Как проводят время подростки в тундре | Факты
У многих народов по всему миру существовали очень странные, а порой даже жестокие обряды, связанные с взрослением. Так, в племени сатере-маве, проживающем в бассейне реки Амазонка, практикуется вид инициации, который называется тукандера. По достижении тринадцатилетия мальчики проходят испытание плетеной из растений перчаткой, внутри которой кишат ядовитые красные огненные муравьи
Мальчик должен продержать перчатку на руке всего десять минут. Однако эти минуты кажутся ему вечностью. А все потому, что муравьи для испытания — самые ядовитые в мире. Их яд превосходит по силе действия осиный и пчелиный, а боль от укуса может сравниться только с болью от пули, пронзившей тело. В ходе ритуала испытуемым запрещено кричать — это считается признаком слабости.
Впрочем, современная цивилизация затронула всех, в том числе и народы Амазонии. После обряда руку обрабатывают специальными мазями, мальчикам дают обезболивающее. Таким удивительным образом здесь сочетаются древние традиции и современные достижения.
Несмотря на то, что многие народы Ямала продолжают сохранять кочевой или полукочевой образ жизни, они активно пользуются интернетом, смотрят спутниковое телевидение, ездят на снегоходах. Все больше ямальцев учится, работает и живёт в городах. При этом ненцы проводят стилизованные свадьбы, с соблюдением лишь некоторых обрядов.
Свадьба у ненцев: родственные связи
Традиционно у ненцев запрещалось заключать браки с представителями своего рода. Поэтому если приходила пора женить детей, родители жениха и невесты долго выясняли родственные связи друг друга. Если близкое родство не обнаруживалось, то родители жениха получали возможность присылать свата к невесте.
Так называемый выкуп (калым) невесты — это своего рода страховка невесты. В случае непредвиденных обстоятельств она не останется у «разбитого корыта». Если она вышла замуж, в течение всей своей жизни она получает подарки от родной семьи, братьев. Ежегодно братья забивают или дарят оленя.
Назначался день свадьбы, к которому готовились заранее – в частности, шили свадебную одежду. Сегодня многие моменты торжества не являются обязательными – ненцы могут не засылать сватов, не выкупают невесту, не шьют свадебные наряды.
Незыблемые традиции
Однако один обычай соблюдается молодёжью повсеместно. Связан он с чумом. Чум – это символ всего мироздания, поэтому с его участием совершались и продолжают совершаться все обряды, включая женитьбу.
Итак, жених и невеста должны в первый раз войти в чум. Это жилище сакральное, поэтому перед этим необходимо совершить обряд очищения дымом. Жених с невестой перешагивают через чашу с благовонием. После этого они входят в чум – и жена самолично разводит огонь. С этого момента она становится законной супругой, ведь разведение и хранение домашнего очага – священная обязанность жены.
Дальше, наконец, можно садиться за стол. «Меню» раньше строго соблюдалось, изменять его было нельзя. Сейчас отношение к еде менее строгое, но главным блюдом на свадебном пиршестве до сих пор является суп из оленины. И здесь представления европейцев и ненцев о праздничной еде существенно разнятся. В состав этого супа не входит абсолютно ничего, кроме воды, соли и оленьего мяса. Зато оно в нем самое свежее, ведь оленя забивают прямо перед приготовлением.
А какие необычные блюда пробовали вы? Напишите об этом в комментариях и расскажите о своих впечатлениях!
А вот напиваться на ненецкой свадьбе не принято — ни столетия назад, ни в наши дни. Раньше алкоголь полностью был запрещён на торжестве, или на похоронах. Алкоголь ненцы вообще всегда считали одурманивающим разум средством — впрочем, у многих наций в мире пьянство считается неприемлемым.
В числе свадебных забав – перетягивание палки, прыжки через нарты, метание аркана на вертикально стоящий хорей. Одна из особенностей соревнований состоит в том, что жених с невестой должны стоять в стороне и смотреть, но не могут принимать участия в них; более того – они не должны смеяться, поскольку это может привести к несчастью.
Особое отношение к природе
Поскольку вся жизнь ненцев построена вокруг оленей, к ним десь особое отношение. Этих животных используют и как транспорт, и как источник еды, и даже как гардероб. Немудрено, что даже обряд посвящения мальчика в мужчины здесь связан с оленями — в этих краях очень нужно уметь обращаться с животными просто для того, чтобы выжить. Одним словом, по достижении сознательного возраста ребёнка учат не только ухаживать за животными, но и управлять санями (нартой), забрасывать аркан.
А ещё молодёжь в тундре совершенно особенно относится к природе. Ненцы всегда смотрели на окружающие их горы, деревья и реки как на нечто одушевлённое. Природа в их понимании живая, так же чувствует, так же ощущает и так же может обидеться на неправедные действия человека.
Поэтому приезжие учителя часто поначалу удивляются тому, что дети на вопрос «почему они больше всего скучают?» часто говорят о маме и папе, и родном стойбище.
Кстати, дети школьного возраста проводят в тундре лишь период каникул, остальное время они учатся в близлежащих населённых пунктах, где проживают в школах-интернатах семейного типа.
Детский сад в стойбище, в школу на вертолёте
В конце учебного года дети из школ-интернатов уезжают жить к родителям в тундру. Там они все вместе каслают с оленями вплоть до середины августа. А потом в тундру вылетают вертолёты, которые собирают школьников на учёбу.
Первые интернаты для детей коренных народов севера на Ямале появились ещё в 30-е годы прошлого века. В 50–60-х годах школьное образование стало обязательным, и «тундровых» детей начали принудительно отправлять учиться. Непривычная среда, закрытое пространство, другая культура и масса новых правил — для детей все это было очень сложно.
Современные ненцы все имеют среднее образование, средне-специальное и высшее, поэтому сейчас учёба в школе для детей считается нормой. А после у ребёнка есть выбор: он может продолжить кочевой образ жизни или пойти учиться дальше, в колледж или вуз.
В этом они мало отличаются от молодёжи из других уголков России. С течением времени даже самые маленькие ненцы начинают играть с планшетами и сотовыми, учиться по общей для всей страны программе. Этому способствует проект развития мобильных детских садов, которые работают в стойбищах.
Жители тундры активно используют вездеходную технику, спутниковые телефоны и телевидение, компьютеры, планшеты и сотовые телефоны, пользуются интернетом. При этом не забывая свои традиции и особенности образа жизни предков.
А вы бы хотели побывать на настоящей ненецкой свадьбе? А может быть, уже были? Расскажите об этом в комментариях
Мальчик должен продержать перчатку на руке всего десять минут. Однако эти минуты кажутся ему вечностью. А все потому, что муравьи для испытания — самые ядовитые в мире. Их яд превосходит по силе действия осиный и пчелиный, а боль от укуса может сравниться только с болью от пули, пронзившей тело. В ходе ритуала испытуемым запрещено кричать — это считается признаком слабости.
Впрочем, современная цивилизация затронула всех, в том числе и народы Амазонии. После обряда руку обрабатывают специальными мазями, мальчикам дают обезболивающее. Таким удивительным образом здесь сочетаются древние традиции и современные достижения.
Несмотря на то, что многие народы Ямала продолжают сохранять кочевой или полукочевой образ жизни, они активно пользуются интернетом, смотрят спутниковое телевидение, ездят на снегоходах. Все больше ямальцев учится, работает и живёт в городах. При этом ненцы проводят стилизованные свадьбы, с соблюдением лишь некоторых обрядов.
Свадьба у ненцев: родственные связи
Традиционно у ненцев запрещалось заключать браки с представителями своего рода. Поэтому если приходила пора женить детей, родители жениха и невесты долго выясняли родственные связи друг друга. Если близкое родство не обнаруживалось, то родители жениха получали возможность присылать свата к невесте.
Так называемый выкуп (калым) невесты — это своего рода страховка невесты. В случае непредвиденных обстоятельств она не останется у «разбитого корыта». Если она вышла замуж, в течение всей своей жизни она получает подарки от родной семьи, братьев. Ежегодно братья забивают или дарят оленя.
Назначался день свадьбы, к которому готовились заранее – в частности, шили свадебную одежду. Сегодня многие моменты торжества не являются обязательными – ненцы могут не засылать сватов, не выкупают невесту, не шьют свадебные наряды.
Незыблемые традиции
Однако один обычай соблюдается молодёжью повсеместно. Связан он с чумом. Чум – это символ всего мироздания, поэтому с его участием совершались и продолжают совершаться все обряды, включая женитьбу.
Итак, жених и невеста должны в первый раз войти в чум. Это жилище сакральное, поэтому перед этим необходимо совершить обряд очищения дымом. Жених с невестой перешагивают через чашу с благовонием. После этого они входят в чум – и жена самолично разводит огонь. С этого момента она становится законной супругой, ведь разведение и хранение домашнего очага – священная обязанность жены.
Дальше, наконец, можно садиться за стол. «Меню» раньше строго соблюдалось, изменять его было нельзя. Сейчас отношение к еде менее строгое, но главным блюдом на свадебном пиршестве до сих пор является суп из оленины. И здесь представления европейцев и ненцев о праздничной еде существенно разнятся. В состав этого супа не входит абсолютно ничего, кроме воды, соли и оленьего мяса. Зато оно в нем самое свежее, ведь оленя забивают прямо перед приготовлением.
А какие необычные блюда пробовали вы? Напишите об этом в комментариях и расскажите о своих впечатлениях!
А вот напиваться на ненецкой свадьбе не принято — ни столетия назад, ни в наши дни. Раньше алкоголь полностью был запрещён на торжестве, или на похоронах. Алкоголь ненцы вообще всегда считали одурманивающим разум средством — впрочем, у многих наций в мире пьянство считается неприемлемым.
В числе свадебных забав – перетягивание палки, прыжки через нарты, метание аркана на вертикально стоящий хорей. Одна из особенностей соревнований состоит в том, что жених с невестой должны стоять в стороне и смотреть, но не могут принимать участия в них; более того – они не должны смеяться, поскольку это может привести к несчастью.
Особое отношение к природе
Поскольку вся жизнь ненцев построена вокруг оленей, к ним десь особое отношение. Этих животных используют и как транспорт, и как источник еды, и даже как гардероб. Немудрено, что даже обряд посвящения мальчика в мужчины здесь связан с оленями — в этих краях очень нужно уметь обращаться с животными просто для того, чтобы выжить. Одним словом, по достижении сознательного возраста ребёнка учат не только ухаживать за животными, но и управлять санями (нартой), забрасывать аркан.
А ещё молодёжь в тундре совершенно особенно относится к природе. Ненцы всегда смотрели на окружающие их горы, деревья и реки как на нечто одушевлённое. Природа в их понимании живая, так же чувствует, так же ощущает и так же может обидеться на неправедные действия человека.
Поэтому приезжие учителя часто поначалу удивляются тому, что дети на вопрос «почему они больше всего скучают?» часто говорят о маме и папе, и родном стойбище.
Кстати, дети школьного возраста проводят в тундре лишь период каникул, остальное время они учатся в близлежащих населённых пунктах, где проживают в школах-интернатах семейного типа.
Детский сад в стойбище, в школу на вертолёте
В конце учебного года дети из школ-интернатов уезжают жить к родителям в тундру. Там они все вместе каслают с оленями вплоть до середины августа. А потом в тундру вылетают вертолёты, которые собирают школьников на учёбу.
Первые интернаты для детей коренных народов севера на Ямале появились ещё в 30-е годы прошлого века. В 50–60-х годах школьное образование стало обязательным, и «тундровых» детей начали принудительно отправлять учиться. Непривычная среда, закрытое пространство, другая культура и масса новых правил — для детей все это было очень сложно.
Современные ненцы все имеют среднее образование, средне-специальное и высшее, поэтому сейчас учёба в школе для детей считается нормой. А после у ребёнка есть выбор: он может продолжить кочевой образ жизни или пойти учиться дальше, в колледж или вуз.
В этом они мало отличаются от молодёжи из других уголков России. С течением времени даже самые маленькие ненцы начинают играть с планшетами и сотовыми, учиться по общей для всей страны программе. Этому способствует проект развития мобильных детских садов, которые работают в стойбищах.
Жители тундры активно используют вездеходную технику, спутниковые телефоны и телевидение, компьютеры, планшеты и сотовые телефоны, пользуются интернетом. При этом не забывая свои традиции и особенности образа жизни предков.
А вы бы хотели побывать на настоящей ненецкой свадьбе? А может быть, уже были? Расскажите об этом в комментариях
2 комментария
7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 месяцев назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена