Первый эсминец СССР собственной разработки и его печальная судьба. История «Опытного»
Одним из первых типов боевых кораблей СССР, разработанных самостоятельно, был «Проект 7», по которому построили эсминец «Гневный». Однако у него имелось множество недостатков, особенно в вооружении и ходовых качествах при волнении на море. Проект отправился на доработку.
Реконструкция внешнего вида эсминца проекта 45
Параллельно проверялись новые идеи. Среди них особенно выделялся «Проект 45», разработанный заместителем главного инженера Центрального Конструкторского Бюро Спецсудостроения (ЦКБС-1) В.Л. Бжезинским. В нём должны были воплотиться новые решения для советского флота.
С чего всё началось
В первой половине 1934 года Валерьян Людомирович Бжезинский находился в командировке в Германии. Во время этого визита он работал с профессором Г. Бауэром, который в том числе участвовал в разработке силовой установки для советского лидера «Ленинград». Благодаря ему Бжезинский познакомился с революционным типом ГЭУ для кораблей — прямоточными котлами, которыми немцы в то время уже начали оснащать свои новые эсминцы «тип 1934». Опытный инженер очень заинтересовался этой идеей. По возвращении Бжезинский предложил создать проект, в котором она будет воплощена. На тот момент такими котлами уже занималось Бюро прямоточного котлостроения под руководством Леонида Константиновича Рамзина, созданное при Техническом отделе Экономического управления ОГПУ. Поэтому в сентябре того же года проект нового эсминца был представлен Управлению Военно-Морских Сил РККА, а 21 декабря был утвержден для серийного производства.
Проблемы одна за другой
Работа над проектом изначально пошла совсем не так, как предполагалось. Уже 29 числа его пересмотрели. Резерв водоизмещения корабля изначально планировалось потратить на загрузку дополнительного топлива. Но УВМС РККА потребовало пустить свободные тонны на установку шести 130-мм орудий вместо изначально предусмотренных четырёх. В целом работа над «Проектом 45» и его постройка проходили в большой спешке. Уже в июне 1935 года «Серго Орджоникидзе» был заложен на Ленинградском кораблестроительном заводе №190 вне основной государственной программы строительства. В декабре корабль был спущен на воду, обогнав в этом плане «Проект 7» на семь месяцев. Однако выигранное время так и не помогло решить различные серьёзные проблемы. Первой из них было отсутствие и медленная разработка новых двухорудийных установок, идею которых подсмотрели у японцев на их эсминцах типа Fubuki. Новые башни должны были обеспечить комфортные условия для артиллеристов, а также защиту от брызг и осколков.
Эсминец Shinonome типа Fubuki. Хорошо заметна упомянутая выше конструкция башен
Первоначальный вариант Б-31 появился на бумаге лишь в декабре 1934 года и во многом использовал конструкцию орудий Б-13. Работы над ним затянулись до 1936 года, но ни к чему не привели. Другой проект, Б-2-ЛМ, был пущен в серию в 1941 году, но так и не был установлен на корабль, уже получивший имя «Опытный». По итогу эсминец всю службу так и прошёл с тремя одноствольными Б-13. Из-за этого он уступал в огневой мощи даже «Проекту 7», с которым по сути и конкурировал. Второй проблемой была та самая инновационная ГЭУ. Спроектированные Л.К.Рамзиным прямоточные котлы МПН 70/75, на которые возлагались большие надежды, на деле оказались крайне неудачными. Такая силовая установка по своей сути была хороша только для постоянных нагрузок, которые имеются, например, на электростанциях. Но переменные нагрузки, напротив, были вредны (особенно на малых мощностях) и требовали тонкой регулировки специальными сложными автоматическими устройствами. Постоянные поломки, повышенный износ механизмов, недоработанность автоматики, которую специально для этого закупили в Германии, невозможность создать полноценную собственную систему — всё это привело к тому, что силовая установка так и не смогла выйти на проектную мощность и постоянно требовала дорогого и сложного ремонта. Даже к концу службы «Опытного» корабль так и не смог избавиться от этих проблем. Подобная силовая установка больше нигде не применялась. Проблемы усиливались раздорами и конфликтами между конструкторами, руководством завода и чиновниками, отвечавшими за проект корабля.
Печальная судьба экстраординарного детища
Несмотря на все неудачи, корабль продолжали достраивать и испытывать. Но речь шла уже только как о платформе для изучения проблем новых силовых установок. Эсминец так и не смог пройти предварительные испытания в полной мере. Основные же, назначенные на 18 августа 1941 года, он даже не начинал. В тот момент к Ленинграду, где находился «Опытный», уже подходили немецкие войска. Всё, что могло использоваться для обороны города, немедленно отправляли на фронт. 20 августа корабль был переведён в подчинение командованию морской обороной города, а 1 сентября он был приписан к 3-му дивизиону миноносцев Балтийского Флота.
Эсминец «Опытный» на берегу Невы
Через 9 дней «Опытный» прошёл боевое крещение, атаковав немецкую бронетехнику в районе Финно-Высоцкого. Однако уже 15 числа корабль получил серьёзное повреждение машинного отделения и был отправлен в ремонт до 22 ноября на заводе им. Марти. В ходе стоянки в доке эсминец получил ещё два попадания 150-мм и 210-мм снарядами. В конце концов его перевели на длительный ремонт на Канонерский завод №1. Орудия сняли, а команду распределили на другие корабли. К службе «Опытный» вернулся только в июне 1942 года. Интересно, что в ходе одного из последующих ремонтов в передней части полубака на корабль, помимо всего прочего, установили довольно редкий для советского флота 20-мм зенитный автомат Oerlikon. После этого корабль участвовал в снятии блокады Ленинграда и Красноборской операции. В марте 1944 года эсминец законсервировали. 20 июня 1945 года его вернули в строй и пару лет безуспешно пытались наладить силовую установку и пройти испытания. 28 февраля 1953 года единственного представителя «Проекта 45» списали, а в июне сдали на слом. Эсминец, который должен был стать революцией в истории мирового флота, по итогу растворился на страницах истории. Отсутствие адекватного финансирования и организации на всех этапах, недоработанность идей, конфликты причастных людей и организаций привели к краху не только самого проекта. Такая же судьба постигла перспективную силовую установку и многих деятелей, приложивших руку к воплощению «Опытного» в жизнь.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
5 комментариев
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена