От банановоза до яхты президента Тито. История Ramb III/Galeb
Судьбы кораблей порой совершают абсолютно неожиданные повороты, кардинальным образом меняющие их назначение. Так, итальянский транспорт для перевозки бананов Ramb III успел побыть вспомогательным крейсером итальянского флота, минным заградителем немецкого флота, и наконец, под именем Galeb — яхтой президента Югославии.
Ramb III в порту Анконы, 1938 год
В 1930-х годах Министерство колоний Италии осознало необходимость постройки специальных судов для перевозки бананов из колонии Итальянское Сомали в метрополию и заказало для правительственной фирмы Regia Azienda Monopolio Banane четыре банановоза, получивших имена по первым буквам названия оператора — Ramb. Третье из них, Ramb III, было построено в 1938 году на верфях корпорации «Ансальдо» в Генуе. Это было судно водоизмещением 3660 тонн, длиной 122 м и шириной 14,6 м. Дизельный двигатель Fiat мощностью 7200 л.с. мог разогнать Ramb III до 19,5 узлов.
Предполагалось, что судно сможет работать на линии Могадишо — Неаполь, не останавливаясь для дозаправок. Помимо 2418 тонн грузов, Ramb III мог принять и 12 пассажиров, для которых были предусмотрены каюты на отдельной пассажирской палубе, оборудованные ванными комнатами и кондиционерами.
С середины 1938 года Ramb III начал работать по своему прямому назначению. Но вскоре началась Вторая мировая война, и 11 июня 1940 года его реквизировал Королевский флот Италии. Банановоз вооружили четырьмя 120-мм орудиями и двумя 13,2-мм пулемётами, и уже 25 июня он отбыл в качестве вспомогательного крейсера в Триполи в составе охраны конвоя. Затем его перебросили в Адриатику сопровождать конвои в Албанию и Грецию. 11 ноября, на обратном пути в Италию, охраняемый им конвой был атакован эскадрой Королевского флота Великобритании в составе трёх лёгких крейсеров и двух эсминцев. Ramb III сделал несколько выстрелов, но затем вышел из боя — командир решил сохранить вспомогательный крейсер в целости, пожертвовав транспортами.
С начала 1941 года Ramb III вновь вернулся к работе на африканском направлении, доставляя туда в том числе мясо для солдат — рефрижераторы бывшего банановоза отлично подходили для этих целей. 30 мая, будучи в порту Бенгази, вспомогательный крейсер был атакован британской подлодкой Triumph, добившейся попадания торпеды в носовую оконечность. Благодаря тем же рефрижераторам он сохранил достаточную остойчивость, только немного упёршись носом в дно.
Ramb III на ходовых испытаниях, 1938 год
Итальянские моряки приняли решение усилить водонепроницаемую переборку в носу, облегчить тоннаж, а после отрезать повреждённую часть корпуса. На это ушло много времени. Как только им удалось это сделать, судно своим ходом ушло в Триест кормой вперёд, куда прибыло 20 сентября 1940 года. Там был проведён капитальный ремонт, и в начале следующего года Ramb III вернулся к выполнению поставленных задач.
1 февраля 1942 года Ramb III, идя в Палермо, получил приказ спасти выживших членов экипажа потопленного незадолго перед этим транспорта. Как только люди поднялись на борт, вспомогательный крейсер сделал несколько попыток найти подлодку и сбросил глубинные бомбы. Тем самым он дал возможность противнику себя атаковать, и британцы выпустили торпеду. Правда, итальянцам удалось сманеврировать и уклониться от атаки.
8 сентября 1943 года Ramb III стоял в порту Триеста рядом с немецким вооружённым транспортом John Knudsen, когда пришло сообщение о перемирии между Италией и союзниками. Итальянское правительство приказало своим кораблям покинуть порт и сдаться британо–американским силам, тогда как немецкое командование приказало своим судам всячески воспрепятствовать этому. Исполняя приказ, Ramb III снялся с якоря и был тут же обстрелян с John Knudsen. Итальянцы открыли ответный огонь, но не смогли помешать немецкой абордажной атаке, и вскоре вспомогательный крейсер был захвачен немцами.
Они, используя трофей, открыли огонь по другим итальянскиь судам, пытавшимся выйти в море, и даже смогли потопить, совместно с другими немецкими судами, итальянский корвет. После окончания боя Ramb III был оперативно включён в состав ВМС Германии под этим же именем и уже в ноябре участвовал в обеспечении десантных операций на несколько островов у побережья Далмации против действовавших там югославских партизан.
В начале 1944 года немцы поставили Ramb III на переоборудование в минный заградитель. Его оснастили дополнительными тремя 37-мм пулемётами и минами, а затем переименовали в Kiebitz. С марта по ноябрь 1944 года он установил в Адриатике (вместе с ещё одним бывшим итальянским кораблём) около 5000 морских мин. И это при том, что с июля по август Kiebitz стоял на ремонте из-за того, что 11 июля у него отказал двигатель, и он подорвался на двух своих же минах.
Горящий Kiebitz после налёта американской авиации, 5 ноября 1944 года
5 ноября, будучи в Риеке, Kiebitz попал под авианалёт ВВС США и получил три бомбовых попадания. Одно из них вызвало пожар в отсеке с горючим, уничтоживший почти все настройки и отправивший минный заградитель на дно, где он лёг на глубине в 20 метров.
В 1947 году корабль был поднят югославами и отбуксирован в Пулу, где его переименовали в Mornar и поставили на ремонт. Длившийся с 1948 года по 1952 год ремонт привёл к тому, что корабль, получивший уже имя Galeb, был вооружён четырьмя 88-мм и четырьмя 40-мм орудиями, а также 6x20 мм и 2x12,7-мм пулеметами. Предполагалось использовать судно одновременно, как учебное для курсантов морских училищ и как яхту для президента Тито.
Galeb входит в порт Таранто в последние годы своей службы в качестве яхты
Впервые президент поднялся на борт яхты в 1952 году в рамках смотра флота, а уже в 1953 году совершил на Galeb дальний круиз — в Великобританию. Позднее, в 1959 году, была проведена модернизация, в ходе которой были сняты 88-мм орудия и 20-мм пулемёты, а также установлено новейшее электронное оборудование. Всего до смерти Тито в 1980 году Galeb провёл 549 дней в море, из которых 308 дней на его борту был президент, и посетил 18 государств, принял около 102-х глав государств и правительств, включая королей Греции и Марокко, президентов Египта, Индонезии и США, а также глав СССР и Кубы в лице Хрущёва и Кастро соответственно.
Свой последний рейс в качестве яхты Galeb сделал в 1989 году. С распадом Югославии судно отошло к Союзной Республике Югославия и в ходе войны в Хорватии использовалось для блокады побережья, а в 1992 году эвакуировало силы СРЮ из Хорватии. После его исключили из состава союзного флота, передали Черногории и забросили в Которской бухте.
Galeb, пришвартованный у верфи фирмы Viktor Lenac, 4 апреля 2008 года
В 1996 году о нём вспомнили и объявили аукцион на продажу. Наконец, в 2000 году его купил греческий бизнесмен Джон Пол Папаниколау, незадолго до того купивший и яхту Аристотеля Онассиса. Galeb был переведён в Фиуме на восстановление, но в 2001 году начался экономический кризис, и денег на этот проект попросту не хватило. В конце концов в 2006 году его хотели продать на металлолом, но правительство Хорватии объявило яхту культурным наследием и позволило муниципалитету Риеки выкупить её.
Galeb в Риеке, 2011 год
Но на этом проблемы не закончились. Муниципалитет надеялся продать Galeb частному лицу, обязав его сохранить часть интерьеров и приводить в город для организации выставок, в остальное время используя по своему усмотрению. Но желающих не нашлось, как и денег для превращения в постоянный корабль-музей. В 2008 году Galeb затонул из-за образовавшейся течи, и после поднятия на нём был проведён самый срочный ремонт. В июне 2011 года его пришвартовали на пирсе в Риеке, где он и стоит до сих пор, ожидая своей судьбы.
Вот так сложилась судьба этого корабля. Начиная с банановоза, Ramb III принимал участие в боях Второй мировой под двумя флагами — сначала итальянского, а затем и немецкого флотов. Затем, после потопления американцами, его судьба круто изменилась, и под именем Galeb он стал известен по всему миру как яхта президента Югославии. И даже после этого он смог принять участие в военных действиях начала 1990-х. Теперь же он стоит у пирса и ждёт своей участи — быть может, достойной его послужного списка.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
0 комментариев