Двойное дно «Идиота» Достоевского
Роман Фёдор Михайлович начал ещё в 1867 году, осенью. Но первоначальный замысел автора не устроил, и в декабре Достоевский приступил к воплощению нового. Герой которого должен был стать человеком прекрасной души, а не похожим на Раскольникова и Ставрогина.
Но писать Достоевский начал не ради шедевра, а в силу бедственного вынужденного положения. Он планировал поездку в Европу, желая таким способом убить сразу несколько зайцев: спрятаться от кредиторов, поправить здоровье (эпилептические припадки участились) и справиться с патологической зависимостью от азартных игр.
Во время работы у Достоевских родился первенец – дочка Соня, которой суждено было прожить всего пару месяцев. Что тоже наложило отпечаток на настроение автора.
Увы, но когда пара возвращалась в Россию, Федор сжег и черновые наброски, и чистовик, опасаясь, что его обыщут на границе, все отберут и не вернут.
Отсылка к библейской теме
Юрий Яковлев в роли князя Мышкина
Князь Мышкин – не есть точное отражение сути Христа. Но глубокая нравственная чистота приближает его к этому библейскому образу максимально. Определенно прослеживается и внешнее сходство: Мышкин похожего типажа – бледный, с впалыми щеками, острой бородкой, печальными огромными глазами.
На воплощение сильное влияние оказало полотно Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу», на котором Спаситель изображен максимально человечно, без божественности, святости, света. Есть версия, что живописец писал ее с утопленника, чтобы добиться нужного эффекта.
За минуту до гибели
Евгений Миронов в роли князя Мышкина
История о чувствах и эмоциях, которые ощущает приговоренный к казни, это не выдумка, а личный опыт самого автора. Дело в том, что Федор Михайлович был приговорен к расстрелу по делу о петрашевцах. Казнь была назначена на 2 декабря 1849 года. И когда исполнители уже взвели ружья, раздалась команда «К заряду», императорской милостью казнь была заменена каторгой. Перед отъездом Достоевский написал брату письмо:
Ведь был же я сегодня у смерти три четверти часа, прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения. И теперь еще раз живу!..»
«Брат! я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть – вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это.
Гибель Настасьи Филипповны
Смерть Настасьи Филипповны. Иллюстрация к роману Ильи Глазунова
В основе смерти героини – реальное преступление, которое внимательно изучил писатель. В газете в 1867 года активно освещалось убийство ювелира Калмыкова. Его совершил купец Мазурин, а для устранения улик запасся клеенкой и специальной жидкостью для маскировки запаха.
Рехнувшийся от ревности Рогожин говорит, как завернул тело своей жертвы в клеенку, причем американского производства. И притащил несколько склянок с веществом, которым тогда маскировали неприятные запахи. Хотя вроде убийство только что случилось…
«Я ее клеенкой накрыл, хорошею, американскою клеенкой, а сверх клеенки уж простыней, и четыре склянки ждановской жидкости откупоренной поставил, там и теперь стоят»
Идиот?
Мышкин после смерти Настасьи Филипповны. Иллюстрация к роману Ильи Глазунова
На древнегреческом ἰδιώτης значит частный, отдельный. Проще говоря, стоящий в стороне. Так греки называли граждан, не принимающих участия в общественной жизни.
Собственно, таков и Мышкин. Он не соответствует светским канонам, то демонстрирует безграничное великодушие, то ведет себя так, что поведением нарушает любые правила приличия.
После смерти Настасьи Филипповны слово приобретает уже другой оттенок – помутившийся рассудком, душевнобольной.
Хотя идиотом в любое время толпа готова назвать человека, поведение которого не совпадает с позицией обывательского большинства. И Христа распинают снова и снова, в новые эры и новые эпохи. Пусть даже не физически. Вероятно, это и хотел в аллегорической форме сказать автор.
Источник:
7 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
При этом чуть ли не единственным действительно положительным персонажем, лишенным психологических травм, или во всяком случае не сломленным ими, выглядит Лизавета Прокофьевна. Не вижу ничего плохого в Епанчине, Коле, Варе, Птицыне. И даже Ганя в целом не такой уж урод, пусть и с материальными (хотя не только) целями, ради которых готов перешагнуть через гордость, но не лишенный чувства собственного достоинства, что доказывает сцена с деньгами в камине. Т.е. как ни странно, человек не гордый, но достойный, а его комплексы - так жизнь таким сделала.
Рогожин - псих, но обаятельный и по-человечески симпатичный. А идиот - идиот, глубоко презирающий и ненавидящий всех людей.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Нужно очень сильно над всеми смеяться, чтобы так делать. При том, что многие люди были к нему искренне неравнодушны.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена