Незаметная угроза — «рогатая смерть». Начало
Рождение мины
С давних пор военные моряки стремились затруднить движение вражеских кораблей у своих берегов. Эту проблему удалось решить с изобретением морских мин. Впервые мины стали массово применяться в годы Крымской войны. Русский флот использовал якорные мины Якоби и Нобеля.
Устройство мины Якоби образца 1854 года
Мина Якоби оснащалась гальваническим взрывателем, замыкающим электрическую цепь при столкновении с целью. Нобель снабдил свою мину пиротехническим взрывателем. В 1854-55 годах русские моряки выставили в Финском заливе 1865 мин обеих конструкций, предотвратив высадку британского десанта.
Мины самых разных конструкций также широко применялись во время гражданской войны в США. В 1862 году на реке Язу подорвался на мине и затонул броненосец северян «Каир», став первым в мире боевым кораблем, погибшим от этого вида оружия.
Начало эволюции
В ходе Русско-турецкой войны русский флот в большом количестве применял якорные сфероконические гальваноударные мины системы Герца, практически парализовав действия турецкого флота на Дунае. Мины Герца оснащались новыми гальваноударными взрывателями, прозванными «рожками Герца» и послужившими образцом для подражания на многие годы вперед. Именно из-за этих «рожек» мины, оснащенные подобными взрывателями, позже получили прозвище «рогатая смерть».
Мина Герца образца 1876 года — первый представитель «рогатой смерти»
Практически все мины того времени были якорными. Корпус мины имел положительную плавучесть. Якорь удерживал мину на месте на определённой глубине. Якорем служил любой подходящий по весу груз. Применение якоря было необходимо для обеспечения контакта мины с корпусом цели для срабатывания контактного взрывателя. Процесс установки мин был весьма длительным и трудоемким. Ставить их на виду у неприятеля было крайне рискованно. Поэтому мины могли использоваться лишь для заблаговременной постановки на оборонительных позициях.
Процесс постановки мин в ходе Крымской войны
Изобретение автоматических якорей
Сложность постановки мин заставила инженеров работать над упрощением этого процесса. В 80-х годах XIX века появились первые специальные минные якоря, оснащенные механизмом автоматической постановки. Самым распространенным механизмом стал штертовый. Ограниченное распространение получили также автоматические якоря с гидростатическим механизмом.
Подобные якоря сделали процедуру установки мин гораздо более простой и быстрой. Достаточно было с помощью грузовой стрелы сбросить мину с якорем в воду. Постановка могла производиться даже на ходу. Это давало возможность перейти к активным «наступательным» минным постановкам у берегов противника.
Схема работы автоматического штертового минного якоря
Но в качестве минных заградителей всё ещё использовались тихоходные минные плотики, оснащенные грузовыми стрелами, что ограничивало активное применение мин.
Рождение минных заградителей
В целях дальнейшего ускорения процесса постановки мин стали появляться различные конвейерные системы их постановки.
Система постановки мин Степанова. На схеме изображены мины Герца с якорями Азарова
На рубеже XIX-XX веков для российской тихоокеанской эскадры были построены два быстроходных минных транспорта, оснащенных подобной системой, — «Енисей» и «Амур». В годы Русско-японской войны «Амур» выставил на пути курсировавшей перед Порт-Артуром японской эскадры минное заграждение, на котором подорвались и затонули два японских броненосца — «Хацусэ» и «Ясима».
Дальнейшим шагом стало внедрение якорей в виде колесных тележек. Мина крепилась непосредственно на тележке. Тележка силами экипажа перекатывалась по минным рельсам, проложенным по палубе, после чего сталкивалась за борт. Подобные рельсы, в отличие от прежних систем, были предельно просты и компактны. Они могли быть легко размещены на палубе практически любого судна.
Польская мина wz.08/39, являющаяся копией русской мины образца 1908 года. Хорошо виден якорь в виде тележки на роликах.
«Пахари моря»
В годы Русско-японской войны впервые нашли широкое применение и минным тралам. Первые образцы представляли собой трос, который буксировали два корабля, движущихся параллельными курсами. С помощью специальных приспособлений трос удерживался на заданной глубине. Этим тросом тральщики зацепляли мины за минрепы, после чего оттаскивали их на мелководье для уничтожения. Более поздние модификации оснащались специальными резаками или подрывными патронами для перебивания минрепов. Всплывшие мины расстреливались из пушек. Подобные тралы оказались крайне удачными и получили широкое распространение. Позже появились различные системы змейковых тралов и параванов. В этих системах другой конец тралящего троса под напором встречного потока воды отводился в сторону приспособлением, напоминающим воздушный змей или самолет. Такие тралы могли буксироваться одним кораблем.
Устройство трала Шульца
Появление тралов породило целый класс кораблей — тральщиков. Для более безопасного передвижения по минным полям корпуса этих кораблей должны были иметь небольшую осадку, высокую прочность и живучесть. Для буксировки тяжелых тралов их двигатели должны были обладать хорошими тяговыми характеристиками. Недаром подобные корабли прозвали «пахарями моря».
Появление подводных минных заградителей
Упрощение процесса постановки мин позволило ставить активные минные заграждения у вражеских берегов с быстроходных кораблей. Но такие действия всё равно были сопряжены с риском и демаскировали месторасположение минных полей.
С появлением подводных лодок их стали пытаться применять для скрытных минных постановок. Перед Первой мировой войной в России был построен первый в мире специальный подводный минный заградитель «Краб». В кормовой его части располагались специальные минные трубы, через которые производилась постановка мин в подводном положении.
Первый в мире специальный подводный минный заградитель «Краб»
В этот же период Германия также активно использовала большое количество подводных минных заградителей различного водоизмещения.
После Первой мировой войны специальные подводные минные заградители некоторое время продолжали строиться, пока не были созданы мины, приспособленные для установки из торпедных аппаратов. После чего развитие этого подкласса подводных лодок сошло на нет.
Воздушные постановщики
С появлением авиации стали предприниматься попытки использовать её для активных минных постановок. Самолёт подходил для этих целей лучше других носителей. Надводному кораблю или подводной лодке требовалось значительное время на то, чтобы дойти до места постановки. Самолет же мог долететь до цели очень быстро. Это придавало минным постановкам небывалую оперативную подвижность.
Ранние авиационные мины создавались, как правило, на основе обычных якорных мин. Поэтому для снижения нагрузок на корпус мины при приводнении зачастую приходилось снабжать её парашютом.
Советская авиационная парашютная мина МАВ-1
Существовали также и беспарашютные образцы. Беспарашютные мины позволяли осуществлять постановку быстрее и с большей точностью.
Подготовка авиационной беспарашютной мины АМГ-1 к погрузке на самолет
Из-за необходимости нести тяжелый громоздкий якорь, якорные авиационные мины обладали излишним весом и габаритами. Поэтому широкого распространения они не получили. Подлинный расцвет авиационного минного вооружения произошел лишь с появлением донных неконтактных мин.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
2 комментария
12 месяцев назад
10 - метла, 11 - грабли
Удалить комментарий?
Удалить Отмена12 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена