От императорской яхты до «Красного моряка». Полвека службы «Эриклика»
История флота знает случаи, когда корабль менял не только своё имя, но и, если так можно выразиться, род занятий. Это может произойти со сменой эпох, и некогда воплощение технологических достижений своего времени превращается в «запасного» или вовсе становится кораблем-музеем. Некоторые корабли проходят долгий и насыщенный путь, и пример этому — пароход «Эриклик», прослуживший более полувека на Черном море.
«Эриклик» на открытке 1903 года
Будущий «Эриклик» был заложен на верфи компании Charles Mitchel & Co в Ньюкасле, Великобритания, в 1865 году по заказу Русского общества пароходства и торговли. Назывался он тогда «Великая княгиня Ольга» и представлял собой небольшой колёсный пароход для перевозки товаров и пассажиров. Длина его составляла 66,1 м, ширина 8,8 м, осадка 3 м и водоизмещение — 1145 т. Энергетическая установка мощностью 250 л.с. позволяла разогнаться до 10,5 узлов. Интересно, что, помимо двух паровых котлов, работавших на два гребных колеса, судно имело и парусное вооружение.
Поскольку «Великая княгиня Ольга» предназначалась для Чёрного моря, то в связи с отсутствием там у России, по условиям Парижского мирного договора 1856 года, военного флота, её предстояло использовать в качестве судна активной обороны. Российское правительство субсидировало общество пароходства и торговли для покупки подходящих судов, но оно всё равно закупало разнотипные суда, что осложняло их возможное вооружение. Когда «Великая княгиня Ольга» прибыла на Чёрное море, её оснастили двумя 9-фунтовыми орудиями.
В 1870 году Россия денонсировала договор и получила возможность создать на Чёрном море флот, поэтому «Великая княгиня Ольга» перестала рассматриваться в качестве одного из главных боевых средств на случай войны. Так что 11 ноября 1872 года судно было куплено Морским министерством и превращено в яхту для путешествий Александра II. 23 ноября его переименовали в «Эриклик».
Неизвестно, пользовался ли хоть раз император «Эрикликом», но зато пароход служил яхтой для разнообразных чиновников и членов императорской фамилии, проживавших на Чёрном море. Перед началом Русско-турецкой войны 1877 года яхта прибыла в Константинополь и забрала оттуда сотрудников посольства, после чего была переведена в Очаков. Там задачей корабля, получившего дополнительное вооружение в виде двух 4-фунтовых орудий, двух же картечниц и восьми мин, стало охранение побережья.
Правда, всю войну яхта так и простояла без дела, будучи в распоряжении вице-адмирала Аркаса. После окончания войны, в 1878 году, «Эриклик» отремонтировали, и он снова стал возить различных высокопоставленных лиц. Затем, в 1881 году, заменили котлы, а в 1892 году эту процедуру повторили. Служба в качестве яхты со временем сильно изнашивала судно и делала его менее комфортабельным, поэтому в 1909 году уже устаревшую яхту поставили на прикол в Севастополе, а 31 марта 1910 исключили из списков флота.
Вице-адмирал Николай Аркас на протяжении всей русско-турецкой войны 1877-1878 годов имел «Эриклик» в своём распоряжении
Именно с этого момента в судьбе «Эриклика» начались необычные изменения. По разным сведениям, его либо продали частному лицу, либо просто оставили гнить в Севастополе. Как бы то ни было, именно там 1 мая 1918 года его захватили немецкие части, вошедшие в город. Использовать его они не стали. Союзники тем более не могли ни использовать, ни защитить старую яхту, и 29 апреля 1919 года она была захвачена у союзников частями Красной армии.
«Красные» не могли долго удержаться в Севастополе, и 24 июня 1919 года в город вошли «белые» — части Вооружённых сил Юга России. У последних имелась острая потребность в судах, поэтому «Эриклик» был включён в состав флота и стал базой для тральщиков. 15 ноября 1920 года судно в последний раз было отбито «красными». Для «Эриклика» это означало окончательное возвращение к активной службе. Его отремонтировали и пустили на торговую линию.
«Эриклик» в 1907-1910 годах
Предполагалось переименовать «Эриклик» в «Балаклаву», но не успело Центральное управление морским транспортом Наркомата путей сообщения (НКПС) это сделать, как судно 12 мая 1921 года было передано Черноморскому флоту. Командование до августа использовало «Эриклик» в качестве посыльного судна, а с 8 августа 1921 года по 25 декабря 1922 года он служил самоходной плавбазой для дивизиона сторожевых катеров и истребителей. Затем его вернули в посыльные суда и 31 декабря переименовали в «Красный моряк».
К 1925 году судно так устарело, что его решили переделать в блокшив, и 23 августа 1929 года он стал несамоходной плавучей базой водолазной школы ЭПРОНа. По некоторым сведениям, в 1930-х «Красный моряк» был сдан на слом.
Есть и другие сведения. Считается, что «Красный моряк» был вновь превращён в пароход, и в этом качестве служил в Азовском пароходстве. Затем в связи с началом Второй мировой войны его реквизировали и направили в Керчь для эвакуации раненых. Разгружая очередную партию раненых и больных из Крыма в гавани Темрюка (Краснодарский край), «Красный моряк» 12 мая 1942 года был потоплен в ходе налёта немецкой авиации.
Таким образом, даже если последняя версия окончания истории службы «Эриклика» неверна, можно утверждать, что судно прожило очень долгую и насыщенную на события жизнь. Успел побывать и торговым пароходом, и яхтой для благородных особ, и блокшивом, и базой… И всё это в самых разных руках — Российская империя, Германия, «белые», «красные» — очень много для небольшого старого судна.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
0 комментариев