И сказочник, и партийный функционер
90 лет назад родился Евгений Велтистов
Советский детский писатель, фантаст, журналист и сценарист, лауреат Государственной премии СССР Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве.
Необычная фамилия Евгения происходит от греческого «вельтистос» — наилучший. Это была одна из так называемых «семинарских» фамилий, что присваивали слушателям семинарии, чтобы фамилии будущих священников звучали хоть и непонятно, но красиво, и подчеркивали их качества.
Дед Велтистова, Философ Геннадиевич, сын дьякона из Костромской губернии, перешёл из духовного сословия в светское ведомство. И сделал завидную карьеру в полиции Российской Империи — из обычного околоточного надзирателя (участковый «по нашему») Московской городской полиции дослужился до надворного советника (соответствует званию подполковник в армии). Два его сына погибли во время Гражданской, сражаясь на стороне Белой армии. А старший — Серафим, став военным инженером, воевал за красных и выжил единственный из семьи.
Евгений был старшим из 3-х детей Серафима Философовича Велтистова и его супруги Зинаиды Ивановны Замаевой.
В 1942 году он пошёл в 1-й класс московской школы №265 на Домниковской улице (ныне — улица Маши Порываевой). Шёл 2-й год войны. Учебников и тетрадей для занятий практически не было, зато была огромная потребность в чтении. Поэтому, когда будущего писателя спрашивали: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», тот, не задумываясь, отвечал, что продавцом книг, «чтобы прочитать их все».
В 1956 году Велтистов окончил факультет журналистики МГУ им. М.И. Ломоносова. Работал репортёром в газете «Пионерская правда» и журнале «Огонёк». Очень высокого и худого журналиста (его рост составлял 202 см) в стенгазете карикатурно изображали стоящим сразу на 3-х этажах редакционного здания — голова на 3-м этаже, а ноги на 1-ом.
«Трёхэтажный» Велтистов
Молодой журналист активно включился в работу редакции, стараясь расширить рамки журналистского задания: искал нестандартные сюжеты, интересных собеседников. Велтистов помог детскому саду получить фешенебельную дачу, отобранную у нечистого на руку чиновника. Благодаря его связям польский писатель-фантаст Станислав Лем (подробнее — здесь: Пан фантаст) смог побывать в Дубне и своими глазами увидеть атомный реактор. Итогом их совместной поездки позже стала статья «“Секреты” Станислава Лема» (1965). Журналистский талант Евгения по достоинству оценили и «в верхах» — разрешили выезжать в командировки за границу. Так во время одной из них, в США, ему удалось взять интервью у начальника уголовной полиции Нью-Йорка.
А в одном из арбатских переулков Велтистов нашёл живущую в безвестности писательницу, автора слов известной детской песенки «В лесу родилась ёлочка» Раису Адамовну Кудашеву, которой в том году исполнялось 80 лет. И в №1 «Огонька» за 1958 год была опубликована небольшая заметка о её жизни и творчестве. После чего Раису Адамовну стали приглашать в детсады и школы на встречи с детьми, что скрасило последние годы её жизни.
Раиса Адамовна Кудашева
Потом Евгений занял в «Огоньке» должность редактора отдела, а затем — заместителя главного редактора журнала. Он публиковал материалы на последних страницах журнала: рассказы, фельетоны, кроссворды и др.
В 1962 году в СССР появился новый звуковой журнал — «Кругозор», небольшой глянцевый «журнал с дыркой» — как его называли за то, что к нему прилагались гибкие пластинки со шлягерами отечественных и зарубежных исполнителей, стихами, декламациями и т.п. В киосках «Союзпечати» «Кругозор» раскупали мгновенно. Тираж его в лучшие годы доходил до 500 тыс. экземпляров. А у истоков журнала наряду с бардом Юрием Визбором стоял и журналист Велтистов.
Печататься Евгений начал с конца 1950-х гг. Его дебютной научно-фантастической публикацией стала повесть «Приключения на дне моря» (1960) — история о приключениях 7-классников с забавными прозвищами Пли, Молекула и Непейвода, отправившимися на каникулы из Москвы в Братск к дяде одного из них, старому лоцману. Дядю они искали долго, и нашли в самом конце книги, а до этого с ними приключались разные истории в тайге, как раз на дне будущего Братского моря. Через 2 года вышло переиздание повести.
А в 1961 году Велтистов женился на своей коллеге — журналистке Марте Петровне Барановой. Она работала в редакции «Пионерской правды», где заведовала отделом литературы и искусства, затем трудилась на должности корректора в Управлении делами Совмина СССР. В 1962 году у супругов родился сын Максим.
Марта Баранова
В соавторстве с Мартой Евгений написал основанную на документальных фактах книгу о собаках-космонавтах «Тяпа, Борька и ракета» (1962), оформленную художниками Евгением Мигуновым (подробнее — здесь: Жил-был художник), который затем проиллюстрировал и книгу «Электроник — мальчик из чемодана», и Константином Ротовым (подробнее — здесь: Смех сквозь слёзы). Прототипом главной героини повести, дворняжки Тяпы, стала собака, с 1958 по 1960 гг. побывавшая в космосе как минимум 5 раз. До этого звавшаяся Кусачкой, она вошла в историю освоения космоса под именем Отважная. Книга была переведена затем на 20 иностранных языков.
Иллюстрации Константина Ротова
В 1966 году Велтистов стал членом Союза писателей СССР, членом редколлегии альманаха «Мир приключений», где в сокращённом варианте была опубликована его повесть «Глоток солнца» (№12, 1966), рассказывающая о контакте землян с инопланетной цивилизацией.
В следующем году в «Комсомольской правде» была напечатана повесть Велтистова о советской автоматической межпланетной станции «Луна-9», которая в 1966 году впервые совершила посадку на поверхность спутника Земли и передала панорамы его поверхности — «Железный рыцарь на Луне» (через 2 года вышла в издательстве «Молодая гвардия» под названием «Железный рыцарь»). Прототипами её героев стали С.П. Королёв и другие конструкторы ракет. В центре повествования — молодой человек, рабочий завода, на котором собирают космические корабли. Вчерашний школьник с гордостью ощущает причастность к ключевым событиям современности.
«Луна-9»
За вклад в пропаганду достижений в изучении и освоении космического пространства Федерация космонавтики СССР наградила писателя медалью им. Ю.А. Гагарина. Члены отряда космонавтов, с которыми журналист общался при подготовке номера «Кругозора», посвящённого 5-й годовщине полёта Гагарина, оставили в его экземпляре свои подписи.
Всесоюзную же известность Велтистову принёс цикл произведений о мальчике-роботе Электронике, копии 7-классника с обложки глянцевого журнала Серёжи Сыроежкина: «Электроник — мальчик из чемодана» (1964), «Рэсси — неуловимый друг» (1970-71) и «Победитель невозможного» (1975).
«Приключения Электроника» с иллюстрациями Клима Ли
Материал для будущего цикла Евгений собирал в школе №2 Москвы с физико-математическим уклоном (ныне — Лицей «Вторая школа» им. В.Ф. Овчинникова), где наблюдал за учениками, изучая их характеры и поведение, впитывая атмосферу школьной жизни. Прототипом математика Таратара стал его хороший приятель, педагог Исаак Яковлевич Танатар, увлечённый своей работой и даже издававший школьную газету на особенном, «танатарском» языке — языке математических формул. Образ профессора Громова, создателя Электроника, был «срисован» с Акселя Ивановича Берга — учёного, координировавшего в Союзе работы в области искусственного интеллекта, бионики, технической кибернетики и структурной лингвистики.
Таратар - Евгений Весник
Профессор Громов - Николай Гринько
Аксель Иванович Берг
По первым 2 повестям в 1980 году режиссёром Константином Бромбергом был снят 3-серийный телефильм «Приключения Электроника».
Режиссёр Константин Бромберг, операторы Константин Апрятин и Александр Полынников на съёмочной площадке фильма «Приключения Электроника»
«Приключения Электроника»
Рэсси - Редчайшая Электронная Собака
И читатели, и зрители сразу же полюбили электронного мальчика. В школах возникли кружки и клубы «Электроник», где подростки проектировали и испытывали роботов. А письма Велтистову приносили буквально мешками — всего он получил их около 80 тысяч!
В 1982 году за сценарий фильма «Приключения Электроника» писателю было присуждено звание лауреата Государственной премии СССР.
Однако книга и фильм принадлежат к совершенно разным эпохам — ведь только через 2 года после выхода в свет повести, в семье будущего руководителя Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок Юрия Владимировича Торсуева появятся на свет близнецы Юра и Володя, будущие экранные Сыроежкин и Электроник.
Действие книги происходит где-то там, при коммунизме, — в мире, где Москва застроена небоскрёбами с садами на крышах, в квартирах — панели с кнопками, генерирующими запахи, плоские экраны телевизоров, над домами снуют воздушные такси, пионер Сыроежкин учится в школе для юных кибернетиков, а профессор Громов звонит дежурному по отделу милиции с просьбой «срочно разыскать в городе мальчика 13 лет по имени Электроник» по видеотелефону.
И основной пафос книги — это пафос грядущего торжества науки с яблонями на Марсе. Время было такое. Время, когда буквально через несколько лет после «бип-бип» спутника, Гагарин сказал: «Поехали!». И люди искренне ждали, что завтра — на Луну, послезавтра — коммунизм, а их дети полетят уже к звёздам.
«Приключения Электроника» с иллюстрациями Евгения Мигунова
В киноверсии же из книг Велтистова пропали 2 вещи: во-первых, из них убрали будущее — время действия было перенесено в настоящее, а во-вторых, начисто исчезла популяризация науки — ей на смену пришли приключения, гонки на мотоциклах, Урри — парень, который может всё и мафиози Стамп, озабоченный поисками «кнопки».
Урри - Николай Караченцов
Стамп - Владимир Басов
А писатель, несмотря на то, что по образованию был чистой воды гуманитарием, как любой хороший журналист, умел «копать информацию». И неплохо разбирался во всех «горячих» темах того времени — ядерная физика, космические исследования, кибернетика, электроника и робототехника. В его книгах была велика именно научно-популярная составляющая (сегодняшние родители даже считают, что математики и физики в них могло бы быть и поменьше).
Среди других произведений Велтистова, имеющих отношение к НФ, повесть о тупике, в который заводит сказочное исполнение желаний «Гум-Гам» (1970): «Обычный советский дошкольник Максим встретился с инопланетным мальчиком по имени Гум-Гам. На его планете любой может творить чудеса с помощью устройства АВТУК (Автоматический универсальный конструктор). Достаточно откусить кусочек лунада и любое желание исполнится. Главное — не задавать вопросов «Почему?», «Зачем?» и «Как?». Но вскоре земные дети понимают, почему на родине Гум-Гама люди скучные и неинтересные, а дети перестали расти — незачем, ведь и так всё есть».
А также сборник повестей-сказок: «Миллион и один день каникул» (1979, первая публикация — журнал «Пионер», 1976) — фантастическая повесть-сказка, рассказывающая о необычайных приключениях 3-х школьников на борту космического корабля «Виктория», попавшего в сферу притяжения «чёрной дыры». И сказка «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985), героями которой стали кролик Одноух и поросёнок Дыркорыл — воспитанники доброго бухгалтера Нехлебова.
А в 1984 году в «Пионерской правде» выходит новая повесть Велтистова «Новые приключения Электроника» («Эл и Элечка», переработана в 1988), в которой наряду с уже знакомыми героями, появляется… робот-девочка — Электроничка.
Первая публикация повести «Новые приключения Электроника» в газете «Пионерская правда» в 1984 году
К фантастике писателя «для взрослых» относятся: повесть о близком будущем «Глоток Солнца. Записки программиста Марта Снегова» (1967), в которой рассказывается о прибытии в Солнечную систему инопланетного звездолёта, управляемого компьютером, и роман «Ноктюрн пустоты» (1988), описывающий заговор империалистов, угрожающих человечеству климатической войной.
Но Велтистов был не только сказочником и фантастом, но и публицистом. Ему принадлежит сборник «Излучать свет: хроника героев и строек от взятия Зимнего до штурма Вселенной» (1975), написанный в соавторстве с женой. А в 1981 году на страницах журнала «Юность» появилась его документальная повесть «Прасковья», посвященная подвигу воронежской колхозницы Прасковьи Щёголевой, в годы Великой Отечественной ценой своей жизни и жизней своих 4-х детей спасшей раненого советского лётчика.
Помимо «Электроника…» и «Рэсси…», были экранизированы ещё 2 произведения автора: «Гум-Гам» (1985) и 5-серийный телефильм по повести «Ноктюрн пустоты» — «Оружие Зевса» (1991).
А ещё, в конце 1980-х гг., Евгений на пару со сценаристом Татьяной Яковлевой написал сценарий для телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита» («Лентелефильм», реж. В. Латышев, 1985) по мотивам повести-сказки Джона Р.Р. Толкина (подробнее — здесь: Полвека без Профессора (часть 1)) «Хоббит, или Туда и обратно».
Шли годы. И Велтистов сменил журналистскую карьеру на партийную, но прежних своих увлечений не забыл, как не забывал и удивительных людей, с которыми его сводила судьба — от Генерального конструктора Сергея Королёва до учёного-физика Сергея Капицы. И именно он посодействовал последнему в создании телецикла научно-популярных передач «Очевидное-невероятное» на Центральном телевидении (1973-2012).
Капица, кстати, назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю — «сказкой, спроецированной на электронный век».
Велтистов стал настоящим чиновником, причём — чиновником на высокой должности. На пике карьеры он занимал должность завотделом ЦК КПСС и курировал Центральное телевидение СССР.
Его партийная карьера развивалась успешно, но далеко не все подчинённые этого огромного роста человека в неизменных роговых очках с репутацией скрытного, въедливого и весьма жёсткого чиновника знали, что в свободное время он пишет сказки.
О своем писательстве сам Евгений Серафимович говорил: «Я заходу в кабинет, сажусь за свой стол, беру ручку, чистый лист бумаги и словно проваливаюсь в свой собственный мир, немного отдыхая от хлопот и забот реального».
И, скорее всего, он имел в виду свой большой служебный кабинет с ковровой дорожкой, коммутатором, перекинутым на секретаршу в приёмной и несколькими телефонными аппаратами на столе, причём один из них, так называемая «вертушка» — с гербом на наборнике.
Последние 16 лет своей жизни Велтистов жил с семьёй в Москве на ул. Алабяна, не переставая заниматься писательством.
Так в 1988 году на страницах журнала «Пионер» появилась повесть «Золотые вёсла времени, или “Уйди-уйди”» — ностальгическая история о фантастическом путешествии в детство писателя.
Скончался Евгений Серафимович Велтистов 1 сентября 1989 года после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен писатель на Троекуровском кладбище (уч. №2, где позднее похоронили и его жену Марту).
Уже после смерти автора, в журнале «Пионер» за 1991 год, была опубликована его повесть об известном хирурге-ортопеде Г.А. Илизарове «Быть человеком».
«Все вопросы решал с ходу, почти не задумываясь», «много интересного принёс на телевидение, предложил ряд творческих новаций» — так характеризовали писателя те, с кем он работал.
Награды и премии:
1982 — Государственная премия СССР — ежегодная премия, вручалась с 1967 по 1991 гг., 2-я по значимости и по размеру денежного вознаграждения (5 000 руб.) премия в СССР после Ленинской. Учреждена Постановлением ЦК КПСС и Совмина Союза ССР 9.09.1966 г. №739 «О Ленинских и Государственных премиях СССР в области науки и техники, литературы и искусства» — «Премия за произведения литературы и искусства для детей», за сценарий многосерийного х/ф «Приключения Электроника» (1979);
1980 — орден Дружбы народов — госнаграда СССР, учреждённая 17.12.1972 г. указом Президиума ВС СССР в ознаменование 50-летия образования СССР. Награждение орденом производилось: за вклад в укрепление дружбы и братского сотрудничества социалистических наций и народностей; за большие трудовые достижения в области народного хозяйства Союза ССР и союзных республик; за заслуги в национально-государственном строительстве СССР; за плодотворную деятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащения культур социалистических наций и народностей, активное участие в воспитании советских людей в духе пролетарского интернационализма, преданности и верности Родине; за особые заслуги в укреплении оборонной мощи СССР; за заслуги в развитии братской дружбы и сотрудничества между народами соцстран, укреплении мира, дружественных отношений между народами. Прекратил существование в 1991 г. с распадом СССР — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады;
орден «Знак Почёта» — госнаграда СССР, учреждённая Постановлением ЦИК СССР 25.11.1935 г. для награждения за достижения в производстве, научно-исследовательской, государственной, социально-культурной, спортивной и иной общественно полезной деятельности. Орденом награждались: граждане СССР; предприятия, учреждения, организации, районы, города и другие населённые пункты. Могли быть награждены и лица, не являющиеся гражданами СССР, а также предприятия, учреждения, организации иностранных государств. Награждение производилось: за высокие производственные показатели в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, связи, торговле, общественном питании, ЖКХ, бытовом обслуживании населения, в др. отраслях народного хозяйства; за достижение высокой производительности труда, улучшение качества продукции, снижение материальных и трудовых затрат, успехи в повышении эффективности общественного производства; за высокие результаты в соцсоревновании по выполнению и перевыполнению плановых заданий; за внедрение в производство новой техники технологии, передового опыта, особо ценные изобретения и рацпредложения; за успехи в научно-исследовательской деятельности; за достижения в области культуры, литературы, искусства, успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, развитии физкультуры и спорта и иной общественно полезной деятельности, подготовке высококвалифицированных кадров, медобслуживании населения; за заслуги в укреплении обороноспособности страны; за плодотворную государственную и общественную деятельность; за заслуги в развитии экономических, научно-технических, культурных и иных связей между СССР и другими государствами; за смелые и находчивые действия, совершённые при спасении жизни людей, охране общественного порядка, в борьбе со стихийными бедствиями и др. проявления гражданской доблести. 22.08.1988 г. был переименован в орден Почёта.
Библиография Е. Велтистова:
«Приключения на дне моря» (1960), «Тяпа, Борька и ракета» (совместно с М. Барановой, 1962), «Электроник — мальчик из чемодана» (повесть-фантазия, 1964), «Железный Рыцарь на Луне» («Железный рыцарь») (1967), «Глоток солнца» (1967), «Гум-Гам» (повесть-сказка, 1970), «Рэсси — неуловимый друг» (повесть-фантазия, 1971), «Излучать свет: Хроника героев и строек от взятия Зимнего до штурма Вселенной» (документальное произведение, с М. Барановой, 1973), «Победитель невозможного» (1975), «Богатыри» (1976), «Миллион и один день каникул» (повесть-сказка, 1976), «Ноктюрн пустоты. Глоток солнца» (1982), «Прасковья» (1983), «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (сказка, 1985), «Новые приключения Электроника» («Пионерская правда», №№66-70, 72-74, 76-77, 79-80, 82-83 за 1984, отдельная книга — 1989), «Золотые вёсла времени, или „Уйди-уйди“» (фант. повесть, «Пионер» №№1-2 за 1988), «Быть человеком» (документальное произведение, «Пионер», №№6-7 за 1991).
Экранизации:
«Приключения Электроника» (3 серии, Одесская киностудия, реж. Константин Бромберг, 1979), «Гум-Гам» («Лентелефильм», реж. Олег Ерышев, 1985), «Оружие Зевса» (по мотивам романа «Ноктюрн пустоты», 5 с., Киностудия им. А.П. Довженко, реж. Николай Засеев-Руденко, 1991).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://audiostories.ru/articles/biografiya-evgeniy-veltistov
https://www.allsoch.ru/veltistov/
https://www.livelib.ru/author/4871-evgenij-veltistov
https://www.litres.ru/author/evgeniy-veltistov/ob-avtore/
https://24smi.org/celebrity/120419-evgenii-veltistov.html
https://pikabu.ru/story/evgeniy_veltistov__sozdatel_yelektronika_10488441
3 комментария
5 месяцев назад
Отлично оформленный пост!
"Приключения Электроника" с иллюстрациями Мигунова - одна из любимейших книг детства.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 месяцев назад
Вот поэтому в СССР было телевидение и интересные передачи, а в России Канделаки и Эрнст с "Домом 2" и прочей пошлятиной.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена