Президентские выборы в Турции
Выборы президента в Турции наделали много шума - как в нашей стране, так и за рубежом. Почему они вызывают такой резонанс в обществе? Политологи отмечают, что результаты избрания имеют ключевое значение для Ближнего Востока, России и Европы. Американская газета “New York Times” указывает на то, что новость о проигрыше Эрдогана вызвала бы “облегчение на Западе и тревогу в Москве”.
Содержание
Главные соперники
Основное противостояние на президентских выборах в Турции сосредоточилось между нынешним главой государства - Реджепом Тайипом Эрдоганом, и Кемалем Кылычдароглу - лидером турецкой оппозиции. Эта борьба ярко иллюстрирует усиливающуюся поляризацию турецкого общества.
Эрдоган находится у власти вот уже 20 лет. Он является сторонником консервативной демократии. Его правление строится на основе политического ислама. Владимира Путина Эрдоган называет “дорогим другом”. При этом, согласно политологу Дмитрию Солонникову, он умудряется умело “лавировать” между Западом и Россией, получая от обеих сторон максимальную выгоду.
Кылычдароглу считается приверженцем прозападных взглядов. Он выступил против специальной военной операции, которую Россия проводит в отношении Украины. Будущее своей страны Кылычдароглу видит в Европейском союзе. По вероисповеданию он алевит - представитель мусульманского меньшинства.
Итоги первого тура
Чтобы победить в выборной гонке, кандидат должен набрать не менее 50% голосов. Реджепу Эрдогану не хватило всего 0,48%, чтобы дотянуть до этой цифры - он набрал 49,52% голосов. Его противник - 44,88%. Окончательный победитель должен определиться во втором туре, который назначен на 20 мая 2023 года.
Прогнозы второго тура
Поскольку турецкий электорат разделился на две практически равные группы, итоги голосования могут стать самыми неожиданными. Политолог Камран Гасанов замечает, что лидирование Эрдогана в первом туре еще не гарантирует того, что ему удастся удержать власть. История знает немало случаев, когда во втором туре лидирующий претендент внезапно начинает терять своих сторонников.
Решающую роль в голосовании, по мнению CNN, могут сыграть избиратели, изначально выступавшие за Синана Огана - представителя правого блока. Ему удалось набрать всего 5,17% голосов. Именно их дальнейшее распределение может определить итоги состязания.
С другой стороны, у Реджепа Эрдогана есть важное преимущество - он уже “захватил” большую часть мест в Парламенте. Его “Республиканский альянс” получил почти 50% голосов против 35% голосов “Народного альянса” Кемаля Кылычдароглу. Поэтому даже в случае победы Кылычдароглу власть сохранится за консерваторами.
Второй тур президентских выборов в Турции пройдет впервые в истории этой страны. Кылычдароглу заявил, что верит в свою победу и не собирается сдаваться. Точно такая же уверенность в себе есть и у Эрдогана.
Что изменится с приходом к власти того или иного выдвиженца
В случае победы Реджепа Эрдогана между российским и турецким правительством должны сохраниться дружественные отношения. Впрочем, даже если перевес окажется на стороне Кылычдароглу, накала страстей между двумя государствами вряд ли стоит ожидать. По прогнозу востоковеда и политолога Олега Гущина, оппозиционер Кылычдароглу однозначно “не пойдет на рожон”, то есть ни в коей мере не будет способствовать возникновению крупномасштабного конфликта.
Источник:
0 комментариев