Разгадка тайны персональных данных главного русского злодея
Хотя этот персонаж в славянском эпосе самый известный, одиозный и злобный, по поводу происхождения его имени и отчества исследователи и фольклористы так и не пришли к единому мнению.
Итак, в соответствии с самой распространённой версией, Кощей (Кащей) происходит от слова «кость» и обозначает чрезмерно тощего, страдающего патологической худобой человека. Часть исследователей народного фольклора больше склонна верить в то, что имя произошло от древнерусского «касть». Слово имеет значения «гадость», «пакость», «мерзость». Ещё одна версия – слово kostlar, обозначающее заклинателя.
Некоторые лингвисты склоняются к версии, что слово было заимствовано из других славянских языков. Так, на сербском это значит «кость и кожа» либо «шея». А у поляков оно используется только во втором значении.
Кощей по батюшке
К слову, касаемо происхождения этого персонажа тоже нет единого мнения. Некоторые учёные настаивают, что это трансформация древнеславянского божества холода и мороза – Карачуна. Другие видят в Кощеюшке завуалированный образ Одина, а третьи настаивают, что какого-то определённого прототипа у сказочного злодея не было. И Кощей – это некий частично сошедший с ума, но при этом очень одарённый магически волхв. А отдельные исследователи так и вообще настаивают, что никакой он не отрицательный персонаж, а своего рода образ отца в модели посвящения юной девушки.
В христианской трактовке Кощей – это образ падшего Адама. Ещё одна интерпретация – это греховное тело человека, похищаемая злодеем девушка – душа, а всеспасительный Иван Царевич – это дух. И гибель Кощея во всех сказках – это победа, проявляемая очищением души от грехов.
Что касается отчества, то оно упоминается в былине «Об Иване Годиновиче» – Трипетович (или Трепетович). Это произведение интересно тем, что в нём господин Бессмертный предстаёт перед читателем не как неприятный старикан, а как вполне себе куртуазный благородный кавалер, отправившийся свататься к княжне Чернигова прекрасной Марье Дмитриевичне. Ему противостоит соперник – коварный Иван Годинович, который увозит девицу в неизвестном направлении (абстрактное «чисто поле»). В повествование о цели стыдливо умалчивается, но, вероятнее всего, задачей похитителя было склонить деву к интимной близости силой.
Что касается отчества, то оно упоминается в былине «Об Иване Годиновиче» – Трипетович (или Трепетович). Это произведение интересно тем, что в нём господин Бессмертный предстаёт перед читателем не как неприятный старикан, а как вполне себе куртуазный благородный кавалер, отправившийся свататься к княжне Чернигова прекрасной Марье Дмитриевичне. Ему противостоит соперник – коварный Иван Годинович, который увозит девицу в неизвестном направлении (абстрактное «чисто поле»). В повествование о цели стыдливо умалчивается, но, вероятнее всего, задачей похитителя было склонить деву к интимной близости силой.
Благородный Кощей догоняет и побеждает похитителя и предлагает княжне руку, сердце и всего себя костлявого. Дама в восхищении соглашается. И парочка удаляется в шатёр, предварительно привязав Годиновича к дубу. В это время прилетает чёрный ворон – птица во все времена пророческая и мудрая, и накаркивает, что быть Марьюшке женой Ивана, а не Кощея.
Обозлённый нарушением личных границ, нудным карканьем и помехами в репетиции первой брачной ночи Кощей выбегает из шатра и стреляет в каркающего вещуна. И странным образом стрела меняет траекторию и убивает самого костлявого Ромео. Дама в сердцах хватается за саблю, чтобы отомстить за смерть любимого. Но Иван (тоже загадочным образом) моментом освобождается, обезоруживает разъярённую барышню и рубит её на куски. Хеппи-энд не случился, и даже жаль, что даже в одной единственной сказке Трипетовичу не суждено было стать счастливым.
А как вы считаете, есть ли вероятность, что Кощей действительно задумывался как участник некой мистерии посвящения и не был таким злодейским злодеем?
Источник:
9 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Отковался Иванушко от сыра дуба
И взял саблю Кощееву во белы руки,
И отрубил у Настасьи резвы ноги,
Рубил-то ей ножки, сам приговаривал:
«Эти мне ноги не надобны
Пошто шли из бела шатра
Драть Ивана за желты кудри».
И отрубил у Настасьи белы руки:
«Эти мне руки не надобны,
Которые драли Ивана за желты кудри».
И распластал у Настасьи бело тело,
Которое спало с Кощеем Бессмертныим.
-------
Нормально блин раньше развлекались
Удалить комментарий?
Удалить Отмена