Блеск и нищета современной России
Анализ экспертов российского офиса Всемирного банка показал, что процесс сокращения неравенства в России замедляется, а скоро и вовсе сойдет на нет. Но по мнению социологов, ничего в этом удивительного нет, такой тренд наблюдается в глобальной экономике в целом.
Насколько разнородна наша страна демонстрируют следующие соотношения: по размерам валового регионального продукта (ВРП) Москва аналогична Нидерландам, Магаданская область — Гонконгу, а Чечня - Конго. Это отголоски наследия СССР, а также следствие высокой безработицы, считают в ВБ. Кроме того, вопрос стоит так остро еще и потому, что азиатская часть страны больше, в то время как европейская заселена более плотно.
Неоднородная неоднородность
Отметим, что регионы России по социально-экономическому развитию принято разделять на субъекты-локомотивы и субъекты-доноры, а само пространственное неравенство связывают с различным уровнем развитости региональных экономик. Очевидно, что регионы, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых, по ВРП существенно опережают менее удачливых "коллег", а для выравнивания ситуации государство использует инструменты дотаций и субсидий, а также налоговые льготы.
Тем не менее, в отчете экспертов Всемирного Банка, которыми руководил ведущий экономист ВБ по России Апурва Санги, отмечается, что куда большую неоднородность можно обнаружить, заглянув, например, "внутрь" самого богатого субъекта страны.
"Свыше 90% неравенства носит внутрирегиональный характер, что согласуется с выводом о том, что внутрирегиональное неравенство, как правило, выше, чем межрегиональное. Но этот показатель в России заметно вырос по сравнению с прошлым десятилетием", - указал Апурва Санги.
В исследовании подчеркивается, что неравенство в бедных регионах ниже, чем для наиболее богатых. Так, "индекс Джини" (соотношение доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых жителей территории), например, во Владимирской области составляет 0,28, а в Москве - более 0,4. То есть в столице уровень дохода самых бедных и самых богатых жителей отличается в 40 раз.
Отсюда эксперты ВБ делают вывод о том, что большая часть бедных сосредоточена именно в самых богатых регионах, пусть этот показатель и ниже в долевом отношении. Так, в неразвитых областях общая численность бедных домохозяйств ниже соответствующего показателя в "городах-миллионниках", Москве и Санкт-Петербурге.
Этот вывод позволил ВБ предположить, что усиление транспортной связанности позволит усилить не только экономические показатели страны в целом, но и поможет в борьбе с неравенством. Рекомендации экспертной группы очевидны: акцентировать внимание не на поддержке удаленных регионов, а вплотную заняться так называемой "центральной бедностью". Кроме того, эксперты указывают на необходимость развития южных регионов и отмечают риски местных налоговых льгот.
А как у других?
Согласно статистике, высокий уровень неравенства больше характерен для развивающихся стран, в то время как в "первом эшелоне" индекс Джини относительно низок. Например, в таких европейских странах как Словения Дания, Норвегия, Швеция этот показатель составляет около 0,3. В Японии, Германии, Франции, Португалии - 0,35.
Наша страна в группе с Венесуэлой, Бразилией, Гватемалой, Намибией, Сальвадором, Боливией, и Гаити (0,45 до 0,55). Кстати, к последней группе относится и США, и эксперты связывают нахождение крупнейшей экономики в "компании" с развивающимися рынками эффективностью методов борьбы с неравенством, проводимыми в государстве.
При этом социальное неравенство, как явление, неизбежно как для развитых стран, так и для развивающихся рынков, отмечают социологи. Более того, рост неравенства – общемировой тренд, рассказал "Царьграду" социолог, эксперт исследовательского центра "Дискурс" Роман Кузнецов. По его словам, в настоящий момент за счет развития технологий рынок труда обесценивается. При этом средства производства сосредоточены в руках собственников бизнеса, прибыль которых с автоматизацией процессов растет, а заработная плата работников стоит на месте. "Это явление особенно заметно в России, где довольно часто случаются экономические кризисы", - добавил господин Кузнецов.
Почему это важно?
Социальное неравенство граждан негативно влияет на экономическое развитие страны, уверены экономисты. Например, ученые австралийского Университета Дикина не так давно опровергли расхожее мнение, что неравенство мотивирует бедных зарабатывать больше. Вовсе нет, выяснили специалисты.
"Наше исследование охватывает 21 страну Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и временный диапазон более 100 лет. Мы пришли к выводу, что неравенство доходов ограничивает граждан, а не стимулирует их зарабатывать больше, получать образование или развивать собственный бизнес", - отметили ученые. Их выводы базируются на сравнениях динамики роста количества патентов на изобретения и индекс Джини в странах ОЭСР.
Не в трансфертах дело
Еще один любопытный вывод ВБ касается факторов неравенства в России. В настоящий момент разрыв между бедными и богатыми связан с разницей в доходах, а не трансфертах из бюджета, заключили экономисты.
Отметим, что снижение социального неравенства фигурирует среди национальных целей развития на ближайшие шесть лет, поставленных президентом России Владимиром Путиным. В этой связи особую важность приобретает система межбюджетных трансфертов, которую планируется некоторым образом модернизировать.
Власти хотят осуществить переход к формированию модельного бюджета. Такой подход подразумевает использование расчетных уровней доходов, исходя из налогового потенциала субъекта, а также расходов, рассчитанных по средним показателям регионов. Это будет способствовать сокращению существующего разрыва в уровне жизни в различных областях, в городах и селах, считают власти.
По мнению экономистов, это лишь один шаг из целой системы мер по выравниванию ситуации с доходами населения. Более того, без пересмотра экономической парадигмы это негативное явление не преодолеть.
По словам социолога Романа Кузнецова, грядущая пенсионная реформа, связанная с изменением сроком ухода на заслуженный отдых, не учитывает новые реалии рынка труда, связанные с развитием мобильных технологий и других технических возможностей. В настоящий момент в реальном секторе занята лишь малая доля трудящихся граждан, остальной "штат" – надстройка, указал эксперт. Процесс обесценения рабочей силы идет, и он будет продолжаться. Если мы посмотрим на динамику заработной платы за последние 5 лет, то увидим, что, например, в Москве, она почти не менялась, в то время как цены выросли в 2-3 раза, отметил социолог.
При этом "никто не хочет менять рыночную парадигму", подчеркивает Кузнецов. По его словам, люди не склонны отказываться от устойчивых социальных отношений. Даже в условиях, когда прежняя идеология перестала работать, признаков появления новой не наблюдается, считает социолог. Альтернативной экономической теории нет, и элиты молчат, заключил эксперт.
0 комментариев