Историк Алексей Исаев: «Война – это не футбольный матч, где считают очки»
Сегодня День Победы. Каждый год по этому поводу в обществе разгораются острые дискуссии, в том числе и о потерях нашей страны во время Великой отечественной войны.
Портал KM.RU предлагает читателям интервью с одним из самых авторитетных историков нашей страны Алексеем Исаевым, который отвечает на вопросы, связанные с темой «цена победы».
Не надо думать, что обороняющийся всегда в выигрышном положении
- Самый тяжелый период - это начало войны, до октября 1941 года. Красная армия несколько раз попадала в окружение, все знаю о Киевском котле, Брянском, Вяземском, Уманском и других. В этот период потери были 10 к 1, то есть десять наших за одного немца.
Но в дальнейшем ситуация улучшалась: Московская битва и кампания 1942 года велась при соотношении четыре к одному. Зимой 1943-44 годов мы перешли к маневренным операциям, произошел радикальный перелом и с лета 1944 года стало совсем хорошо. Это уже была стратегия сокрушения противника.
Отдельно скажу о Сталинграде. На самом деле Сталинградская битва – очень долгая, она началась 17 июля 1942 года. В окружение у нас попали части сил 62 армии в Большой излучине Дона, было поражение пехоты 3 танковой армии. В сентябре 1942 года у нас серьезные потери, по моим оценкам, не менее трех, а то и четырех красноармейцев за одного немца. Сражение к северу Сталинграда было неблагоприятно для Красной армии, ведь у немцев было превосходство в тяжелой артиллерии.
Впрочем, если брать весь период, то получим среднюю температуру по больнице. Поэтому правильнее посмотреть потери при разгроме котла, в котором находились немцы. Здесь мы теряли вдвое-втрое меньше противника.
Теперь переходим к Курской дуге. Курская битва началаcь с операции «Цитадель» и длилась вплоть до освобождения Харькова. Кстати, не надо думать, что обороняющийся всегда в выигрышном положении, это очень упрощенный взгляд считать, что одни идут в полный рост, а другие их косят из пулеметов.
Когда немцы наступали, пытаясь окружить наш Курский выступ, было один к одному на центральном фронте, и два немца за одного красноармейца под Белгородом. Под Прохоровкой соотношение неудачно для нас, но потом за счет ошибок немцев мы выправили потери. А когда Красная армия перешла в наступление соотношение оценивается как два, три, а в некоторых худших случаях даже и четыре наших за одного военнослужащего противника.
Берлинская операция была очевидным успехом Красной армии во всех смыслах
Заплатив кровью сегодня, можно выиграть завтра, то есть вопрос потерь не простой и соотношение нелинейно. Это не очки на футбольном матче. В апреле-мае 1944 года Красная армия разгромила немцев в Крыму, и тут уже мы потеряли в четыре раза меньше противника.
В 1944 году были и котлы, в которых немцы попадали, и с тяжелыми потерями выходили из окружения. Правда, считать соотношение здесь затруднительно, поскольку немцы утратили множество своих документов, но были эпизоды, когда немцев косили при минимальных потерях с нашей стороны. На тактическом уровне противник мог терять и в десять, и в двадцать раз больше частей Красной армии.
При Балатоне, а это 1945 год, мы и наступая, и обороняясь, наносили урон противнику больше, чем он нам. Тут сказывался и фактор утраты морального духа венграми. Они воевали хуже.
И, наконец, Берлинская операция была очевидным успехом Красной армии во всех смыслах. Потери немцев намного превосходили наши, в три-четыре раза, хотя точный подсчет затруднен опять же из-за утраты немецких документов.
Подводя итог всем потерям за всю войну, имеем соотношение 1,5-1,7 наших за одного немца. Все же нельзя говорить, что потери были равными.
Когда говорят, что потери у Красной армии были значительно больше, например, называют цифру два к одному, то учитывают еще и смертность в плену. Но известно же, что в немецких концлагерях была огромная смертность пленных, а пленные немцы в СССР еще потом участвовали в восстановлении народного хозяйства нашей страны, то есть они остались живы.
Интервью подготовил Дионис Каптарь
Источник:
59 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
А всякие фины - румыны? А когда прибалтийских эсэсовцев, галичину или власовцев с полицаями валили кому потери записали, гитлеровцам или СССР? СССР за себя пленных воевать не заставлял, это немцы наших пленных голодом морили чтобы они в хиви, в полицаи или во власовцы шли.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Просто многие советские солдаты ненавидели Сталина, особенно это касалось регионов, которые сильнее всего пострадали от коллективизации и репрессий. У советской власти было много врагов поэтому охотно шли за немцев воевать.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена