Секреты кино. В.Тодоровский, «Оттепель». Часть 01
Композиция кадра важна не только для гармоничного построения кадра. Понимание ее законов помогает внести дополнительные эмоциональные воздействия на зрителя – способами, которые не являются очевидными, т.е., зритель воспринимает эти воздействия не на рациональном, а на подсознательном уровне. Это вызывает глубокое погружение зрителя в эмоции экранных героев, а значит – наиболее сильное вовлечение в сюжет.
Рассмотрим такое применения композиции на примере эпизода из фильма В.Тодоровского «Оттепель».
Виктор Хрусталев – оператор, один из главных героев фильма – попадает на допрос к следователю Цанину. Цанин обвиняет Хрусталева в убийстве, Виктор не признает обвинений.
Посмотрим, как эта сцена усилена композиционно.
Хрусталев ссутулился и сидит несколько ниже Цанина, а за счет ракурса и перспективы камеры Цанин выглядит крупнее, он буквально нависает над Хрусталевым и явно доминирует в кадре, оптические свойства объектива (ближний объект увеличивается, дальний – уменьшается) усиливают этот эффект:
Посмотрим с другого ракурса и снова видим – за счет положения камеры Цанин снова «нависает» - уже над зрителем, мы физически ощущаем превосходство следователя и угрозу от него.
Хрусталев даже на крупном плане выглядит угнетенной, слабой фигурой, он явно находится под давлением массы оппонента и держит оборону:
Проверим наши впечатления наложением кадров:
Для проверки эффекта расположение стрелок на всех иллюстрациях одинаково, это один и тот же слой со стрелками, перенесенный с одного кадра на другие.
Обратите внимание на линию взаимодействия Цанин-Хрусталев.
Линия взглядов совпадает, поэтому, не смотря на монтажные склейки и смену ракурсов, зрительно взаимоотношения героев эпизода и, самое главное – превосходство Цанина, сохранены.
Уже очевидно, как композиция кадра определяет настроение эпизода. Расположение героев и ракурс камеры формируют у нас, зрителей, беззащитность от коварств Цанина и страх за Хрусталева, за его судьбу.
Вызванные композиционными решениями переживания помогают авторам фильма глубже вовлечь зрителей в сюжет, в драматургию фильма.
Проведите мысленный эксперимент - представьте диалог Цанина и Цыганова снятым стандартным образом - камерой с одного уровня. Вы увидите -эпизод значительно потеряет напряжение.
А еще лучше - попробуйте применить этот прием на практике: устройте себе небольшое упражнение с постановкой диалога. Ваши друзья получат актерский опыт, а вы прочувствуете силу композиционных решений!
На этом хитрые сюрпризы фильма не закончились, в следующей статье мы продолжим наше исследование.
Расписание бесплатных вебинаров цикла "Секреты кино" смотрите на сайте www.videotrain.pro.
4 комментария
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
А Кончаловский как-то сказал: кино стало двумерным. Есть картинка, но нет глубины.
Все эти приемы должны быть известны режиссеру.
Как в отечественном "17 мгновений весны" Макс Плейшнер ходит ссутулившись и по привычке то и дело закидывает руку(руки) за спину. Ведет себя неестественно развязно не привыкнув к свободе. Движения дерганые.
- Heil Hitler!
- Да ладно вам.У меня итак в ушах звенит...
Проницательный Мюллер вглядывается в Штирлица (Исаева) как будто видит его насквозь. В моменте фильма, где раскрывает свои планы.
И т д.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена