Башня Татлина: памятник коммунизму в Санкт-Петербурге, который так и не построили
Этот проект, появившийся на заре СССР, и в наши дни вдохновляет дизайнеров со всего земного шара.
Башня должна была стать символом революции, и первый ее проект был представлен в 1919 году. Конструкция Татлина стала по-настоящему революционной, даже спустя столетие в ней черпают вдохновение архитекторы из разных уголков мира.
Главное здание Санкт-Петербурга, которое так и не было построено
В первое десятилетие существования СССР идеи архитекторов и художников были совершенно инновационными, они отличались от всего того, что рисовали и проектировали веками предыдущие поколения. Возможно, эти проекты были немного утопическими и наивными, в них вкладывали много символов, идеи нового социума и нового режима, где главным стал народ, обычные люди, а не монарх. Конечно, многие проекты так и не смогли реализовать в ту эпоху, ведь они были, мягко говоря, фантастические.
Для Санкт-Петербурга таким утопическим сооружением стал памятник III Коммунистическому Интернационалу, который в народе был известен как башня Татлина.
Самый первый макет, 1919 г
Так как же видел Владимир Татлин свое здание? Это было здание спиралевидной формы, внутри которого находилось три независимых друг от друга этажа со стеклянными стенами. Первый этаж был выполнен в форме куба, и в нем, по задумке архитектора, должны были разместиться помещения для представителей законодательной власти. Второй этаж был отведен для исполнительной власти, и он был выполнен в форме пирамиды. Ну а третий этаж отводился центру информационной власти: тут должны были сидеть представители СМИ, телеграфа и радио. Этот этаж был спроектирован в форме цилиндра и полусферы.
Однако нестандартная форма была не единственным ноу-хау, который придумал Татлин. Согласно задумке, каждый из этажей должен вращаться. Первый этаж должен был совершать один оборот за год, пирамида должна была вращаться за месяц, а этаж для информационных структур — за один день. Согласитесь, весьма смело для того времени.
Символизм превыше всего
Татлин, кстати, так и не построил ни одно здание: он был художником (у него есть известные картины) и дизайнером, также он работал в разное время в нескольких советских институтах в Киеве и в Москве. Так почему же его башня стала чем-то большим, превратившись в памятник архитектуры мирового масштаба?
Владимир Татлин в 1914 году
Все дело в символизме этого здания и в том, что Татлин стал родоначальником художественного конструктивизма, совершенно нового искусства. Башня была вызовом классическому греко-римскому искусству, которое веками было ведущим в мировой культуре. Новое течение полностью противопоставляло себя этой классике, которая, по мнению авангардистов, изжила себя. Татлин своим современникам виделся настоящим художником новой эпохи, который не покалечен буржуазными традициями эпохи Возрождения. В новом мироустройстве нет места одному персонажу или богу, ведь в прошлом тело или бюст всего лишь выражает мысль или историю одного героя, что очень однобоко. А кто выразит идею толпы? Ведь она гораздо сложнее, органичнее и богаче, в общем, совсем не чета какому-нибудь Гераклу и прочим... Конструктивисты считали, что современные строения должны быть включены в жизнь народа и город. Ну а памятник нового поколения должен быть функциональным, динамичным и, главное, нужным этому городу.
Работа цифрового художника и вид Санкт-Петербурга с башней.
Именно все эти идеи и лежат в основе башни Татлина, которую он сам назвал памятником Интернационалу. Первый макет дизайнер собрал к годовщине Революции, и посвящен он был не только политическому перевороту, а революции во всем мироустройстве: в науке, социуме, технологиях, промышленности.
Башня на российской марке, 2000 год.
Конечно, Татлин хотел, чтобы его здание было создано из самых современных материалов. Символикой он наделил и форму здания. Например, конструкция был наклонена не просто так: она имеет такой же наклон, как и наклон Земли, а ее главная ось направлена к полярной звезде.
Башня как новая форма искусства
В конце 1920-х годов советская власть охладела к авангарду, но башня Татлина осталась не только на чертежах, она стала символом. Это сооружение, которое так и не было построено, оказало влияние на несколько поколений архитекторов. Можно сказать, идея пережила государство, в котором родилась. Этот памятник стал не символом коммунизма и революции, как мечтал Татлин, а символом конструктивизма и новой архитектурной формы — динамической, которая раньше даже не могла возникнуть в головах дизайнеров. Творчество советского архитектора оказало большое влияние на известных архитекторов современности, в их числе Заха Хадид и Рем Колхас.
Как вам такой вид Петербурга?
Увы, макеты самого Татлина (а их было три) не сохранились, но сохранились чертежи и снимки макетов. Именно благодаря им в разных музеях мира воссозданы модели памятника: их можно увидеть в Третьяковской галерее, в Музее современного искусства в Стокгольме, в академии художеств Лондона.
А еще в этой конструкции черпают вдохновение наши современники. Например, новая башня Татлина была адаптирована для Джакарты. Проект создала компания PHL Architects, и в конструкцию, которой около века, буквально вдохнули вторую жизнь. Так, здание должно появиться рядом с загрязненной рекой Чиливунг, и оно станет своеобразным мини-городом для 9 тысяч человек. Помимо жилой зоны тут будут территории с садами, фермами и даже рисовыми полями. Сооружение позволит восстановить экосистему целого района, ведь сейчас он находится в плачевном состоянии. Конечно, это тоже всего лишь проект, и мы не нашли на просторах Сети никакой информации о начале строительства. Но согласитесь, это удивительно, что советский дизайнер с утопическими идеями стал провидцем для многих последующих поколений.
Источник:
8 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Да он прекрасен по сравнению с этим.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена