От «Арии» до «Артерии»
60 лет исполняется Сергею Терентьеву
*Осторожно! В посте присутствуют ролики с YouTube!
Советский и российский рок-музыкант, композитор Сергей Владимирович «Теря» Терентьев родился 12 октября 1964 года в г. Гаврилов Посад (Ивановская обл.) . Однако долго там не задержался, и до 13 лет успел пожить в городах Белгород и Александров — семья много переезжала из-за специфики работы отца, пока не осела наконец в подмосковном Загорске (ныне — Сергиев Посад, Московская обл.).
В подростковом возрасте Терентьев увлекся рок-музыкой, особенно ему нравилось творчество группы Deep Purple. Примерно в 15 лет он заинтересовался игрой на гитаре, но даже и не предполагал, что любовь к этому инструменту останется с ним на всю жизнь.
« — На гитаре вы учились играть самостоятельно. Сейчас, в эпоху всевозможных видеоканалов, это легко. А как обучение выглядело в вашем детстве?
— Заочные эстрадные отделения тогда закрыли, так что у меня выбора не было. Купил пособие по импровизации — там было детально расписано, как устроена гитара, где какие ноты на грифе, советы по занятиям, развитию слуха. Когда снимал партии, мучал магнитофон, включал записи на пониженной скорости. Причём надо понимать, что это была уже далеко не первая перезапись с оригиналов. Но такие мучения давали плоды, очень хорошо развивался слух и мозг» (из интервью С. Терентьева Ярославу Махначёв у, газета «Вечерний Барнаул», 27.04.2024).
Окончив ещё в Александрове 8-летнюю школу, Сергей поступил в Загорское художественное училище (ныне — Сергиево-Посадский институт игрушки, филиал Высшей школы народных исскуств/ВШНИ) по специальности «художник-оформитель». Он был (и остаётся) очень творческим человеком, рисовал, занимался резьбой по дереву, а параллельно играл на танцах в ДК в местной группе. Как и большинство гитаристов того времени, Сергей не избежал увлечения западной музыкой, но основу репертуара составляли тогда песни Машины Времени. Так постепенно увлечение переросло в желание стать профессиональным музыкантом.
Но в 1980-е гг. для выступления на профессиональной сцене музыкант должен был иметь документ о музыкальном образовании. И с этой целью в 1985 году Сергей поступил на дирижерско-хоровое отделение Культурно-просветительского училища г. Владимир (ВКПУ, ныне — Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых /ВлГУ). Полученные теоретические музыкальные знания пригодились ему в дальнейшем при сочинении песен и анализе произведений.
Первым профессиональным коллективом Терентьева стала группа Слайды. Именно с этой группой был связан и первый его опыт написания собственных песен.
Затем последовало участие в качестве гитариста одновременно в 2-х московских командах: глэм-рок группе Родмир, исполнявшей свои песни на английском, и Новый Завет, игравшей традиционный хэви-метал, с текстами, посвящёнными религиозно-христианкой тематике.
«— Ваша карьера началась в группе Родмир. Вы записали что-нибудь с этой группой?
— Да, я с ними записал пластинку, которая называется «Wild And Dangerous Girl». Она на английском языке и была записана, если мне память не изменяет, в 1990 году. Хотя на компакт-диске стоят цифры «1994», это сделано для того, чтобы представить материал как новый на тот момент. Сейчас с Сергеем Николаевым, руководителем этой группы, ведутся переговоры, я предложил ему перезаписать этот альбом в свободное от всех остальных дел время, ведь песни там хорошие, а партии вокала на русском языке предложил исполнить Алексею Булгакову, и он согласился...
— После Родмира Вы участвовали в группе Новый Завет. Как Вы попали в этот коллектив?
— Я даже не помню… По-моему, мне позвонил бас-гитарист Сергей Скрипников и предложил принять участие в группе. Мне даже обещали зарплату 300 рублей, а в 1991 году это были существенные деньги, и это повлияло на моё согласие (смеётся).
— Христианский имидж Нового Завета — это действительно то, чего музыканты, в частности, вокалист Вячеслав Горбачёв, придерживались, или это удобный имидж? Такого ведь в то время не было на российской сцене…
— Ну да, у меня были вопросы к Славе по этому поводу, мы много спорили. Я считал, что соответствовать такому названию обязательно и, находя какие-то несоответствия, возмущался.
— Почему Новый Завет распался? Чем сейчас занимаются участники коллектива?
— Я не знаю, я ни разу не получил там зарплату (дружный смех), и буквально перед записью альбома «Апокалипсис» я всех ребят подставил — уехал на гастроли в Китай на полгода с группой Гунеш, где с удовольствием отдохнул и заработал денег. Но для такой «подставы», как видите, были основания» (из интервью С. Терентьева Роману «Maniac» Патрашову и Наталье «Snakeheart» Патрашовой, портал «HeadBanger.ru.», 8.05.2004).
Обе группы большой популярности не имели, денег данная деятельность Сергею не приносила, поэтому в 1992 году он и принял предложение туркменского ВИА, и отправился с ним в тур по КНР, проехав за полгода с гастролями 107 городов!
А затем, уже летом 1994 года, вместе с вокалистом Сергеем Задорой на студии «АРИЯ Records» он записывал альбом «Up to 30» (считающийся, кстати, первым российским инструментальным альбомом в стиле хэви-метал). А в то же самое время «хозяйку» студии — группу Ария — покинул гитарист Сергей «Маврик» Маврин (подробнее — здесь: Маврик. Сегодня отмечает свой 60-летний юбилей Сергей Маврин), и музыканты группы долго буксовали с записью своего нового альбома «Ночь короче дня». И Терентьев, находясь на «арийской» студии, решил предложить им свои услуги. После долгих сомнений «арийцы» решили-таки его прослушать, а позже, в 1995 году, и взять в группу на постоянной основе. Дело в том, что Сергей предложил для альбома свои соло-партии, которые идеально сочетались со стилем игры «штатного» гитариста Арии Владимира «Холста» Холстинина. Возможно, это и сыграло роль.
В составе группы Терентьев проработал 8 лет и принял участие в записи 3-х студийных альбомов: «Ночь короче дня» (1995), «Генератор зла» (1998) и «Химера» (2001). Сергей так же стал и автором 6 песен Арии: «Грязь» (в соавторстве с Валерием Кипеловым), «Дьявольский зной», «Кто ты?», «Я не сошёл с ума», «Машина смерти» и супер-хита «Потерянный рай». Примечательно, что 3 из 6 этих песен на номерных альбомах изданы не были. Помимо этого, гитарист принял участие в записи сборников «Сделано в России» (1996), «Tribute to Harley-Davidson» (1999), «2000 и одна ночь» (1999), «Tribute to Harley-Davidson II» (2001) и «Дальнобойщики-2» (2001).
Первое время, из-за его высокого роста (196 см) коллеги просили Сергея выступать, широко расставив ноги, чтобы остальные музыканты не казались на его фоне слишком маленькими — всё внимание публики он зацикливал на себе. А на фото-сессиях Терентьев или становился на задний план, или даже присаживался.
« — Про ваш большой рост уже много сказано. А при игре на инструменте это плюс или минус?
— Растяжка пальцев широкая, можно позволить себе легко сыграть пентатонику. Зато после 19-го лада на узком пространстве они уже заплетаются, там только 3-я пальцами играю» (из интервью Я. Махначёву).
По мнению музыкальных критиков, игра Сергея привнесла в Арию «мегадетовские» нотки. Особенно это было заметно на жёстком по звучанию альбоме «Генератор зла». Помимо музыкальных идей и гитарной игры Терентьев помогал Холсту и бас-гитаристу и бэк-вокалисту Виталию Дубинину в звукозаписи, а в сборнике «2000 и одна ночь» и вовсе выступил в роли звукоинженера. Принял он в 2001 году участие и в записи видеоклипа «Штиль» совместно с бывшим вокалистом немецкой хэви-группы Accept Удо Диркшнайдером (U.D.O.).
Но 2002 году Терентьев, Кипелов и Александр Манякин по ряду причин Арию покинули, образовав новую группу — Кипелов. В составе этого коллектива Сергей принял участие в записи концертного альбома «Путь наверх» (2003), сведением которого на рекорд-лейбле «Русский хит» он же и занимался, а так же сингла «Вавилон».
До 2003 года музыкант являлся ещё и совладельцем московской студии «R-Sound». Но его компаньон Сергей Рыбин, недовольный плотным гастрольным графиком Кипелова, вскоре предложил Терентьеву занимаемую должность освободить.
Но и в группе Терентьев провёл чуть больше 1 года, затем из-за творческих разногласий с лидером коллектива был вынужден её покинуть. И в 2003 году Сергей организовал свою собственную группу, которая получила название Артерия. Название это никак не связано с кровеносными сосудами, а является составным: слог «Ар-» и окончание «-ия» намекают на одну известную группу, а центральный слог «тер» — составная часть от фамилии самого Терентьева.
После ухода от Кипелова Сергею для новой группы потребовался достойный вокалист. Им стал его старый знакомый — Алексей Булгаков из группы Легион, который предыдущие 10 лет считался одним из лучших рок-вокалистов отечественной сцены.
«— Почему после расставания с группой Кипелов Вы решили работать именно с Алексеем Булгаковым?
— Всех вокалистов, которые могут петь на высоком профессиональном уровне, можно сосчитать по пальцам одной руки. Один из лучших, на мой взгляд, это Алексей. Во всяком случае, я не помню вокалистов с такой мощной подачей и с таким фирменным тембром. В принципе, это редкость. Я его очень давно знаю, я присутствовал при его пробах в Арию, и я всегда думал, что если связать судьбу сольного проекта с вокалистом, это должен быть либо Булгаков, либо Dio (смеётся).
— Трудно ли было уговорить Алексея присоединиться к Вам?
— Как ни странно, нет. Было полное взаимопонимание по этому вопросу, он сразу согласился и даже не брал время на размышление. Обычно принято кокетничать, набивать себе цену, но этого не случилось, так как Алексей — человек простой и открытый. Разумеется, я показал ему свой музыкальный материал, он ему понравился, и мы сразу приступили к работе» (из интервью порталу «HeadBanger.ru.»).
Результатом совместной работы Сергея и Алексея стало переиздание 1-го сольника Терентьева «Up To Thirty». Альбом этот был переиздан в 2004 году под названием «30+3+infinity», и включил в себя 3 бонус-трека: «Потерянный Рай», «Кто ты?» (эти 2 песни Сергей написал и записал ещё с Арией в 1999 году, но для нового диска композиции были переписаны заново и с вокалом Булгакова), а так же абсолютно новую песню «Звёзды легли на дно», текст к которой написал поэт Александр Елин.
«— Почему Вы решили переписать именно «Потерянный Рай» или «Кто ты?», а не какие-либо другие Ваши песни, сыгранные Арией? И почему «Кто ты?» никогда не игралась живьём даже с группой Кипелов?
— Дело в том, что медленных песен всегда было более чем достаточно для концертной программы, и исполнялись на концертах только раскрученные песни. К концу нашего сотрудничества в Арии практически все «кипеловские» и мои песни были выброшены из репертуара, за исключением «Потерянного рая». Это одна из тенденций, которые легли в основу развала Арии, я так думаю. А почему именно эти песни решено было записать заново? Единственная причина — эти песни в своем оригинальном варианте не устраивали меня по звучанию» » (из интервью порталу «HeadBanger.ru.»).
В начале 2004 года в группу на место барабанщика пришёл Сергей Еранов (Легион), а бас-гитаристом коллектива стал Роберт Бойм (ex-Betrayer).
Но в июне того же года, без каких-либо видимых конфликтных ситуаций, Булгаков заявил, что их дальнейшее сотрудничество невозможно, и ушёл, прихватив с собой заодно и Еранова. Не зная, что ему делать в данной ситуации, от дальнейшей работы отказался и Бойм.
Но уже в июле на вакантное место бас-гитариста приходит Николай Коршунов (ех-Томкэт). Новым барабанщиком становится Алексей Барзилович (ех-Валькирия), а на место 2-го гитариста был приглашён молодой музыкант Вячеслав Селин. Новым вокалистом группы становиться Сергей Луганский (ех-Магнит).
Однако, несмотря на впечатляющие результаты совместной работы, сотрудничество с Луганским не сложилось, и уже в сентябре, прослушав множество претендентов, Терентьев остановил свой выбор на Андрее Храмове (ех-Химера, Магнат, Green Town).
Но уже в начале ноября того же года стало известно, что Храмов не сможет продолжать своё участие в группе по причине нездоровья, и новым вокалистом становится Сергей Сергеев (эх-Shadow Host).
Дебютный альбом Артерии под лейблом «CD-Maximum» , ещё с вокалом Булгакова, — «Лети на свет» — вышел 3 октября 2005 года. А в конце того же года «CD-Maximum» переиздаёт его с полноценным буклетом и 2-я бонус-треками, которые спел уже Сергеев.
Летом 2006 года «CD-Maximum» издает и следующий альбом группы — «В поисках новой жизни» — альбом ремейков песен «арийского» периода, автором которых был Терентьев.
Но вскоре после выпуска этого альбома из группы был уволен Барзилович. Новым барабанщиком Артерии стал Сергей Кутаев (ex-Shadow Host).
Состав Артерии вообще часто менялся, но лишь Терентьев оставался его бессменным участником.
« — А всё-таки, почему в Артерии такая кадровая текучка? За все годы сменилось 11 музыкантов и 7 вокалистов.
— Многое определяют деньги. Когда ожидания начинают расходиться с реальностью, людям становится неинтересно, начинаются конфликты. Бывшие участники получали свою порцию пиара и покидали группу, кто-то благодаря этому находил учеников, кто-то отправлялся в свободное плавание. Я стойкий, всё это терплю.
— Не тяжело?
— Когда-нибудь, наверное, устану. Но пока шевелюсь» (из интервью Я. Махначёву).
По признаниям Терентьева, на его гитарную игру большое влияние оказали такие маститые гитаристы, как Джо Сатриани, Джон Петруччи и Стив Вай. В коллекции Сергея не так много электрогитар, как он, наверняка, хотел бы. Часто на концертах и в студии его можно увидеть с Gibson Les Paul Standard 1974 года, так же в его арсенале американский Dean Explorer Time Capsule Z , Jackson Randy Rhoads 1990 года, ESP Horison 1990 года, корейская полуакустическая гитара Vox HD 87, мастеровая 7-струнная электрогитара и японский Edwards Les Paul.
С 2006 года Сергей вместе с Артерией стал работать ещё и над проектом «Династия посвящённых» группы Margenta рок-поэтессы Маргариты Пушкиной (подробнее — здесь: Арии Маргенты), композитором которого стал Сергей Скрипников (бывший коллега Терентьева по Новому Завету). Продюсером же проекта Пушкина назначает именно Сергея. Через 9 месяцев работа над очень сложным и несвойственным российской рок-музыке проектом была окончена.
Артерия же, изредка давая концерты, была так поглощена работой над «ДП», что почти на год отодвинула выпуск своего очередного альбома. Его релиз был назначен на июнь 2007 года.
Но 24 мая 2007 года Терентьев на своем автомобиле «Toyota» сбил девушку. С места происшествия он не скрылся, и даже пытался оказать помощь пострадавшей, но всё было тщетно — девушка скончалась до приезда «скорой помощи».
«В понедельник, 3 сентября, Мосгорсуд решил, что известный музыкант проведёт в колонии-поселении 4 года.
Напомним, что трагическое ДТП с участием 42-летнего гитариста Сергея Терентьева произошло в мае на улице Константина Царёва. По мнению стороны обвинения, 19-летняя студентка Татьяна Королёва вместе со своей матерью переходила дорогу на пешеходном переходе, дождавшись зелёного света светофора. В этот момент на дороге появилась «Тойота-Камри», за рулём которой сидел Терентьев. Иномарка сбила девушку насмерть. Однако Сергей утверждал, что он ехал на разрешающий сигнал светофора, а студентка внезапно выскочила из-за стоявшего в пробке на встречной полосе автомобиля.
По словам адвоката Аниты Федосовой, следствие по делу было проведено неполно: не было авто-технической экспертизы, следственного эксперимента и т.д. А приговор Савеловского суда был вынесен лишь на основании показаний матери погибшей и свидетеля, который сам заявил, что он не видел сам момента столкновения.
Мосгорсуд снизил срок наказания, но адвокат Терентьева намеревается подавать на обжалование и добиться отмены приговора. Между тем пока музыкант находится в следственном изоляторе» (газета «Московский Комсомолец» от 05.09.07).
Суд приговорил музыканта к 5-и годам лишения свободы (в результате пересмотра дела срок был снижен до 4-х лет), с лишением права управлять автомобилем на 3 года, а так же обязал выплатить семье пострадавшей 1,9 млн. рублей. Сергея арестовали в зале суда, а он попросил прощения у семьи погибшей, но заявил, что ПДД он не нарушал. Отбывал наказание Терентьев в колонии-поселении.
« — Сергей Владимирович, не могу всё-таки не спросить про события 2007 года. Сильно они вас изменили?
— Конечно, без изменений никто не остался. Урывками я мог там играть на гитаре, репетировать. Когда ты на хорошем счету, получаешь преференции. Я отвечал за актовый зал, заведовал его хозяйством. Даже умудрялся что-то своё там делать. Песня «Боль» записана именно там.
— В колонии хэви-метал слушают?
— «Я свободен» в каждой камере точно звучала» (из интервью Я. Махначёву).
Тем временем, в январе 2008 года, для создания собственного проекта, Артерию покинули Селин и Сергеев. В июне того же года группу оставил и басист Коршунов. Его место занял бас-гитарист Юрий Макаров, а очередным новым вокалистом стал Андрей Волков.
И после освобождения Сергей возобновил активную деятельность группы, записав и издав в 2014 году альбом «2014», который включал в себя песни, сочинённые и записанные группой в период с 2009 по 2014 гг.
Терентьев поддерживает дружеские отношения с бывшими «арийцами» — Кипеловым, Мавриным, Удаловым, даёт интервью, выступает на концертах Артерии, пишет новый материал, занимается аранжировками и продюсированием. Помимо Артерии он играл на записи альбомов групп друзей-музыкантов: Hellraiser, Куприянов, Виконт и др.
Кстати, с той самой студией «Ария-рекордс» в жизни Терентьева связано и ещё одно знаменательное событие: спустя 2 года после знакомства там с «арийцами», в 1996 году, он познакомился там же с выпускницей Государственного музыкального эстрадно-джазового училища по классу «эстрадное пение» Натальей «Glossy» Льяновой, пришедшей на студию озвучивать образовательный курс для детей. Следующий раз судьба свела их в этой же студии в 2000 году, и именно эта встреча стала судьбоносной.
В феврале 2008 года молодые люди поженились. Сергея и Наталью связывают не только брачные узы, но и творчество: GT/GlossyTeria — новый проект, который создал Терентьев. Glossy — автор текстов и музыки, вокалистка и бэк-вокалистка группы.
GlossyTeria
В начале 2017 года очередным вокалистом Артерии стал Иван Жерновков, с которым был записан их 4-й полноформатный студийный альбом «Знаки». В декабре 2018 года группа презентует новый альбом, и в начале следующего года отправляются в тур в его поддержку.
Затем, 13 апреля 2019 года в Москве состоялся большой концерт-презентация «Знаков», приуроченный также и к 15-летию группы. К выступлению были привлечены бывшие участники Артерии, а также друзья группы: Эдуард Шаронов, Андрей Волков, Валерий Кипелов, Вячеслав Молчанов, Андрей Кустарёв и другие. До конца 2019 года несколько видео с этого концерта были опубликованы на официальном ютуб-канале Артерии.
С июня 2019 по январь 2020 года находился в работе д/ф об Артерии, релиз которого был запланирован на конец 2020 года, но выпуск был отложен из-за подготовки большого концертного альбома.
Релиз концертного альбома «ZNAKI LIVE» состоялся 25 января 2021 года.
« — На концертах, что бы вы ни играли, публике больше заходят те песни, которые вы написали для Арии. Не надоедает?
— Нет. Это обязательная программа, своего рода часть райдера. Да и мне они нравятся» (из интервью Я. Махначёву).
Сергей Терентьев очень разноплановый музыкант, он не только отличный гитарист, но и замечательный аранжировщик, звукорежиссёр, и, по словам его друзей — душевный человек.
А ещё он прост в общении — никакой звёздной болезни, обыкновенный (и всё-таки не совсем обыкновенный) человек.
Дискография С. Терентьева:
В составе группы Rodmir: «Wild & Dangerous Girl» (1994, запись 1990).
Сольно: «Up to 30» (1994), «30+3+Infinity» (2004).
В составе группы Ария: «Ночь короче дня» (1995), «Сделано в России» (1996), «Генератор зла» (1998), «Tribute to Harley-Davidson» (1999), «2000 и одна ночь» (1999), «Потерянный рай» (2000), «Tribute to Harley-Davidson II» (2001), «Дальнобойщики-2» (2001), «Химера» (2001), «Штиль» (2002), «В поисках новой жертвы» (2003), «Легенды русского рока-2» (2003), «Беспечный ангел» (2004), «30 (1985-2015)» (2016), «30 лет! Юбилейный концерт» (2016).
В составе группы Hellraiser: «03» (1997).
В составе группы Кипелов: «Путь наверх» (2003), «Вавилон» (2004), «X лет. Крокус Сити Холл» (2013).
В составе группы Артерия: «Лети на свет» (2005), «В поисках новой жизни» (2006), «5 Баллов» (2011), «2014» (2014), «Знаки» (2018), «Жизнь — игра» (мини-альбом, 2020).
Совместно с группой R.D.: «Карусель эпох» (2006).
Совместно с проектом Margenta: «Династия посвящённых» (2007), «Цветок майорана» (2010).
Совместно с проектом GlossyTeria: «GlossyTeria» (2010), «Точка невозврата» (2010).
Совместно с И. Куприяновым: «50:35» (2011).
Совместно с группой Виконт: «Не покоряйся судьбе!» (2012), «Арийская Русь /Ч.2» (2015).
Совместно с группой Алексеевская площадь: «Всё повторится вновь» (2017).
Видеография:
В составе группы Ария: «Возьми моё сердце» (видеоклип, 1995), «Сделано в России» (видеоальбом, 1998), «Отшельник» (видеоклип, 1998), «Грязь» (видеоклип, 1998), «Беспечный ангел» (видеоклип, 2000), «Потерянный рай» (видеоклип, 2000), «Штиль» (с У. Диркшнайдером, видеоклип, 2001), «Осколок льда» (видеоклип, 2002), «30 лет! Юбилейный концерт» (видеоальбом, 2016)
В составе группы Кипелов: «Путь наверх» (видеоальбом, 2003), «Я свободен!» (видеоклип, 2003), «X лет. Крокус Сити Холл» (видеоальбом, 2013).
Совместно с И. Куприяновым: «50:35» (видеоальбом, 2011).
В составе группы Артерия: «5 баллов» (видеоальбом на DVD, 2010), «Падает небо» (видеоклип, 2016), «Номер один» (видеоклип, 2019), «Бег по кругу» (видеоклип, 2019), «ZNAKI LIVE» (концертный видеоальбом, 2021).
Источники:
https://dzen.ru/a/X7qtDZNTjDA5nf9l
https://www.kp.ru/daily/24353/540767/
https://www.kp.ru/daily/24352/540331/
https://web.archive.org/web/20110307080649/http://www.mastersland.com/content/view/1194/41
https://headbanger.ru/interviews/358
https://fb.ru/article/219150/sergey-terentev-biografiya-foto
2 комментария
4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 месяца назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена