Крейсер-разведчик, который не был нужен. Проект Spähkreuzer 1938
В начале 1939 года Oberkommando der Marine представило Гитлеру план кардинального усиления Кригсмарине, что позволило бы бросить вызов британскому Гранд-Флиту. В частности, проект предусматривал постройку четырёх тяжёлых авианосцев водоизмещением до 27 000 тонн, десяти линейных кораблей, пяти тяжёлых и около сорока лёгких крейсеров, а также 250 субмарин и 160 миноносцев.
Флот Германии после реализации плана по усилению. В составе Кригсмарине находилось бы 10 линкоров, 3 линейных крейсера типа O, 4 тяжёлых авианосца, а также дюжина новых тяжёлых крейсеров типа P (дальнейшее развитие «карманных линкоров») без учёта уже построенных кораблей этого класса
Особое внимание уделялось лёгким крейсерам, способным выполнять роль лидеров эсминцев: производить дальнюю разведку, эскортировать конвои и заниматься их противовоздушной защитой, ставить мины и охранять тральные силы. Одним из проектов такого крейсера-разведчика стал представленный в 1937 году конструкторским отделом Кригсмарине проект лёгкого крейсера Spähkreuzer 1938.
После предварительного одобрения проекта вся документация и технические требования были переданы фирме Blohm und Voss, конструкторы которой в 1938 году подготовили детальный проект по крейсеру типа Spähkreuzer 1938. Окончательно согласовав проект в морском ведомстве, в него внесли доработки.
Но в 1940 году стало ясно, что вышеописанный план уже утратил свою актуальность. Ввиду громких и весьма успешных операций вермахта Кригсмарине отводилась второстепенная роль. Поэтому все работы по ряду других перспективных проектов, включая постройку авианосца Graf Zeppelin, линкоров типа Н и других, были полностью свернуты. Тем не менее в начале 1941 года на верфи Germaniawerft в Киле разместили заказ на строительство первых трёх крейсеров под рабочими номерами SP-1, SP-2 и SP-3. Предполагалась постройка еще трёх крейсеров этого типа — для них в конце 1941 года заказали основные механизмы, но сам заказ на постройку корпусов так и не был размещен.
Начало строительства
Закладка киля первого крейсера Spähkreuzer 1938 состоялась в августе 1941 года, но работа продвигалась крайне медленно, так как основная часть рабочей технической документации была уничтожена в результате успешного авианалета союзников на верфи в Киле.
Финальный внешний вид Spähkreuzer 1938 на момент закладки в 1941 году
В 1942 году окончательно стало ясно, что немецкая военно-морская доктрина нуждается в кардинальном пересмотре и переходе от открытого противостояния надводных сил к тактике тотальной подводной войны. Все мощности верфей были направлены на строительство субмарин, а надводные корабли проходили только ремонт и обслуживание. Поэтому 8 апреля 1942 года было объявлено о прекращении работ над крейсерами SP-2 и SP-3, а в июле этого же года прекратились работы над уже частично построенным корпусом SP-1. В 1943 году в связи с нехваткой металла и броневой стали для вермахта его корпус был полностью разобран.
Проект Spähkreuzer 1938 получил удлиненный корпус с изогнутым вытянутым форштевнем и оптимальным соотношением длины к ширине: 145 м к 14,6 м. Проектное стандартное водоизмещение насчитывало 4600 тонн, полное должно было достигнуть 5900 тонн. Осадка в 4,6 м позволяла крейсеру свободно действовать из главной базы Кригсмарине в Вильгельмсхафене, проход из которой был затруднен для основных сил флота из-за отливов.
Эскизный проект Spähkreuzer (SP) на 1940-1941 год
Сам корпус изготавливался из стали с широким применением сварки. Большое внимание уделялось живучести корабля: предусматривалось 17 водонепроницаемых отсеков, а двойное дно простиралось на 81% общей длины корпуса.
Проект крейсера-разведчика
Изначальный проект от 1938 года предполагал только наличие легкого бронепояса толщиной 25 мм, верхнюю палубу с 15-мм бронированием и главную палубу толщиной 10-12 мм из нецементированной крупповской брони.
В 1939 году проект доработали с целью усиления бронирования. Броневой пояс, защищающий погреба боезапаса, машинные и котельные отделения, задумывалось укрепить 40-мм поверхностно упрочненной броней с подложкой из 10-мм конструкционной стали, а для главной и верхней палубы использовать 20-25 мм броню.
В 1940 году был принят окончательный вариант бронирования. Броневой пояс и главную палубу думали оставить без изменений, как на проекте 1939 года, но толщину верхней палубы уменьшить до 15 мм. Также в планах было установить продольную переборку из 12-мм поверхностно упрочненной броневой стали, и, кроме того, дополнительную защиту артиллерийских погребов, мостиков, оснований дымовых труб и нижней части корпуса из 15-мм стали.
Схема внутренней компоновки крейсера-разведчика Spähkreuzer 1938
Двухорудийные установки главного калибра Drh LC/38 защищались лобовой броней толщиной 30 мм в лобовой проекции и 20-мм броней по бокам и на крыше.
В первоначальном проекте 1938 года крейсер должен был оснащаться комбинированной трехвальной ГЭУ суммарной мощностью 92 000 л.с., включавшей в себя два ТЗА Wagner c 4 двойными паротрубными котлами Bauer-Wagner и четыре дизеля MAN, работавших на средний вал. Такая установка позволила бы развивать скорость в 35,5 узла и обеспечила бы дальность плавания в 8000 миль при запасе топлива в 820 тонн.
В 1939 году проект силовой установки был изменен для увеличения дальности плавания. На внешние валы предусматривалась установка уже восьми дизелей MAN, а на среднем валу должен был устанавливаться ТЗА Wagner с двумя двойными паротрубными котлами Bauer-Wagner. Суммарная мощность ГЭУ снизилась до 82 000 л.с., но при этом максимальная скорость составила бы 35 узлов, а дальность плавания увеличивалась бы до 11 000 миль при запасе топлива в 800 тонн.
В 1940 году вернулись к первоначальной компоновке ГЭУ, но с установкой более мощных и экономичных ТЗА, что позволило поднять мощность до 110 000 л.с., а скорость до 36.2 узла. Дальность плавания также увеличивалась до 12 000 миль при запасе топлива в 800 тонн.
Вооружение
В качестве главного калибра рассматривалась установка трёх специально спроектированных двухорудийных артиллерийских установок Drh LC/38, вооружённых 150-мм орудиями TBtsK C/36 с длиной ствола 48 калибров. Эти орудия были основным вооружением эсминцев проекта 1936А и имели высокую живучесть в 1600 выстрелов. Практическая скорострельность составляла около 10-12 выстр/мин, а дальность стрельбы — до 24 км (при угле возвышения в 47°). Основную часть боекомплекта составляли фугасные снаряды, но при необходимости могли использоваться и бронебойные.
Двухорудийная башня с 150-мм орудиями TBtsK C/36 эсминца Z-39 типа 1936A (Mob)
Схема расположения башен менялась. Проекты 1938 и 1940 годов предполагали размещение одной башни в носовой части, а двух в кормовой по линейно-возвышенной схеме. В проекте 1939 года планировалась классическая схема — две в носу и одна в корме.
Из-за низкой скорострельности и отсутствия РЛС орудия главного калибра не предназначались для стрельбы по воздушным целям. Поэтому лёгкие крейсеры проекта Spähkreuzer 1938 первоначально вооружались двумя типами зенитных автоматов, обеспечивающих ПВО ближнего радиуса действия. На вооружении стояли спаренные установки с 37-мм полуавтоматами SKC/30. Дальность стрельбы по воздушным целям составляла 7 км при практической скорострельности 30 выстрелов в минуту. ПВО также дополняли три счетверенные установки с 20-мм зенитными автоматами C/38, способными в минуту выпускать из каждого ствола до 150-220 выстрелов.
Установка Dopp LC/30 с 37-мм/83 полуавтоматами SK C/30 на учебном корабле Drache, февраль 1940 года
Так как уже в 1940 году стало понятно, что такого зенитного вооружения явно недостаточно из-за всё усиливающейся авиации, в проекте 1940 года оно было усилено ещё одной спаркой из 37-мм полуавтоматов, а также кормовой башней со спаренной установкой 88-мм универсальных орудий SKC/32.
В центральной части корпуса между надстройками предполагалось размещение двух поворотных пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов, вооруженных парогазовыми торпедами G7a. Полный боекомплект равнялся 21 торпеде — 10 в установках и ещё 11 в системе быстрой зарядки. Предусматривалась и возможность брать на борт до 50 мин, которые сбрасывались бы с расположенных в корме минных рельсов.
Гидросамолёт Arado Ar 196, поднимаемый краном на борт немецкого тяжёлого крейсера Prinz Eugen. Также использовался на кораблях типа Deutschland и Bismarck
В проекте 1939 года планировалось убрать торпедные аппараты, а освободившееся пространство использовать для катапульты и ангара гидросамолёта-разведчика Arado Ar 196. Но в проекте 1940 года от этого отказались, вернув ТА обратно.
Идея лёгкого крейсера-разведчика была вполне жизнеспособной для Кригсмарине. Но если учитывать то, что крейсеры проекта Spähkreuzer 1938 были заведомо слабее откровенно неудачного проекта легких крейсеров типа М, то сам факт их постройки был спорным. Зачем немецким ВМС был нужен разведчик по цене крейсера, заведомо уступавший всем без исключения своим одноклассникам, если с его задачами вполне могли справиться эскадренные миноносцы типа 1936, не особо уступавшие в боевой мощи, однако обходившиеся при этом на порядок дешевле?
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
0 комментариев