Изъять дары Прометея
Скриншот с сайта фотобанка alamy.com, который предлагает приобрести различные виды лицензий для использования фотографии Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом».
Мне как человеку, достаточно глубоко погруженному в современное информационное пространство, уже довольно давно не давал покоя вопрос о праве использования и распространения информации. То есть, с одной стороны, эта область достаточно хорошо изучена и формализована, но, с другой стороны, по ней регулярно возникают споры.
Обычно речь идет о том, что кто-то нелегально копирует и воспроизводит ту или иную информацию, которая, с одной стороны, вроде бы общедоступна, но, с другой стороны, ее получение сопряжено с рядом условий, как правило, связанных с оплатой этого самого доступа.
Казалось бы, тривиальный юридический вопрос. Но меня всегда смущала формулировка, применяемая по отношению к тем, кто осуществляет такое вот нелегальное копирование: «вор».
«Почему вор? Ничего ведь не пропало», — задавался раньше я вопросом. Обвинители на такой вопрос, как правило, что-то говорят о недополученной прибыли. Понятно, но совсем не убедительно. По крайней мере, во вполне распространенной ситуации, когда я где-то окольными путями скачиваю взломанный «фотошоп», ни о какой недополученной прибыли точно не может быть и речи. Его годовая лицензия стоит порядка 29 тысяч рублей. С одной стороны, для профессионального дизайнера, работающего с этой программой постоянно по служебной необходимости, это вполне приемлемая цена. Но для редкого, но внезапного использования «в быту» это совершенно неадекватная стоимость. И большинство людей, скорее всего, перестали бы им пользоваться при отсутствии возможности его где-то получить обходным путем. То есть недополученной прибыли — нет.
Получается ситуация, что, с одной стороны, ничего ни у кого не пропало: копий «фотошопа» как было бесконечное количество, так и осталось. С другой стороны, никто ничего и не недополучил. У людей просто нет лишних средств, которые можно было бы потратить на эту покупку. Почему же они воры? Потому что одни платят, а другие получают бесплатно? Ну так это еще не значит, что они воры. Есть люди, которые получают образование бесплатно, есть те, кто получает его на платной основе. Первая категория людей — тоже воры? Кажется, никто так не считает. Или считает?
В общем, эта коллизия не давала мне покоя. Не то чтобы она меня сильно терзала, но было все-таки интересно, вор я или нет?
И тут всё встало на свои места с кристальной ясностью. Вот прямо тут:
Гермес
С тобой, хитрец, насмешник сверхнасмешливый,
С тобой, богов предавший, осчастлививший
Людишек, говорю я. Вор огня, с тобой!
(Эсхил, «Прометей прикованный»)
Гермес прямо называет Прометея вором огня. Или, в другом переводе, — огнекрадом. Знакомая ситуация. Насколько можно судить, Огонь ведь никуда не пропал. Прометей просто вынес в тростнике частицу того особого Огня. То есть титан был закован в цепи и подвергнут мукам не за то, что Огонь исчез или уменьшился, а именно за то, что он оказался у людей вопреки воле Зевса. Выражаясь в современных понятиях, Прометей выложил нелицензионную копию Огня на торрентах и файлообменниках в свободный доступ. Никогда бы не подумал, что эта коллизия разрешится вот так. И никогда бы не подумал, что так буду сопереживать первому в истории «пирату».
Разовью немного эту тему.
Если первый в истории акт нелицензионного копирования произошел именно в таких обстоятельствах, то очевидно, что все моральные вопросы по поводу интернет-пиратства, в общем-то, уже разрешены. Сам Прометей называет олимпийских богов во главе с Зевсом врагами:
Прометей
Скажу открыто: ненавижу всех богов.
Мне за добро они воздали пытками.
Гермес
Бред! Ты болезнью поражен жестокою.
Прометей
Я болен, если ненависть к врагу — болезнь.
Что это значит с точки зрения текущей ситуации? Понятно, что Маркс назван Серебряковой Прометеем по несколько более масштабным причинам. Но если просто провести параллель между мифом о Прометее и ситуацией с так называемым копирайтом, то, в общем-то, есть повод еще раз задуматься о том, что и тут где-то есть Маркс. Ведь кто на сегодняшний день в основном владеет так называемым копирайтом? Он самый — капитал. Ну или элита. И что делает эта самая элита? Прячет знания. Скрывает их. Ограничивает к ним доступ. Она — современный коллективный Зевс:
Силы огня неустанной решил ни за что не давать он
Людям ничтожным, которые здесь на земле обитают.
(Теогония)
То есть, переводя на современный язык, отчуждать большинство населения от свободного доступа к накопленному человечеством опыту и культурному богатству.
Да, понятно, что это не тот Огонь, о котором говорится в цикле «О коммунизме...», но это просто такая вольная интерпретация, которая, как мне кажется, имеет право на жизнь. Малое подобно великому.
И раз уж Прометей называет богов врагами — очевидно, есть смысл так относиться к тем, кто так жадно ратует за копирайт. Стоит тут немного оговориться, что авторское право как право автора называться автором своего произведения я под сомнение не ставлю. Как, в общем-то, и сам Прометей, когда говорит о себе:
Прометей
Послушай дальше, удивишься, столько я
Искусств, сноровок и ремесел выдумал.
И далее он перечисляет различные искусства, которые он даровал людям, как бы подчеркивая, с одной стороны, свое авторство, но притом передавая всё это людям безвозмездно и открыто. В сети, кстати, как правило, действует аналогичный принцип. Авторство уважают. Не уважают тех, кто выдает чужое за свое. Не уважают ограничение доступа. И в этом смысле Прометей — истинный герой не только марксистов и коммунистов, не только «самый благородный святой и мученик в философском календаре», но главный герой современного интернета.
А что враги? Враги хотят «дары Прометея» изъять из обращения. Современный Зевс Пандорой не ограничивается. В данном случае под Пандорой, наверное, стоит понимать разнообразные вирусы, трояны, системы слежки и прочие несчастья, которые можно встретить в интернете. А ведь не является большим секретом, кто их делает. Впрочем, современному Зевсу этой «пандоры» мало, он пытается и сам огонь из обращения изъять и даже это изъятие пытается убедительно мотивировать. Как ни странно, тем, что «Прометею» (творцу, который и создает произведения) надо чем-то питаться. По «его» приказу Прометей прикован, и теперь он же требует с людей дань, чтобы оплачивать ему питание. И себе заодно. А в общем-то, только себе. Сильная задумка, что и сказать.
Удивляет только одно. В том бесчисленном количестве споров и перепалок в сети, в том огромном ассортименте разнокачественных мнений мне ни разу не встречалась эта довольно простая мысль. Мне и самому в голову ничего подобного не приходило, пока я не прочитал разбор мифа о Прометее в последних номерах цикла «О коммунизме и марксизме». Как-то раньше получалось так, что вот есть миф о Прометее — ну есть и есть. А теперь он словно просочился в действительность. Как будто обрел какую-то выпуклость. Странное ощущение. Будто очки надел.
Юрий Носов
Источник:
9 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Гауди, Растрелли, Корбьюзье и Шугеру Бан. Это архитекторы, которые подарили миру красоту, искусство и свой талант. Да, их труд был оплачен, но единожды за каждый объект! Почему не существует авторского права в отношении просмотра архитектурных шедевров? ;)
Правильно! Какой прок распространять правило копирайта и "платные просмотры", какой прок платить юристам за то, на чём не возможно заработать?! Всё просто!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена