Православные священники о Сталине
Анатолий Кульгавов
Приведём высказывания видных православных священников о И. В. Сталине, расположив их в том порядке, в котором они были сказаны по времени, уточнив при этом и сопутствующие им исторические и житейские обстоятельства.
Эту замечательную речь произнёс в 1947м году Митрополит Гор Ливанский Илия Карам во время своего официального визита в СССР:
«Народ ваш – народ Богоносец! Вся история земли Российской свидетельствует нам о том, что в тяжёлые эпохи внутренних смут, а также во время нашествия иноплеменников, благородный и великий Русский народ прибегал к Божией помощи, дабы сохранить в целости города и веси и широко раскинутые пределы земли Российской. Не раз гордые и дерзкие враги в лице Чингисхана, Тамерлана, Карла Двенадцатого, Наполеона пытались завладеть Русской землёй и поработить её народ, не раз орошалась православная земля кровью её верных сынов, но всё это не сломило народной силы, не уничтожило веры в правоту защищаемых народом принципов. Все эти попытки поработить Русский народ, навязать ему другие государственные идеи, другую веру ни к чему не привели.
Гитлер со всеми своими полчищами, наёмниками и техникой ничего не смог сделать с Русским народом. Под гениальным водительством своего верховного вождя Иосифа Виссарионовича Сталина и его доблестных генералов, народ-исполин разгромил германские полчища, изгнал врага из пределов своей Родины и, усеяв вражьими трупами бесконечные Российские просторы, - водрузил победоносное Русское знамя в самом сердце Германской столицы – на Рейхстаге!
И в данном случае вера в Бога поддержала многострадальный Русский народ на его кровавом крестном пути. И ваше доблестное правительство отметило блестящую и полезную работу духовенства в самые тяжёлые часы военной страды.
Я считаю себя счастливым, находясь в Москве – наследнице Православия, полученного от Византии. Да! Я счастлив! И это не удивительно!
Наши предки, взирая на великие и славные деяния Русского народа, - всегда восхищались ими… Мы знаем и верим, что Русский народ, сплотившись вокруг своих вождей и под верховным водительством мудрого и любимого Иосифа Виссарионовича Сталина, - достиг и достигнет небывалого ещё в мировой истории могущества и расцвета.
Мы твёрдо верим, что ваша Святая Церковь наслаждается полным миром и спокойствием, с каждым днём развивая всё более и более свою многополезную деятельность на церковно-общественной ниве. И всё это она может делать, благодаря чуткому, внимательному отношению к ней со стороны Советского Правительства. А посему мы будем молить Всевышнего, дабы Он сохранил это Правительство и его Главу – Иосифа Виссарионовича Сталина, а также весь богоспасаемый Русский народ на многие, многие и многие лета!!!»
Обратимся за пояснениями к книге современного православного публициста Константина Юрьевича Душенова «Кто против нас?», вышедшей в 2013м году, в Москве, в издательстве «Алгоритм». Говоря о Ливанском Митрополите Илие, К. Ю. Душенов в частности отмечает:
«Когда началась Великая Отечественная Война, митрополит решил уйти в затвор и просить Матерь Божию открыть ему, чем можно помочь России.
Через трое суток ему в огненном столпе явилась Пресвятая Богородица и объявила, что нужно сделать для победы. «По всей стране должны быть открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии, - повелела Она, - Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрьм, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда – сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную Икону Казанской Божией Матери и обнесут её крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу тоже нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
Владыка передал всё, что ему было открыто, представителям Русской Церкви и Советского Правительства. После победы, осенью 1947го года, по официальному приглашению властей митрополит Илия прибыл в Советский Союз. После литургии 23го ноября он сказал, обращаясь к москвичам:
«Я много слышал о великом верующем Русском народе, но только теперь своими собственными глазами убедился, как велика вера у Русского народа, как он любит Бога, с каким усердием он молится в Церкви. Я много знал о великом Русском народе и его Церкви и теперь лично убедился, что Русская Православная Церковь является величайшей Церковью Православия. Я буду просить Господа Бога, чтобы Он благословлял и в дальнейшем Русский народ. Господь Бог благословляет Русский народ так же, как когда-то благословил Авраама. Русский народ является как бы народом Святой Земли и землю Русскую можно сравнить со Святой Палестинской Землёй».
Митрополит Илия отошёл ко Господу 27го июня 1979го года».
В 1953м году, после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, его отпевал тогдашний патриарх Алексий Первый (Симанский), который перед отпеванием сказал: «Великого вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила, великая общественная сила, в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководствовался в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал взор великого Вождя… Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума».
А вот, что К. Ю. Душенов пишет в той же самой книге о судьбе священника Дмитрия Дудко:«Священник Дмитрий Дудко родился в 1922м году в семье крестьянина. Отец – Сергей Ермолаевич Дудко – был арестован в 1937м году за отказ вступить в колхоз. Мать – Елизавета Никаноровна Дудко – воспитывала четырёх детей: Дмитрия, Владимира, Николая и Матрёну. В 1941 – 1943 годах находился на оккупированной территории. В 1943м году был призван в Красную Армию, воевал. В 1944м году был комиссован после ранения и перенесённой болезни (тифа).
В 1945м году поступил в Московскую духовную семинарию. После её окончания переведён в духовную академию. 20го января 1948го года был арестован и приговорён к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах по статье 58 – 10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда). В 1956м году освобождён. Был восстановлен в академии, окончил её в 1960м году и рукоположен в священники. Служил в Московском храме Петра и Павла. В 1963м году храм был закрыт и взорван. Дмитрий Дудко был переведён служить в храм Святителя Николая на Преображенском кладбище.
В 1973м году «за нарушение церковной дисциплины», а точнее за его проповеди, о. Дмитрию запретили служить. Через четыре месяца запрещение было снято, а о. Дмитрий направлен священником в Московскую область. 15го января 1980го года о. Дмитрий был вновь арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В 1981м году уголовное дело против о. Дмитрия было закрыто. В статье «Запад ищет сенсаций», опубликованной в газете «Известия», о. Дмитрий заявил, что никогда не выступал против Советской Власти, а как вященний лишь вёл борьбу с безбожием.
Скончался 28го июня 2004го года».
От себя добавим к вышесказанному ещё один факт. Священник Дмитрий Дудко с самых первых дней создания газеты «Завтра», которая начинала свою деятельность как ярко выраженное оппозиционное к ельцинскому режиму издание, и до последних дней своей земной жизни являлся духовником этой газеты. Кстати, газета «Завтра» была – по крайней мере, в ту пору – единственной в России газетой, имевшей своего духовника. Более поздние метаморфозы этой газеты и её редактора А. Проханова, так же, как и их (и газеты, и её редактора) сегодняшнее, мягко говоря, более чем странное поведение – это уже отдельная тема, далеко выходящая за рамки настоящей публикации, которой мы здесь не будем касаться.
А вот какие замечательные слова сказал сам о. Дмитрий Дудко в 1995м году:
«У нас в России подвергаются осуждению те, кто имеют государственное направление. Государственность причисляется к какому-то пороку, преступлению. Так осудили государственника Ивана Грозного, расширившего границы России, обвинив его в жестокости. Так же осудили святого Иосифа Волоцкого, победившего ересь жидовствующих и надолго удержавшего разброд России.
Теперь вот настало время реабилитировать Сталина. Впрочем, не его только, но само понятие государственности. Сегодня мы сами воочию можем увидеть, какое преступление есть безгосударственность и какое благо – государственность! Как ни кричат, что в советское время много погибло в лагерях, но сколько гибнет сейчас – безнаказанно, безвестно? Ни в какое сравнение не идёт та гибель. Весь ограбленный и обманутый народ теперь вздыхает: был бы Сталин, не было б такой разрухи!
Но эта реабилитация, так сказать с человеческой точки зрения, а я скажу - с духовной, поскольку я священник. Начну сразу с вопроса. Что лучше – «деспотизм» сталинских времён или демократия нашего времени? Нет, господа, перед жестокостью демократии бледнеет всякий деспотизм. Скажите, когда было больше обездоленных, заключённых, когда преступность и безнравственность имела такую свободу на улицах и на телевидении, в печати? Когда ещё, в какие времена, весь народ, за исключением немногих, сидел на голодном пайке? Когда и какие правители с таким цинизмом, как теперь, разрушали собственную экономику в угоду более сильному соседу?
Но как сообразовать сталинизм с христианскими понятиями, спросят у меня? Ведь при сталинском деспотизме всё было опутано атеизмом. Атеизм был везде и всюду. Но, видимо, не случайно философ Н. Бердяев говорил: атеизм – это дверь к Богу с чёрного хода. И мы сейчас видим, как многие атеисты стали по-настоящему верующими.
Я никогда не забуду, как один высокопоставленный коммунист мне сказал, что, хотя он и атеист, но воспитан на православной традиции. Да, как ни покажется странным, но в русском атеизме-социализме есть и православная традиция, поэтому коммунистическое движение в России вписывается в русскую историю. Это часть нашей истории, которую не вычеркнуть. А вот будет ли сегодняшняя демократия частью нашей истории? Ведь она, не посоветовавшись с Западом, ничего не предпринимает? Это чуждое явление для России!
Сталин был деспот, да, но он был ближе к Богу. Наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождём. К ним присоединялись и другие, такие как крупный учёный и богослов, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным.
Да, Сталин нам дан Богом! Он создал такую державу, которую сколько ни разваливают, а не могут до конца развалить. Даже поверженной, её боятся хвалёные капиталистические страны.
Есть у Сталина такое выражение: «Прошлое принадлежит Богу». Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники.
Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.
«Чур, перекрестись…» - да, это я слышу. Кому кланяешься, мол, не антихристу ли?
А вот вам я задам вопрос. Антихрист придёт от атеистов или верующих? В том-то и дело, что от верующих, на Библии будет клясться. Поэтому я утверждаю по Евангелию: один сказал «пойду» и не пошёл, другой сказал «не пойду», но пошёл.
Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек. Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, вечную память. Не случайно он учился в Духовной Семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему её обрести. А мы этого не понимаем… Но самое главное всё-таки, что Сталин по-отечески заботился о России. И поэтому Сталин, по крайней мере для меня, законным образом стоит рядом с Суворовым…».
Источник:
26 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Только это ты умеешь делать. Читать тошно.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
От куда человек брал столько сил, от куда обычный человек взял столько таланта.
Скала, кремень, но скала не неживая, а как раз живая вершина Духа не побеждаемого, Жизнью поправшего смерть.
Мнение Святителя Луки о И.В. Джугашвили на одной стороне весов, а на другой что? Матрасоё... Шендеровичи, Сванидзы, Млечины, Навальные, Ходорковские, Мошонкобойцы Павленские и Пуськи?
По плодам принесенным узнаете что добро, а что зло.
Или тысячи спасенных реальных жизней или уточки Ходорковского-Навального, оттраханный матрас, прибитая к мостовой мошонка, и рисунок члена на мосту...
Выбор именно такой.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена