«Гневный». Трудный путь головного корабля первой массовой серии эсминцев СССР
Нередко первый опыт бывает неудачным. Но он одновременно может быть важным шагом на пути к успеху. Таким был и эсминец «Гневный», головной корабль «Проекта 7» и одноимённого типа. Несмотря на множество недостатков, многие из кораблей этой серии продолжали служить после войны и даже были поставлены в Китай. Однако судьба первенца оказалось печальной.
Фотография эсминца «Гневный». Следует отметить буквенное обозначение корабля вместо обычного цифрового
Итальянские корни нового корабля
В начале 1930-х годов ВМС РККА приняли решение о необходимости расширения флота. На тот момент уже активно шли работы над «Проектом 1», будущим «Ленинградом», но это был лидер, большой и дорогой. Флоту же требовались новые компактные, дешёвые и массовые эсминцы, которые при этом могли нести большое количество разнообразного вооружения. Сперва советские моряки решили ознакомиться с зарубежными образцами, с чем помогла Италия. В 1933 году Regia Marina предоставила СССР документацию по эсминцам типа Maestrale для лицензированного копирования. Советские инженеры доработали идею, изменив некоторые элементы конструкции с учётом специфики будущей эксплуатации. Тем не менее проект получился с большим количеством недостатков. У построенных по нему кораблей было множество проблем. Неудачная конструкция и недостаточная прочность корпуса, избыточный вес, недоработанность силовой установки, плохая мореходность при большом волнении и многое другое привели к тому, что практически законченные к 1937 году первые 14 кораблей, среди которых был и сам «Гневный», едва не были отправлены на слом. Многих конструкторов арестовали, а часть даже расстреляли. Однако вмешательство наркома тяжёлой промышленности И.Ф. Тевосяна дало эсминцам второй шанс. Часть кораблей достроили по «Проекту 7», а остальные было решено доработать по новому модернизированному «Проекту 7-У». Эсминец «Гневный» попал под первый вариант.
Короткая и трагическая служба
История «Гневного» довольно коротка — всего 6 лет. Но вместе с тем в ней есть и достаточно интересные эпизоды. Жизнь корабля началась 8 декабря 1935 года, когда его заложили на верфи №190 в Ленинграде. Постройка заняла всего 7 месяцев, что было непривычно мало даже для подобных эсминцев. Уже в июле 1936 года корабль был спущен на воду. Приёмо-сдаточные испытания «Гневный» прошёл спустя 2 года. В ходе них выявились серьёзные недостатки конструкции, из-за которых у корабля оказался значительно меньший запас хода, чем предполагалось. Вместе с тем у эсминца были и значительные преимущества. У него имелся неплохой арсенал вооружения в составе четырёх орудий Б-13 калибром 130 мм, нескольких 76-мм и 45-мм зенитных орудий, крупнокалиберных пулемётов, двух трёхтрубных торпедных аппаратов, большого числа глубинных бомб и мин с возможностью установки тралов-параванов. А способность развивать скорость до 40 узлов позволяла эсминцу при необходимости выполнять огромное количество разнообразных задач.
«Гневному» дали зелёный свет, и 23 декабря 1938 года он вошёл в состав Балтийского флота. Через год эсминец принял участие в Советско-финской войне, обстреливая Аландские острова. 23 июня 1941 года, во второй день Великой Отечественной войны, соединение в составе крейсера «Максим Горький» и трёх эсминцев («Гневный» и его систершипы «Гордый» и «Стерегущий») выполняло задачу по прикрытию постановки минных заграждений. Все эсминцы были оснащены тралами-параванами для борьбы с минными полями Кригсмарине, но «Гневному» это не помогло. Корабль подорвался на мине. Ему оторвало нос вплоть до самого мостика. Погибло 20 и было ранено ещё 23 моряка. Однако команда смогла взять ситуацию под контроль и не дать кораблю затонуть. После установки специальных пластырей, использования переборок и мотопомп удалось прекратить дальнейшее поступление воды внутрь корпуса. «Гневный» принял устойчивое положение с небольшим креном на левый борт. Несмотря на это, командир эсминца капитан 2 ранга Максим Устинов, предполагая наличие противника поблизости и риск потерять соединение, принял решение о переходе экипажа на борт «Гордого». После этого были предприняты попытки затопить оставленный корабль путём артиллерийского обстрела, но добиться результата так и не удалось. В ходе возвращения «Максим Горький» и «Стерегущий» также налетели на мины. Если последний отделался потерей трала-паравана, то крейсер также лишился носа от взрыва и только благодаря невероятному чуду и огромным усилиям экипажа смог остаться на плаву. А вот «Гневный» затонул лишь спустя два дня, когда его обнаружили немцы и разбомбили авиацией. По итогу вся операция для СССР закончилась провалом и привела к серьёзному кризису на Балтийском ТВД.
Память о «семёрках»
Несмотря на многие проблемы в эксплуатации, эсминцы «Проекта 7» оставили много следов на страницах истории. «Гордый» трагически погиб во время эвакуации гарнизона Ханко, подорвавшись на минах 14 ноября 1941 года. «Беспощадный» затонул в 1943 году, перед этим удостоившись Ордена Красного Знамени. Именно на нём Владимир Сехниашвили прославился тем, что в нужный момент обрубил остатки броневых листов, которые держали нос корабля во время буксировки, чтобы спасти корабль от затопления. Погибшим морякам был установлен памятник на Петергофской дороге. Также до наших дней сохранились и корабли-музеи этого типа. Все они находятся в Китае. В 1955 году эсминцы «Рекордный», «Решительный» и «Ретивый» передали ВМФ НОАК. Там они прослужили до 1990-х годов под названиями Anshan, Changchun и Jilin (впоследствии Taiyuan) соответственно.
Эсминец Anshan (бывший «Рекордный») на стоянке в морском музее Циндао
«Семёрки» были разработаны и построены в спешке, а по некоторым параметрам являлись «сырыми». Некоторых из них так и не достроили. Многие корабли серии погибли в первые годы Великой Отечественной войны. Но, несмотря на всё это, они совершили множество подвигов, внесли заслуженный вклад в победу над врагом, а также смогли дать бесценный опыт советскому кораблестроению. Часть кораблей прослужила более 50 лет, заслужив свою долю памяти и славы среди других звёзд на небосводе истории мирового флота.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
1 комментарий
Год назад
Судя по всему ни одной серьезной монографии по "Семеркам" он не читал.
К началу 30-х страна ещё так и не смогла восстановить то, что было до 17-го года. Индустриализация только-только началась. Много квалифицированных кадров оказалось за рубежом. Почти все, что стоили для ВМФ имело те или иные недостатки. Промышленность даже не могла дать агрегаты надлежащего качества по зарубежным чертежам. К примеру, проблемы с турбинами для кораблей более-менее смогли
Удалить комментарий?
Удалить Отмена