Он знал, кого во Время Оно послать за Смертью
10 лет назад не стало Михаила Успенского
Советский и российский писатель, журналист, редактор, переводчик Михаил Глебович Успенский родился 29 ноября 1950 года в Барнауле (Алтайский край). Его отец, ветеран войны, Глеб Антонинович, работал начальником электроремонтного участка Электрохимического завода, а мать, Ольга Николаевна (урож. Трусевич), преподавала математику в школе. Но особое влияние на будущего писателя оказала его бабушка, чей жизненный опыт, характер и острое чувство языка серьёзно повлияли на воспитание Михаила, во многом определив его ориентиры.
«Всё закладывается в детстве. Однажды у нас в детсаду все дети отравились, некоторые со смертельным исходом... Бабушка у меня — дочь алтайского крестьянина, крепкого, из саратовских железнодорожных мастеровых столыпинского призыва. Она закончила реальное училище, блестящая память, все стихи из «Чтеца-декламатора» знала наизусть, а от неё выучил и я. И она твёрдо сказала: «Миша больше в садик не пойдёт». Естественно, когда появилась возможность перейти на литературные заработки, я испытал примерно такое же облегчение. Всё, Миша больше в ваш садик не ходок» (из интервью М. Успенского «Литературной газете», 2001).
Михаил Успенский с матерью у могилы отца
Успенский с детства любил читать. И среди авторов, которые помогли ему сформировать собственную манеру письма, он называл братьев Стругацких и Леонида Леонова.
В школе Михаил начал писать стихи: когда учился в 10 классе, состоялась его первая книжная публикация — стихотворение «Романсеро о гранадской тишине», посвященное памяти испанского поэта и художника Фредерико Гарсиа Лорки, вошло в красноярскую антологию «День поэзии. 1967»:
«…Тихо и страшно в Гранаде —
Луну из пушек разбили,
Тихо звенят гранатами
Чёрные автомобили.
Чёрные карабины
Тихо готовы к расстрелу.
Обычая не забыли —
Расстреливать на рассвете,
Чтоб кровь, как рассвет, растеклась
По горизонту гранатово...» .
Михаил в молодости
А ещё он был поклонником Станислава Лема (подробнее — здесь: Пан фантаст).
«— Знаю, что один из ваших самых любимых фантастов — пан Станислав Лем. За что его любите? Кстати, где-то я прочитал, что дед Михаила Успенского — поляк по национальности. Расскажите, как он попал в Россию?
— Не дед, а прадед, пан Александр Трусевич. Вроде бы сослали его в Сибирь за участие в восстании 1863 года. Одна-единственная фотография от него осталась — этакий седобородый патриарх с маленькой мамой на руках. А польский язык дался мне на удивление легко и быстро. Достаточно сказать, что трилогию Толкиена я прочитал ещё году в 1980-м именно на польском. Что же касается Лема, то, по моему мнению, это величина в мировой литературе не меньшая, чем Вольтер. Только вот Нобелевская премия почему-то достается не ему, а кому попало... А посмертно её не дают...» (из интервью М. Успенского Владимиру Ларионову для книги «Беседы с фантастами» (2008), февраль, 2002).
Михаил Успенский и Владимир Ларионов, Ассамблея «Портал», Киев, март 2008 г.
«Чистый» реализм Михаила не привлекал. Он считал, что «описывать то, что есть, — самое непродуктивное занятие». Интересовали же его латиноамериканские магреалисты, включавшие магические или мистические элементы в канву реалистического повествования.
«Я очень сильно увлекался Борхесом... Маркес, естественно. Если читать латиноамериканских писателей-коммунистов, на их фоне он очень хорошо выглядел. Вообще в 1970-е гг. книги выбирались так: заглядываешь в предисловие. Если прогрессивный — г...о, если заблуждался — скорее всего ничего» (из интервью «Литературной газете»).
После армии Успенский закончил отделение журналистики Иркутского Государственного университета им. А.А. Жданова (ныне — Иркутский государственный университет/ИГУ). После его окончания работал электриком и художником-оформителем. Затем, в 1977 году, переехал в Красноярск, где устроился на работу на краевое ТВ, был также корреспондентом «многотиражки» Красноярского автозавода (КрАЗ) и приложения «На объектах агропрома» к газете «Красноярский рабочий». Там он познакомился с журналисткой Нелли Раткевич, которая затем стала его женой. У них родилась дочь Станислава.
Михаил Успенский с женой Нелли
Уже будучи профессиональным писателем, работал политическим обозревателем в красноярской газете «Комок».
«Когда-то я печатался в газете под названием «Комок» — был такой еженедельник, просуществовал лет 15. Хозяин его благополучно профукал, хотя была ведь хорошая газета. А сейчас ко мне просто никто не обращается, чтобы я писал. Да и к современной журналистике я отношусь с большим презрением, потому что в неё пришли ребята, которые не знают, что такое сектор печати, что такое выговоры и так далее, но уже с рождения знают, что можно писать, что нельзя» (из интервью М. Успенского журналу «Мир фантастики», №4, 2011).
Поэтому, «набив руку» на журналистике, Михаил переключился на написание рассказов и юморесок, которые с 1978 года стали печатать в местных изданиях, а также центральных газетах «Московский комсомолец», «Литературная Россия», «Литературная газета» и журналах «Смена», «Юность», «Огонёк».
А в 1984 году он начал было сотрудничать с восходящей звездой советской эстрады Геннадием Хазановым. Казалось бы, перспективы открываются самые радужные, но, поразмыслив, писатель отказывается от карьеры сатирика.
«Однажды Геннадий Викторович взял меня на гастроли, подзаработать. Я и ещё 2 литератора читали свои вещи между его выходами, чтобы он мог передохнуть. Было 16 концертов, Хазанов взял с собой 32 рубашки: после каждого отделения он выходил со сцены совершенно мокрый. Тогда я увидел, какая это тяжёлая работа — эстрада. С тех пор я этих ребят очень уважаю, но сам на сцену не лезу» (из интервью М. Успенского Дмитрию Ермольцеву, «Новая газета», 2012).
А в 1988 году в Красноярском издательстве тиражом аж 30 тыс. экз. вышла его дебютная книга — сборник из 19 ранних (1981-88) сатирических рассказов и повести «Устав соколиной охоты» (обозначенная автором как «лубочный детектив») под общим названием «Дурной глаз».
Рассказы Успенского той поры проходили «по ведомству» юмористики и, как правило, не имели отношения к традиционной НФ со всей её привычной машинерией. Однако фантастика здесь присутствовала — прежде всего, в виде гиперболы, в роли увеличительного стекла.
«Фантастику я писал с детства. А журналистику выбрал по одной простой причине: мне показалось, что там самая лёгкая программа. Такое облегченное филологическое образование, где ничего не нужно учить» (из интервью «Миру фантастики»).
Через 2 года в приложении «Библиотека „Огонька“» появился его сатирический же сборник Михаила «Из рассказов Семёна Корябеды». Скромный объём — 48 стр. карманного формата на скрепке — компенсировался запредельным по нынешним временам стартовым тиражом: 150 тыс. экз.! В том же году, уже отдельным изданием, вышел его роман «Чугунный всадник» — фантасмагорический памфлет на советскую действительность, в котором автор высмеивает всё то общество — политическое устройство, силовые структуры, науку, литературу, быт и т.д. («В неком Заведении, возглавляемом Кузьмичём Никитичем Гегемоновым, основываясь на великом учении кузьмизма-никитизма, идёт борьба со смертью, за всеобщее бессмертие»).
Позднее печатался в сборниках «Музей человека» и «Нечеловек-невидимка» московского книжного издательства «Текст».
В 1994 году был издан роман «Дорогой товарищ король»: «В неведомом Замирье, где едят икру птицы Шарах и гоняют гавриков, стоит столица королевства Листоран — славный город Макухха. И есть у местных традиция — брать в короли кого-то из нашего мира. Что случиться с королевством, когда королём там посадят очень среднего секретаря обкома могущественнейшей из партий?».
Впервые роман увидел свет на страницах минского журнала «Фантакрим-MEGA» и принёс автору жанровую премию «Странник-95».
Тексты Успенского сразу обратили на себя внимание его особым иронично-сатирическим взглядом на современное общество, который сохранился у него навсегда.
Большое значение в формировании творческих пристрастий начинающего писателя сыграли клубы любителей фантастики (КЛФ) и его многолетнее участие в деятельности литературных семинаров — особенно семинара Бориса Стругацкого, который назвал затем Успенского самым остроумным писателем фантастической «новой волны», заявившей о себе в 1980-е гг.
Посещает Михаил и литературные семинары в пос. Малеевка (Московская обл.) — «Малеевские семинары», — которые были советскими съездами научной фантастики. Первый из них состоялся 10 ноября 1982 года и собрал 26 человек из 21 города. Среди руководителей семинаров были Дмитрий Билёнкин (подробнее – здесь: Сила Сильного) и Геннадий Прашкевич (подробнее – здесь: Писатель с «весенним» отчеством). Там Успенский участвовал в обсуждениях рукописей, заводил знакомства. Чувствовать себя своим среди участников ему помогало ещё и то, что, помимо русского, он неплохо владел английским и польским языками: на пике перестройки даже выступил в роли переводчика — ему принадлежит перевод романа Роберта И. Говарда (подробнее – здесь: Короткая Говардовская Эра) о Конане-варваре «Час дракона»/The Hour of the Dragon, включенный в одноименный сборник 1990 года, правда, почему-то с польского, а не с английского оригинала.
А затем вышла юмористическая трилогия Успенского о приключениях богатыря из Многоборья Жихаря и его побратимов — петуха Будимира, Принца-без-Имени (короля Артура/Яр-Тура), мудреца Лю из Чайной страны, кентавра Китовласа — в поисках Полуденной Росы (дабы разорвать вечное колесо времени), Смерти, покинувшей Многоборье, и многих других: «Там, где нас нет» (1995), «Время Оно» (1997), «Кого за смертью посылать» (1998), которая принесла автору широкую известность и популярность.
«Первоначальная идея была что-то вроде русской «Алисы», условное фольклорное пространство, в котором действуют ожившие идиомы. Ну, например: князь образуется из грязи. Среди вятичей, кривичей, гораздых лечить скотину ветврачей, весёлых бонвиван и рудознатцев-колчедан живёт племя многоборцев, им никто не княжит, многоборцам это надоело, они все дружно плюнули на землю, замесили грязь, она вскипела, и в ней зашевелился князь, который тут же стал их строить. Я как-то раз, без всякой даже мысли о публикации, просто сел сочинять такую историю — и понеслось. Жихарь — это вообще-то я, если скромно» (из интервью «Литературной газете»).
Главный персонаж вбирал в себя черты былинного добра молодца, сказочных Ивана-дурака и Ивана-царевича, пушкинского Балды и гоголевского Вакулы и ещё много всего — исторического, литературного и вполне современного. Успенский вовсю экспериментировал, сближал миры, прокладывал новые тропы.
Позже Михаил написал ещё 2 книги о том же мире, но уже с другими героями: «Белый хрен в конопляном поле» (действие происходит в той же стране и городе, но с другими героями и несколько столетий спустя, 2001) и «Невинная девушка с мешком золота» (место действия то же, время ближе к эпохе Петра I, 2005). Однако они были встречены читателями и критикой гораздо прохладнее, а попытка спрямить углы и заменить фольклорную составляющую контекстом современного иронического детектива в жанре альтернативной истории в «Трёх холмах, охраняющие край света» (2007) и вовсе окончилась неудачей.
Да и отечественные фантасты не раз затем пытались воспроизвести стиль трилогии про Жихаря, повторить её успех, но одним не хватало живой наблюдательности Успенского, другим — его эрудиции, третьим — чувства слова, а большинству — всего этого одновременно.
Большую популярность обрели и книги Успенского, написанные им совместно с Андреем Лазарчуком. Началось их сотрудничество с романа «Посмотри в глаза чудовищ» (1997) — этакого гибрида альтернативной истории, авантюрного фэнтези и ироничной конспирологии. По выражению одного из соавторов это был «интеллектуальный детектив, где очевидное вроде бы событие неожиданно предстаёт совсем в другом свете».
Удивительно, но знакомство Михаила с земляком и коллегой Лазарчуком произошло далеко от Сибири — на одном из съездов фантастов в пос. Репино под Санкт-Петербургом, учитывая, что в 1980 гг. Красноярск мог похвастаться обширным сообществом фантастов, включавшим Олега Корабельникова, Александра Бушкова, Сергея Федотова, Леонида Кудрявцева, Евгения Сыча и других. У писателей завязалась дружба, а во 2-й половине 1990-х гг. началось и соавторство.
Андрей Лазарчук и Михаил Успенский
«Всё началось это с того, что я прочитал «Маятник Фуко» Умберто Эко и вдруг обнаружил, что там нет ни одного факта, которого я бы не знал раньше. И такой, так сказать, наш ответ лорду Керзону задумал. Пошли мы с Лазарчуком за грибами, поскольку, значит, собирание грибов есть сакральный акт. Пошли мы ещё на гору, где поселение древнейших людей было. Подъём на гору тоже сакральный акт. И как раз тогда нам пришла в голову, значит, эта идея всю оккультную историю XX века изложить. И стали мы думать — кого сделать героем. Значит, перебирали и Леонида Андреева, и более мелких персонажей того времени. И вдруг Андрею счастливо пришёл на ум Гумилёв, и всё выстроилось мгновенно. Эта фигура всё объединяла…» (из интервью М. Успенского Марии Галиной в авторской программе о фантастике «Орбитальная станция» на «Литературном радио», 02.05.2009).
На самом же деле роман имел мало общего с «Маятником…». Главный его герой Николай Степанович Гумилёв, тайно спасённый от расстрела тайным же орденом «Пятый Рим», получает пилюлю бессмертия, развивает магические способности и становится свидетелем, а также активным участником событий, определивших историю человечества в XX столетии.
Подобно многим полным людям, Михаил поначалу производил на посторонних впечатление человека мягкого и флегматичного, даже сонного, однако на самом деле обладал бодрым парадоксальным умом и мгновенной реакцией, и никогда не лез за словом в карман. Поначалу любителей фантастики удивляло, как сумели сойтись Успенский, заслуживший репутацию острослова и весельчака, и Лазарчук, с его мрачными апокалиптическими фантазиями типа «Солдаты Вавилона», «Транквилиум», «Все, способные держать оружие» и др. Между тем соавторы на редкость органично дополняли друг друга.
Затем последовало ещё 2 их романа, продолживших первоначальную идею: «Гиперборейская чума» (1999) и заключительная часть трилогии «Марш экклезиастов» (2006), написанная уже после переезда Лазарчука в Санкт-Петербург, при участии Ирины Андронати, «в 6 рук».
«Загадок в истории столько, что на 3-х возах не утянешь. Есть где копать, есть о чём писать. Жалею, что пошёл учиться на журналиста, а не на историка. Поэтому сейчас приходится добирать. Чтобы не писать про «атаку конных арбалетчиков». Пишут же о Древней Руси, но не знают, что «боярский сын» не одно и то же, что «сын боярина», а «дьяк» и «дьякон» — 2 совершенно разных человека, занятых совершенно разными делами. И многое в современности становится понятным. Например, в своё время уникальнейшая, утончённая исламская цивилизация была сокрушена вшивыми безграмотными европейскими баронами-крестоносцами и немытыми кочевниками — и только теперь наступает реванш. Но нынешним политологам такое и в голову не придёт. И таких параллелей можно найти в истории множество. История вся — крипто. Но без тайны жить неинтересно» (из интервью М. Успенского «Независимой газете», 2002).
Последним большим совместным проектом соавторов стала трилогия «Весь этот джакч». В ней Успенский и Лазарчук рассказывают о событиях, которые разворачиваются на планете Саракш, придуманной Стругацкими для повести «Обитаемый остров», но не с точки зрения пришельца из коммунистического мира Полудня, а с позиции людей, родившихся и выросших на изуродованной войной планете.
«Это честная попытка заполнить те лакуны, которые оставались в «Обитаемом острове». Скажем, почему при таких методах воздействия на сознание в городах была преступность? Почему не было мотивирующих программ по ТВ, а только унылый шизофренический и параноидальный трип? Ведь те, кто распоряжался башнями, знали все их особенности — но при этом их не использовали. Ну вот, отсюда мы и станцевали: 15 лет до ликвидации башен, неделя во время ликвидации, 5 лет после ликвидации» (из интервью А. Лазарчука Анатолию Кишу, редактору интернет-издания «Новгородский портал»).
Увы, Успенский так и не увидел опубликованными ни одну из частей трилогии — романы «Соль Саракша» и «Любовь и свобода» были издали только в 2016 году. А 3-я часть, «Стеклянный меч», написанная Лазарчуком сольно на основе совместных наработок, увидела свет лишь в 2017 году.
Участвовал Успенский и в немногочисленных межавторских проектах, в том числе — «Миры братьев Стругацких. Время учеников», для которого он сочинил повесть «Змеиное молоко» (1996) — по мотивам повести АБС «Парень из преисподней» (1974).
В 1996 году Михаил принимал участие и в создании альтернативно-исторического романа-буриме «Последний полёт “Варяга”» (его главы 2,7,8), который сочиняли ещё 4 автора: Лазарчук, Бушков, Федотов и Леонид Кудрявцев. Роман этот завершён не был, но фрагменты текста сохранились и были затем опубликованы Лазарчуком в интернете.
«Зачин такой: Ломоносов изобрёл устройство, которое отсеивало негативное воздействие на историю. В итоге году к 1904-му у России уже был космический флот. Но мы эту историю так и не дописали. Заглохло всё из-за того, что участвовало слишком много людей. Вернёмся ли когда-нибудь к ней? Не знаю, может быть. Сейчас просто так много всего этого написано: все эти реваншистские мечты, что Сталин договорился с Гитлером, и они всех на уши поставили. “Какой могла быть Россия, если бы власти знали, с какого конца за ружьё браться”…» (из интервью М. Успенского «Миру фантастики»).
В 1996 году писателя пригласили в Германию, где он прочитал по университетам курс лекций о русской литературе. По возвращении Михаил описал впечатления от поездки в документальном цикле «Наш вояж. Путевые заметки» (1997).
А в 2010 году вышел роман Успенского из межавторского же сериала «S.T.A.L.K.E.R.» «Остальное — судьба» («В Зоне тоже есть своя аристократия. И один из самых ярких её представителей — молодой, и, как говорят, удачливый и неуязвимый сталкер Маркиз, не принадлежащий ни к одному из кланов, который не ищет артефакты и не гоняется за Счастьем, а спасает от смерти других — и вольных старателей, и военных, и миротворцев, и туристов»).
Писатель был лауреатом десятков жанровых премий. Так в 1993 году был награждён личной премией Б. Стругацкого «Бронзовая улитка» за повесть «Чугунный всадник»; в 1995 году — 2-я профессиональными премиями «Странник-1995»: за повесть «Дорогой товарищ король» и роман «Там, где нас нет» (кроме того, роман получил специальные премии «Меч в камне» за лучшее произведение в жанре фэнтези и приз Международного фестиваля юмора и сатиры «Золотой Остап» за юмористическую фантастику); в 1999 году — «АБС-премией» братьев Стругацких.
Михаил Успенский с премией «Золотой Остап», 1995 г.
«Получать премии всегда приятно, хотя бывают издержки. Так, вёз я как-то из Питера сразу 2 статуэтки премий — «Странников» с мечами и посохами, а один из них возьми да и пропори мечом флакон с шампунем... Весь рюкзак залил! А ещё нет у меня ни «Аэлиты», ни «Урании» (очень красивые призы), так что стимул есть!» (из интервью М. Успенского «Независимой газете»).
Михаил Успенский с премией «Странник», 2005 г.
К позднему периоду творчества писателя относятся романы в жанре альтернативной истории «Три холма, охраняющие край света» (2007) и «Райская машина» (2009), а также мифологическая серия «подростковых» романов о приключениях мальчика из реального мира во вселенной «Жихарианы»: «Богатыристика Кости Жихарева» (2013) и «Алхимистика Кости Жихарева» (2014).
Писатель был полон творческих планов.
« — Собирались делать мультфильм про Жихаря, но пришёл Михалков и забрал все деньги на «Утомленные солнцем-2»…
Теперь хочу написать роман о Сибири обезлюдевшей: население переселено в Европейскую часть России, а здесь лишь качают нефть и перевозят грузы по Транссибу» (из интервью М. Успенского Татьяне Шокаревой, портал KP.RU, декабрь 2010).
Но 13 декабря 2014 года Михаил Глебович Успенский умер у себя дома, на 65-м году жизни. В последние годы жизни у него диагностировали сердечную недостаточность, высокое давление, тахикардию. Вдова писателя Нелли сообщила: «Михаил Глебович скончался во сне».
«Умер он легко — лёг спать и не проснулся. Бог не каждому такое дарит. Это надо заслужить. Писателей таких в России — раз-два и обчёлся, а в Красноярске и того меньше» (Алексей Бабий, друг писателя, руководитель Красноярского отделения общества «Мемориал»).
Прощание прошло 16 декабря в Союзе журналистов Красноярского края, похоронен писатель на Аллее Славы Бадалыкского кладбища Красноярска.
29 ноября 2020 года, в день, когда писателю исполнилось бы 70 лет, завершился, проходивший 3 дня, I Всероссийский фестиваль фантастики памяти Успенского, организованный Красноярским Домом искусств. С тех пор фестиваль проходит в эти дни ежегодно. К участию в нём приглашают авторов старше 18 лет, независимо от литературного стажа, количества публикаций, вышедших книг и полученных премий. И даже ранее не опубликовавших своих произведений. Конкурс проводится в номинациях: «Малая проза» — прозаическое произведение в жанре фантастики (не более 15 стр.), «Фантастическая сказка» — произведение в жанре фантастики (не более 8 стр.), «Публицистическое произведение о фантастике (статья, рецензия, эссе)» (не более 8 стр.).
А в 2021 году в память о писателе издательство «Престиж Бук» (Москва) выпустило книгу «Драчёвские были, или Повесть безвременно ушедших лет». Она была написана ещё в 1970-е гг. Успенским, Корабельниковым, Федотовым и Виталием Шлёнским в жанре «русской литературной сказки». Повесть эта сочинялась авторами для себя и людей своего круга, и была издана тогда в виде 4-х (!) самиздатовских копий. Долгие годы текст считался утраченным, однако затем, чудесным образом, был найден 1 экземпляр! Книга была издана в оригинальной авторской редакции и иллюстрирована большим количеством рисунков, созданных специально для неё красноярским художником и дизайнером Виктором Милованцевым.
1 марта 2022 года в г. Зеленогорск (Красноярский край) открылась библиотека, которая носит имя М.Г. Успенского.
А 26 ноября 2022 года, в рамках проекта «Наследие Красноярского края», на доме №3А по ул. Академика Киренского, где Успенский жил с 1989 года, был установлен памятный знак. На открытии присутствовали родные, друзья, писатели, представители министерства культуры края, Дома Искусств, общественники и жители. На доске есть QR-код, который после сканирования перенаправляет на страницу портала Красноярского края с информацией о писателе.
Награды и премии:
1983 — «Золотой телёнок» — премия, учреждённая в 1970 г. редакцией «Литературной газеты» («Клуба 12 стульев»). Присуждается ежегодно за лучшие сатирические и юмористические произведения, а также рисунки и карикатуры, размещённые в рубрике «Клуб 12 стульев». Название её является отсылкой к одноимённому роману И. Ильфа и Е. Петрова. Лауреатам выдаётся диплом, некоторое время премия включала также и денежную сумму. Изначально премия называлась призом («Золотой телёнок», «Серебряный телёнок» и «Бронзовый телёнок»). Победителей выбирало жюри в составе: кинорежиссёр Леонид Гайдай, писатели Фазиль Искандер и Леонид Лиходеев, народные артисты СССР Леонид Утёсов и Аркадий Райкин и др., под председательством администратора клуба Виктора Веселовского.
Премия «Бронзовая улитка» — присуждалась по итогам года: за лучшую фантастическую публикацию крупной формы (роман), средней формы (повесть), малой формы (рассказ, новелла), а также за лучшее критико-публицистическое произведение, посвященное проблемам фантастики. Учреждена в 1992 г. А. Сидоровичем, А. Николаевым и Б. Стругацким. Председателем и единственным членом жюри премии являлся Б.Н. Стругацкий. Шорт-лист премии совпадал с шорт-листом «Интерпресскона» и формировался на основе голосования номинационной комиссии «Интерпресскона». После смерти Б. Стругацкого было принято решение, что с 2013 г. премия вручаться не будет. А на «Интерпрессконе-2014» А.Сидорович подтвердил, что премия прекратила существование, навсегда оставшись «премией Бориса Стругацкого»:
1992 — Номинация «Крупная форма» — «Чугунный всадник» (1990);
1998 — Номинация «Малая форма» — «Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии» (совместно с Андреем Лазарчуком, 1997).
Премия «Странник» — международная премия, присуждаемая за лучшие русскоязычные фантастические произведения вне зависимости от того, где они изданы. Учреждена в 1994 г. издательством «Terra Fantastica», компанией «Корвус» и корпорацией «РОССКО». В жюри входят профессиональные писатели, выбирающие лауреатов из лучших фантастических произведений предшествующего года. Премия вручается по номинациям: крупная форма, средняя форма, малая форма, перевод, критика, публицистика, литературоведение, редактор, составитель, художник, издательство. Раз в 2 года на конвенте «Странник» так же вручают жанровые премии «Мечи».
1995 — Номинация «Средняя форма» — «Дорогой товарищ король» (1994);
1996 — «Золотой Остап» — «Там, где нас нет» (1995);
1999 — Номинация «Крупная форма» — «Там, где нас нет» (1995);
2006 — Номинация «Юмористическая фэнтези» — «Белый хрен в конопляном поле» (2002).
«Мечи» — уникальные жанровые премии «Странника», не имеющие аналогов в мире. Вручаются раз в 2 года на фестивале «Странник». Они содержат в названии слово «меч» и имеют вид парадных мечей. Впервые вручение жанровых премий (по итогам 1992-94 гг.) состоялось в Красноярске в марте 1995 г. в рамках фестиваля фантастики «Сибирь, XXI век». Все остальные вручения проходили в Санкт-Петербурге в рамках Конгресса фантастов России:
1995 — «Меч в камне» — «Там, где нас нет» (1995);
1999 — «Меч в зеркале» — «Посмотри в глаза чудовищ» (с А. Лазарчуком, 1997);
2008 — «Меч в камне» — «Невинная девушка с мешком золота» (2005).
Премия «Интерпресскон» — учреждена А. Сидоровичем и А. Николаевым в 1993 г., присуждается по итогам года: за лучшую фантастическую публикацию крупной формы (роман), средней формы (повесть), малой формы (рассказ, новелла), лучшую дебютную книгу, лучший сверхкороткий рассказ, лучшее критико-публицистическое произведение, посвященное проблемам фантастики, лучшему художнику-иллюстратору и художнику-оформителю обложки, лучшему издательству. Лауреаты определяются всеобщим голосованием участников «Интерпресскон» ‘а по номинационным спискам:
1997 — Номинация «Средняя форма» — «Змеиное молоко» (1996);
1999 — Номинация «Малая форма» — «Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии» (с А.Лазарчуком, 1997);
2010 — Номинация «Крупная форма» — «Райская машина» (2009);
2018 — Номинация «Крупная форма» (трилогия) — цикл «Весь этот джакч» (с А. Лазарчуком)
.
«АБС-премия» (премия братьев Стругацких) — учреждена Санкт-Петербургским «Центром современной литературы и книги» при содействии литературной общественности в целях стимулирования творческой и издательской активности в сфере фантастики. Вручается 1 раз в год 21 июня, в день, равноотстоящий от дат рождения каждого из братьев с 1999 г. на базе «Центра современной литературы и книги». Вручается по 2 номинациям: за лучшее художественное произведение (роман, повесть, рассказ), за лучшее критико-публицистическое произведение о фантастике или на фантастическую тему (статья, рецензия, эссе, книга). К рассмотрению принимаются написанные и опубликованные на русском произведения, независимо от места их издания. Состав Жюри ранее ежегодно определялся лично Б. Стругацким. Рекомендации по составу принимались и рассматривались им до конца года. Сам он членом Жюри не являлся.
2003 — Номинация «Художественное произведение» — «Белый хрен в конопляном поле» (2002);
2010 — Номинация «Художественное произведение» — «Райская машина» (2009);
2014 — Номинация «Художественное произведение» — «Богатыристика Кости Жихарева» (2013);
2015 — Номинация «Художественное произведение» — «Алхимистика Кости Жихарева» (2014) (посмертно);
2018 — Номинация «Художественное произведение» — Цикл «Весь этот джакч» (с А. Лазарчуком) (посмертно).
«Звёздный мост» — премия Харьковского Международного фестиваля фантастики (ХМФФ «Звёздный Мост»), впервые проведённого в сентябре 1999 г. КЛФ «Контакт». Премии делятся на 2 типа: «демократические» и «авторитарные». Демократические учреждены оргкомитетом и вручаются по результатам общего голосования участников ХМФФ. К ним относятся: «Лучший цикл, сериал и роман с продолжением», «Лучший роман», «Лучшая дебютная книга», «Критика, публицистика и литературоведение», «Портрет Дориана Грея» (за лучшую неопубликованную иллюстрацию к отечественной фантастике последних 5 лет), «Эпиграмма-Ф» (за лучшую эпиграмму на писателя-фантаста или на фантастическое произведение), «Мастер Фэн-До» (за лучшее изображение боевых искусств в фантастике, вручалась 1999-2002 гг.). На премии могут номинироваться только произведения (романы, циклы, сериалы, дебютные книги, эпиграммы, критические статьи, художественные работы, скульптуры и т.д.) отечественных (русскоязычных) авторов, имеющие отношение к фантастике и впервые изданные в промежуток между 1 сентября года, предшествующего фестивалю, и 1 сентября года проведения соответствующего фестиваля. Победителям вручаются памятные призы: «Золотой Кадуцей» за 1-е, «Серебряный Кадуцей» за 2-е и «Бронзовый Кадуцей» за 3-е место в основных номинациях:
1999 — Номинация «Лучший цикл, сериал и роман с продолжением», «Бронзовый Кадуцей»: «Кого за смертью посылать» (1998);
2010 — Номинация «Лучший роман», «Бронзовый Кадуцей»: «Райская машина» (2009).
Премия Фестиваля «Зиланткон» — фестиваля, проводимого в Казани в рамках культурной общественной инициативы сообществ любителей фантастики и ролевых игр, при поддержке Городского комитета по делам молодёжи. Ежегодно собирает более 1000 человек из России, ближнего и дальнего зарубежья. Помимо литературной части и обсуждения проблем ролевых игр в программу входят самодеятельные шоу (балы, турниры, концерты, театральные постановки), а также семинары, круглые столы, презентации, кинопоказы и др. культурные мероприятия. Впервые фестиваль был проведён в 1991 г. по инициативе КЛФ «Странники» при содействии Казанского госуниверситета. Первым организатором и председателем оргкомитета (1991-2000 гг.) был известный фэн Андрей Ермолаев. Начиная с 2001 г. оргкомитетом руководит Борис Фетисов. Содержательная часть конвента посвящена актуальным вопросам в сфере фантастической литературы и ролевых игр, изучению феномена фантастики в литературе и искусстве, рассмотрению теоретических и практических вопросов, связанных с организацией и проведением ролевых игр. Начиная с 1995 г. в рамках фестиваля присуждаются литературные премии «Большой Зилант» и «Малый Зилант». Не имеет значения, относится ли произведение к НФ или к фэнтези:
2010 — «Большой Зилант» — «Три холма, охраняющие край света» (2007);
2015 — «Большой Зилант» — «Соль Саракша» (с А. Лазарчуком, 2016).
2010 — «Мемориальная премия им. Кира Булычёва» — учреждена журналом «Если» совместно с агентством «ИМА-пресс», вручается за высокий литературный уровень и человечность, проявленную в произведении. Премия оформленная в виде миниатюрной пишущей машинки — символа труда писателя. Состав жюри: 2 сотрудника «Если», все писатели, входящие в Творческий Совет, членом которого был И.В. Можейко, и 4 жанровых критика. Первоначально вручалась вместе с премией «Сигма-Ф» на Московском Форуме фантастики, затем обе премии вручались на «РосКоне», с 2010 г. вручается только на «РосКоне»: — «Райская машина» (2009).
2010 — «Серебряная стрела» (ранее — Московский Конвент («МосКон»)) — независимое мероприятие, организованное группой единомышленников и посвящённое фантастической литературе. Премии (кубки) вручаются по 3 номинациям: «Лучший писатель года», «Лучшая книга года», «Открытие года». Победители определяются закрытым голосованием читателей, безо всяких списков (голоса отдаются тем авторам и книгам, которые произвели впечатление на читателя и о которых он помнит к концу года). 1-й конвент «МосКон» (без присуждения призов) прошёл в 2006 г., 2-й — в январе 2007 г. На нём уже было организовано голосование, в котором мог принять участие любой желающий: любители фантастики, простые читатели, писатели и критики. В 2007 г. конвент сменил название на «Московский фестиваль фантастики “Серебряная стрела”» (оргкомитет: Ю. Рыженкова, М. Головкова, С. Кузнецов). 1-й тур голосования проводится на сайте конвента, проголосовать может любой зарегистрированный пользователь, 2-й — непосредственно в рамках фестиваля. Номинация «Реальный мир» — «Райская машина» (2009)
.
2014 — Книга года по версии «Фантлаба»/FantLab's book of the year award — приз читательских симпатий сайта «Лаборатория фантастики». Присуждается с 2007 г. по результатам голосования «лаборантов» сайта. Нет ни номинационной комиссии, ни списков — достаточно лишь отправить сообщение организаторам. На премию выдвигаются тексты, опубликованные с начала ноября прошедшего года до конца ноября текущего года («правило 13 месяцев»). Конкурс состоит из 2 туров: отборочный и итоговый. На 1-м этапе голосование проводится в 5 номинациях: «лаборанты» присылают своих кандидатов из числа текстов, вышедших за последние 13 месяцев. По результатам голосования формируется шорт-лист из 3 номинантов, по которым голосование продолжается в течение 2-х месяцев. Номинация: «Лучшая сетевая публикация. Крупная форма» — цикл «Весь этот джакч» (с А. Лазарчуком).
2015 — Премия «Басткон»’а — литературно-практической конференции, проводимой с 2001 г. московской литературно-философской группой «Бастион». Участники конференции — писатели, редакторы, журналисты, переводчики и критики, — слушают доклады, участвуют в дискуссиях, «школах перевода», литературных семинарах, а на 2-й день конференции вручают награды. Основные награды, вручаемые на фестивале: «Меч Бастиона» (с 2000) — главный приз фестиваля от коллегии ЛФГ «Бастион», «Чаша Бастиона» (с 2002) — занявшим 2-е и 3-е место по итогам общего голосования; коммерческая премия «Иван Калита» (с 2002), призовая сумма которой определяется количеством участников, сдавших взнос в призовой фонд. Голосование ведётся по номинационному списку «Басткона», а участвуют только те, кто сдал деньги; диплом «Зеркало» (с 2003), которым отмечаются достижения в области перевода, премия «Карамзинский крест» (с 2007) — за позитивное отображение истории России; премия «Бесобой» (с 2005) — за достижения в мистической (сакральной) фантастике; премия им. Вл. Одоевского (с 2006) — за поддержание традиций интеллектуальной фантастики; премия «Два сердца» (с 2007) — за создание яркого художественного образа Москвы или С-Петербурга: «Премия им. Вл. Одоевского» (посмертно).
Библиография М. Успенского:
Сборники рассказов: «Аристократы» (триптих): «Эквадорские бананы», «Граф во графьях», «К роду отцов своих» (1985); «Дурной глаз» (1988); «Из записок Семена Корябеды» (1990).
Цикл «Приключения Жихаря»: «Там, где нас нет» (1995), «Время Оно» (1997), «Кого за смертью посылать» (1998), «Белый хрен в конопляном поле» (2001), «Невинная девушка с мешком золота» (2005), «Богатыристика Кости Жихарева» (2013), «Алхимистика Кости Жихарева» (2014).
Юмористическая фантастика: «Семь разговоров в Атлантиде» (1986), «В ночь с пятого на десятое» (1987), «Чугунный всадник» (1989), «Дорогой товарищ король» (1992), «Жёлтая подводная лодка „Комсомолец Мордовии“» (совместно с Андреем Лазарчуком, 1997).
Юмористическое фэнтези: «Устав соколиной охоты» (1990), «Драчёвские были, или Повесть безвременно ушедших лет» («русские литературные сказки», с О. Корабельниковым, С. Федотовым, В. Шлёнским, 2021, ранее самиздат 1970-е гг.).
НФ: «Посмотри в глаза чудовищ» (с А. Лазарчуком, 1997), «Гиперборейская чума» (с А. Лазарчуком, 1999), «Марш экклезиастов» (с А. Лазарчуком и И. Андронати, 2006), «Райская машина» (2009), цикл «Весь этот джакч» (с А. Лазарчуком): «Соль Саракша» (2016), «Любовь и свобода» (2016), «Стеклянный меч» (2017).
Фантастический детектив: «Три холма, охраняющие Край Света» (2007).
Фантастический боевик: «Змеиное молоко» (сб. «Миры братьев Стругацких. Время учеников-1», 1996), «Остальное — судьба» (межавторский цикл «S.T.A.L.K.E.R.», 2010).
«Наш вояж. Путевые заметки. Германия 1997 год» (док. цикл): «По следам Бременских музыкантов», «Он идёт из Брунзовика…», «Пол-Германии проехал, даже в Турции бывал».
«Солдатская сказка. Под музыку Игоря Стравинского» (пьеса, 2012)
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://dzen.ru/a/ZsSnWzo-SGUGaBRe
https://журнальныймир.рф/sites/zhurmir/files/pdf/din-2023-5-14-25.pdf\
https://www.livelib.ru/author/154-mihail-uspenskij
https://www.mirf.ru/book/mihail-uspenski
https://babr24.com/kras/?IDE=131345&like=store
https://dzen.ru/a/Y2DIxCiKj0YKthTf
https://www.krsk.kp.ru/online/news/788506/
https://библиотека-маяковского.рф/o-dk/glavnye-sobytiya/14320/
15 комментариев
2 недели назад
.
Знаете, и хорошо, что не написал. Даже учитывая, что фантастика.
И дело совсем не в том, что я (хотя и не живу сейчас там) родился в Сибири. Как-то это.. брр...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 недели назад
.
Скузи, уважаемый автор, но Толкина. Толкина, а не "Толкиена", блть!!
Извините за экспрессию.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 недели назад
Джон Ро нальд Ру эл «Дж. Р. Р.» То лкин (англ. John Ronald Reuel «J. R. R.» Tolkien.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 недели назад
НО.
Было интервью, и корреспондент (причём, если мне склероз не изменяет, англоязычный) прямо спросил, мол, а как вас произносить?
И Джон Роналд (и так далее) прямо ответил:
- Толкин.
Думается мне, носитель лучше корреспондентов, копипастеров и прочих цитатников - знает, как его называть.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 недели назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 недели назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 недели назад
.
Тады ой.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена