальными кораблями. Они могли торпедировать линкоры. Их пушки были опасны даже для крейсеров. Высокая скорость делала их хорошими разведчиками. Мореходность и дальность плавания позволяли действовать на коммуникациях противника.
Британский эсминец HMS Garland, 1945 год. Одно из носовых орудий заменено бомбометом Hedgehog. Также был снят один из торпедных аппаратов
Изобретение минных рельс позволило превращать в минный заградитель практически любой корабль. Эсминцы оказались идеальным средством постановки активных минных заграждений у берегов противника.
Сравнительно низкая стоимость позволяла использовать эсминцы в роли «мальчика на побегушках». На них стали возлагать всевозможные рутинные задачи: патрулирование, дозор, охрана и сопровождение других кораблей, посыльная служба.
Вместе с тем, торпедное вооружение на крупных надводных кораблях начинало утрачивать свое значение. Сильно «выросшим» эсминцам стало трудно сближаться с целью для пуска торпед. Рост дальности хода торпед проблемы не решал. Скорость их хода по-прежнему была недостаточной. Противник успевал изменить курс, и торпеды не попадали в цель. В обеих мировых войнах торпедные атаки эсминцев носили эпизодический характер и проводились в основном ночью. Широкое распространение корабельных радиолокационных станций окончательно поставило крест на подобном применении больших надводных кораблей. Торпеды всё больше становились достоянием подводных лодок, авиации и торпедных катеров. А эсминцы всё больше превращались в артиллерийские корабли.
Появление авиации и подводных лодок поставило перед флотами новые задачи по противовоздушной и противолодочной обороне. И эсминцы подошли на эту роль как нельзя лучше.
Для борьбы с самолетами эсминцы стали оснащаться всё большим количеством зенитных орудий. Ради размещения многочисленных зениток иногда даже приходилось снимать часть торпедных аппаратов. А американские эсминцы в 30-е годы XX столетия окончательно перешли на универсальный главный калибр.
Для борьбы с подводными лодками эсминцы начали оснащать глубинными бомбами. Их количество на кораблях постоянно росло и к концу войны достигло нескольких десятков штук на борт. Помимо простых бомбосбрасывателей появились штоковые бомбомёты, позволившие расширить площадь накрытия вокруг корабля. Во время второй мировой войны британцы создали многозарядный бомбомёт «Хеджхог» (англ. Hedgehog — ёж). Он позволял атаковать подлодку, находящуюся впереди по курсу корабля.
Британский бомбомет Hedgehog
Но для успешного применения противолодочного оружия сначала нужно было обнаружить саму подлодку. Для поиска субмарин стали применять шумопеленгаторы. В 20-х годах XX века в Великобритании был создан первый гидролокатор ASDIC. Он позволял определять не только направление на подлодку, но и расстояние до неё. В течение 20-30-х годов британцы оснастили им большинство своих эсминцев. В годы войны это сослужило Великобритании хорошую службу. Особенно хорошо работала связка «Асдика» с «Хеджхогом». Ранее эсминцу, после обнаружения подлодки, нужно было пройти над ней для сброса бомб. Акустический контакт при этом терялся, и подлодка имела шанс ускользнуть. «Хеджхог» позволял атаковать лодку сразу, не теряя её из виду.
Таким образом, с 40-х годов XX века эсминцы начали отчетливо приобретать черты эскортных кораблей.
Из торпедных в эскортные
После Второй мировой войны стало окончательно ясно — проводить эффективные торпедные атаки эсминцы больше не в состоянии. Но торпеды с них не исчезли. Противокорабельные прямоидущие торпеды стали заменяться самонаводящимися противолодочными. Новым торпедам больше не требовались ни большая дальность хода, ни высокая скорость, ни большой заряд взрывчатки. Торпеды стали уменьшаться в размерах. Сначала их калибр сократился до 482 мм, а затем до 400 и даже до 324 мм. Такие торпеды стали называться малогабаритными. Они не нуждались в поворотных торпедных аппаратах — эсминцу надо было лишь сбросить торпеду за борт. Далее включалась головка самонаведения, и торпеда начинала двигаться по кругу в поисках подлодки. Обнаружив цель, торпеда атаковала её. Своему носителю такая торпеда не угрожала. В её систему наведения встраивалась блокировка захвата надводных целей. Поэтому противолодочные торпеды не могли использоваться против надводных кораблей.
Противолодочная торпеда Mk 37. Была основной противолодочной торпедой ВМС США в 50-60-е годы XX века. Имела калибр 482 мм, но запускалась из торпедных аппаратов калибра 533 мм.
Но противокорабельные торпеды исчезли у эсминцев не сразу. Например, на французских эсминцах 50-х годов торпедные аппараты для противокорабельных торпед какое-то время соседствовали с противолодочными торпедными аппаратами. И, тем не менее, эсминцы неуклонно превращались в эскортные корабли.
Французский эсминец типа Surcouf, 50-е годы XX века. На этих эсминцах имелись отдельные торпедные аппараты для противокорабельных и для противолодочных торпед
Господство авиации обесценило сверхвысокую скорость кораблей. После Второй мировой войны этот показатель у эсминцев приобрел вполне умеренные значения. Артиллерия главного калибра на эсминцах развивалась по пути совершенствования универсальных орудий и малокалиберных зенитных пушек. Но основное внимание стали уделять противолодочному вооружению и особенно электронному оборудованию. Создавались новые образцы гидролокаторов. Появились буксируемые гидроакустические станции. Бомбомёты стали вытесняться ракетами-торпедами. К задачам по борьбе с подводными лодками стали привлекаться вертолёты. Но размеры эсминцев того периода не позволяли размещать их на борту. Специально для противолодочных эсминцев в 1959 году в США был создан первый беспилотный противолодочный вертолет QH-50 DASH.
Беспилотный вертолет QH-50 DASH
Помимо строительства новых эскортных кораблей, массово модернизировались старые. В конце 50-х годов XX века в США были приняты две масштабные программы — FRAM I и FRAM II по перестройке эсминцев военной постройки типа «Гиринг» (Gearing) и «Аллен М. Самнер» (Allen M. Sumner) в противолодочные корабли. На них устанавливались новейшие системы обнаружения подводных лодок и противолодочного вооружения.
Американский эсминец типа Gearing. На рисунке показан его вид после модернизации по программе FRAM I.
Возрождение «истребителей»
Положение стало меняться после создания управляемого ракетного оружия. Первыми появились зенитные ракеты. Это серьёзно повысило мощь ПВО эсминцев, но не изменило их назначения. Они так и оставались эскортными кораблями.
А вот появление противокорабельных ракет вновь вернуло эсминцам роль «истребителя» неприятельского флота. Первая серийная противокорабельная ракета П-1 «Стрела» была создана в СССР в 50-х годах XX века. Этими ракетами вооружались эсминцы проектов 56-ЭМ, 56-М и 57-бис.
Советский эсминец (большой ракетный корабль) «Неуловимый» проекта 56-М
С тех пор противокорабельные ракеты прочно аняли место главной ударной силы советского надводного флота. Позже они получили распространение и в других флотах.
Таким образом, эсминцы в своём развитии проделали длинный путь от небольших, чисто торпедных до крупных многоцелевых ракетных кораблей
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
2 комментария
2 года назад
Японские эсминцы второй мировой, насиловавшие именно торпедами ам
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена