Верхом на торпеде на особое задание. Начало итальянского подводного спецназа
Первая мировая война дала толчок в развитии большому числу видов оружия и методов ведения войны. Среди них были такие, как химическое оружие, самолёты, «позиционная война» и даже подводное минирование судов отрядами коммандос.
Линкоры типа Tegetthoff в Пуле
Конечно, идея минировать корабли уже не была новой в начале XX века. Но именно во время Великой войны произошло самое известное успешное предприятие подобного рода — рейд на Пулу.
Австро-венгерский флот на начало Первой мировой не мог противостоять объединённым силам Средиземноморских флотов Великобритании и Франции, а потом и Италии. Поэтому большую часть войны он по сути бездействовал и только отвлекал на себя ресурсы союзников, вынужденных «сторожить» австрийцев. Тем не менее, страны Антанты испытывали немалое беспокойство из-за линейного флота противника. Четыре линкора типа Tegetthoff стояли в порту Пула (ныне в Хорватии).
Уничтожить австрийские корабли было поручено Королевскому итальянскому флоту. Тот предпринимал несколько попыток прорваться в Пулу как надводными, так и подводными силами, но каждый раз терпел неудачу. После того, как в первой половине 1918 года австрийцы совершили налёт на Отранто, итальянцы решили покончить с линкорами противника иным способом.
В июле морской инженер Раффаэле Россетти разработал человекоуправляемую торпеду Mignatta. При содействии адмирала Констанцо Чиано её построили и испытали в очень короткие сроки. Кроме того, командование флота организовало целые курсы по подготовке подводных «коммандос». Согласно плану, Россетти и его коллега Раффаэле Паолуччи должны были верхом на торпеде пробраться в гавань Пулы, после чего установить взрывчатку на один из стоявших там линкоров.
Одна из сохранившихся человекоуправляемых торпед типа Maiale в музее Рима
Поскольку война явно шла к завершению, командование итальянских ВМС решило форсировать события. Рейд был назначен на 31 октября 1918 года. Вечером этого дня итальянцы вышли из Отранто, буксируя торпеду с двумя подрывниками на катере. Mignatta смогла скрытно пройти через австрийские заграждения и подойти к линкору Viribus Unitis, правда, с существенной задержкой по времени относительно плана.
Россетти и Паолуччи провели в воде более шести часов, когда, наконец, около 4:45 утра 1 ноября они смогли приступить к установке взрывчатки. На это ушло ещё около часа. Таймер был установлен на 6:30 утра. Сразу после этого уже потерявшие концентрацию подрывники были обнаружены австрийцами. На это повлияла и задержка по времени, поскольку стало светать. Итальянцев схватили и доставили на борт всё того же Viribus Unitis.
Император Австро-венгрии Карл I (справа) на борту линкора Viribus Unitis, 3 июня 1917 года
Только там они узнали, что линкор более не принадлежит Австро-Венгрии. Император решил передать свой флот Народному вече словенцев, хорватов и сербов. Он полагал, что возглавляемое им только что созданное Государство словенцев, хорватов и сербов останется верным Вене. Днём 31 октября командующий имперским флотом адмирал Миклош Хорти передал все корабли в Пуле представителям народного вече. Тогда же был спущен (вопреки приказу императора) флаг Австро-Венгрии, а первый главнокомандующий флотом Государства словенцев, хорватов и сербов Янко Вукович-Подкапельский занял линкор Viribus Unitis, переименованный в Jugoslavija.
Конечно, Государство словенцев, хорватов и сербов в тот же день заявило о своём нейтралитете. Заявление было принято странами Антанты. Но итальянские коммандос этого не знали. Убедившись в правоте слов Вуковича, Россетти и Паолуччи честно рассказали о своей миссии и о таймере на 6:30. Моряки сошли с флагмана и собрались на линкоре Tegetthoff. Однако в назначенное время взрыва не произошло, и Вукович решил, что итальянцы его обманули. С частью экипажа он вернулся на бывший Viribus Unitis, и тут в 6:44 раздался взрыв. Линкор с креном на правый борт быстро ушёл на дно. Погибло, по разным данным, от 50 до 300 человек, включая адмирала, которого придавила мачтой.
Кроме того, от взрыва получило повреждения и по итогу затонуло стоявшее рядом с линкором судно Wien.
Единственное существующее фото с гибнущим линкором Jugoslavija, бывшим Viribus Unitis. Утро 1 ноября 1918 года
Гибель моряков оказалась безрассудной и к тому же напрасной. Всего через два дня правительства Италии и Австро-Венгрии заключили перемирие. 5 ноября итальянский флот вошёл в Пулу. Тогда же ему передали содержавшихся в плену подрывников-коммандос.
Удачный рейд не остался незамеченным. Раффаэле Россетти и Раффаэле Паолуччи получили ордена, признание и денежное вознаграждение. Правда, Россетти впоследствии был вынужден доказывать своё авторство как идеи, так и конструкции торпеды. Все его достижения приписали адмиралу графу Чиано, ставшему при Муссолини доверенным человеком и министром.
Идеи итальянских человекоуправляемых торпед получили своё развитие в дальнейшем. К примеру, диверсанты Италии отметились атаками на линкор HMS Queen Elizabeth в 1941 году в Александрии. Кроме того, многие историки приписывают им подрыв линкора «Новороссийск» в 1955 году. Можно вне всякого сомнения полагать, что подводные коммандос Королевского флота Италии стали элитой как своих вооружённых сил, так и этого рода войск в мире в целом.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
1 комментарий
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена