Рейдеры Карибского моря. Часть вторая
После успеха операции «Neuland» командование подводным флотом Германии приступило к разработке плана постоянных операций в этих водах. Атаки в районах Ньюфаундленда и Нью-Йорка не приносили должного результата как из-за значительного сокращения судоходства, так и вследствие введения там конвойной системы.
Карта основного театра боевых действий Второй мировой войны в Америке
Появление у Германии субмарины-танкера U-459 позволило расширить возможности подводной войны. По расчётам командования, благодаря ей в самых удалённых районах Карибского моря могло действовать либо 15 средних, либо 5 крупных подлодок. Так что в апреле 1942 года от 16 до 18 средних субмарин были расположены Карлом Дёницем между Ки-Уэстом на Пуэрто-Рико и островом Сейбл, а ещё 9 рассредоточились на пространстве от Мексиканского залива и Кубы до Гайаны и Тринидада.
И вновь немцы столкнулись с полной беспечностью американцев. Великобритания, между тем, требовала от США ввести конвойную систему повсюду, но те медлили. В апреле-июне 1942 года успехи немцев были просто потрясающими. Каждая подлодка потопила среднем по 6-8 судов. Тогда Дёниц решил ещё больше сосредоточить внимание на этом ТВД. Он отозвал с восточного побережья США на Карибы 10 субмарин, дополнительно направив к ним все имевшиеся подводные танкеры.
При помощи танкеров, заправивших 20 из 37 находившися в Карибском море подлодок, удалось продлить время похода до середины июля. В это время и здесь США ввели конвойную систему, значительно осложнившую «охоту» немцам. Результат был следующим — самой успешной подлодкой оказалась U-159, отправившая на дно 11 судов за два месяца. Успешные же атаки U-564 и U-106 на мексиканские танкеры побудили эту страну объявить Германии войну 22 мая.
Немецкие подлодки U-159 (на переднем плане) и U-107, наиболее успешные в рейде на Карибы
К концу весны на совещании руководства кригсмарине пересмотрели план ведения войны. Основной упор было решено вновь сделать на центр Атлантики — для борьбы с Великобританией. На остальных ТВД решили действовать только в случае ожидания больших успехов. Из всего района Кариб таковым оставался только Тринидад, где всё еще отсутствовала конвойная система. В целом регион Карибского моря был привлекателен тем, что немцы не потеряли там ни единой подлодки.
Летом к Тринидаду прибыли субмарины, но больших успехов они не добились. Количество потопленных судов, несмотря даже на атаки на «нейтральные» транспорты Бразилии, не шло ни в какое сравнение с предыдущими операциями. Кроме того, 13 июня была потеряна первая субмарина в этом регионе — U-157. Только в середине июля удалось потопить за несколько дней 10 судов — и это число уже было гигантским. В конце июня из Германии в сопровождении танкеров отправилась новая партия субмарин, но они обнаружили, что теперь конвои введены повсюду.
Дёниц не ожидал особого успеха в отдельных нападениях. Тактика же «волчьих стай» ставилась под сомнение географическими особенностями региона. В итоге немцы сосредоточились у Наветренных островов, поскольку там конвоям приходилось выбирать маршрут из лишь нескольких возможных, что облегчало обнаружение. В августе немецкие подводники потопили 15 судов, потеряв две субмарины из-за атак авиации, впервые оснащённой радарами.
Район действий изменили на побережье Гвианы, где в сентябре пустили на дно 29 судов. Но судоходство там было нерегулярным. Командованию ВМС Германии стало понятно, что Карибы теряют своё значение. Поэтому оставалось только выводить оттуда все подлодки и перенаправлять их в район Фритауна. В декабре 1942 года немцы пришли к выводу, что союзники вновь активизировали судоходство в Карибском бассейне, собирая транспорты на Тринидаде и под конвоем отправляя их во Фритаун и Кейптаун. Подлодки пытались найти их маршруты, но успех был минимален.
Карл Дёниц инспектирует подлодку U-94. 28 августа 1942 года она была потеряна в ходе абордажа в районе Гаити, предпринятого экипажем канадского эсминца
С начала 1943 года «визиты» немцев на Карибы возобновились, но в очень небольшом количестве. Основной их целью было создавать напряжение и связывать боевые корабли союзников необходимостью конвоирования. Только в марте у Кайенны во Французской Гвиане немецкие подводники добились успеха, потопив 3 и повредив 5 судов. Это стало последним крупным успехом Кригсмарине в районе Кариб.
С конца марта 1943 года и до весны 1945 года лишь незначительное количество германских подлодок посетило американские воды. Успехов у них практически не было, а риск обнаружения, наоборот, только возрос. Это поставило крест на немецких надеждах и означало стратегическую победу Великобритании и США.
Канонерская лодка USS Erie на Кюрасао после торпедирования и пожара на борту, 2 декабря 1942 года
Характерной чертой операций в Карибском море было практически полное отсутствие потерь у боевого флота союзников. Единственным кораблём, который удалось потопить, стала канонерская лодка ВМС США Erie. В ноябре 1942 года она сопровождала конвой из Гуантанамо в Тринидад и в районе Кюрасао была торпедирована подлодкой U-163. Экипаж смог выбросить корабль на берег и спастись. После ликвидации пожара Erie сняли с мели и отбуксировали на Кюрасао. Но в порту корабль перевернулся и затонул.
Таким образом, битва за Карибское море стала своеобразным отражением успехов новейших технологий морской войны, а также новейших систем организации конвоирования в отдельно взятом регионе. Менее чем за два года Великобритания и США, понимая громадную значимость Кариб для своих операций, смогли преодолеть беспечность и создать совершенную систему защиты.
Германия и Италия, добившись поразительных успехов на первом этапе в рамках операции «Neuland», впоследствии столкнулись с новыми условиями ведения войны. Даже с новейшими подводными лодками и талантливыми экипажами им не удалось ничего изменить. Странам Оси оставалось лишь признать поражение и, исходя из этого, строить новую концепцию сопротивления морской мощи союзников.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
1 комментарий
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена